Enter Title

  1. «Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования»: Методические рекомендации

    Новое! / под ред. А.Ю. Шеманова. – М., 2012 г. Авторский коллектив: Алехина С.В., Варданян А.г., Верховская М.В., Востров И.М., Девяткова Т.А., Лявдянская А.Я., Милованова М.В., Попова Н.Т., Смирнова С.А., Смотрелкина М.Н., Шеманов А.Ю., Щербакова А.М.

    ISBN 978-5-906202-03-1
  2. Скачать документ... «Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях»

    Новое! / отв. редактор С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012. 92. Самсонова Е.В. кандидат психологических наук, руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, директор, Дмитриева Т.П. научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, Сабельникова С.И. заместитель директора окружного методического центра Центрального окржного управления образованием города Москвы, Семаго Н.Я. канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, Семаго М.М. канд, психол. наук. ведущий научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, Аркелян А.С. кандидат педагогических наук, директор ГБОУ СОШ № 305

    ISBN 978-5-94051-120-6
  3. Скачать документ... «Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении» Новое! Коллектив авторов - Левченко И.Ю., доктор психологических наук, профессор, МГГУ им. М.А. Шолохова, Приходько О.Г. доктор педагогических наук, профессор ИСПОиКР МГПУ, Кутепова Е.Н. кандидат педагогических наук, доцент ИПИО МГППУ, Сатари В.В. канд. психол. наук, ЦПМСС «Раменки», Николаенко В.И. директор специальной (коррекционной) школы-интерната VI вида № 44
  4. Скачать документ... «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»

    Новое! Методические рекомендации для учителей начальной школы / под редакцией Е.В. Самсоновой. -М.: МГППУ, 2012. – 84. Дмитриева Т.П. научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, Сабельникова С.И. заместитель директора окружного методического центра Центрального окружного управления образованием города Москвы, Хотылева Т.Ю. кандидат психологических наук заместитель руководителя центра психолого-педагогического сопровождения детей и подростков МГППУ

    ISBN 978-5-94051-119-9
  5. Скачать документ... «Создание специальных условий для детей с нарушением зрения в общеобразовательных учреждениях»

    Новое! /отв. редактор С.В. Алехина // под редакцией Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56. Авторы-составители Семаго  М.М. канд, психол. наук. ведущий научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, Рыскина В.Л. старший научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, Дмитриева Т.П. научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, Гладилина Л. Н. директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Давыдкова», Борисова Е.Б. зам. Директора Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Давыдкова», Хрулева М.Н. координатор по инклюзии Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Давыдкова»

    ISBN 978-5-94051-115-1 – Общее образование

  6. Скачать документ... «Создание специальных условий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях»: методический сборник

    Новое! / отв. ред. С.В. Алехина // под. Ред. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. -64. Приходько О.Г. доктор педагогических наук, директор института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ, Гусейнова А.А. кандидат педагогических наук, зав. кафедрой логопедии института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ, Дедюхина Г.В. кандидат педагогических наук, учитель логопед ГБОУ Центр развития ребенка – детский сад № 1678 ЦОУО, Тюрина Н.Ш. кандидат педагогических наук , учитель-дефектолог ГБОУ  центр развития ребенка – детский сад № 1678 ЦОУО, Семаго М.М. канд., психол. наук. ведущий научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ

    ISBN 978-5-94051-118-2
  7. Скачать документ... «Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях»

    Новое! Методический сборник / ответственный редактор С.В. Алехина // под редакцией Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56. Любимов М.Л. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, директор ГБОУ Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Благо» Западного окружного управления образования,  Кулакова Е.В. кандидат педагогических наук, руководитель отдела ГБОУ  Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Благо» Западного окружного управления образования,  Семаго  М.М. канд, психол. наук. ведущий научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, Любимова М.М. кандидат педагогических наук , заместитель директора ГБОУ  Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Благо» Западного окружного управления образования, Дмитриева Т.П. научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ

    ISBN 978-5-94051-117-5
  8. Скачать документ... «Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях»

    Новое! Методический сборник / отв. Редактор С.В. Алехина  // под редакцией Е. В. Самсоновой – М.: МГППУ, 2012. -56. Семаго Н.Я. канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, Семаго  М.М. канд, психол. наук. ведущий научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ

    ISBN 978-5-94051-116-8

  9. Скачать документ... Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения в интегративной среде детей с нарушениями интеллектуального развития Методические рекомендации / Авт.-сост. Ю.В. Афанасьева, А.А. Еремина, Е.Н. Моргачева. Подред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2008. – 92 с. 
  10. Скачать документ... Как помочь ребенку научиться читать? Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Ю.А. Костенкова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2008. – 78 с. 
  11. Скачать документ... Особенности усвоения математики учащимися с труд ностями в обучении Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Ю.А. Костенкова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепо вой. – М.: РУДН, 2008. – 67 с. 
  12. Скачать документ... Преодоление речевых ошибок в письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Т.В. Волосовец, Е.Н. Ку тепова. – М.: РУДН, 2008. – 74 с. 
  13. Скачать документ... Разработка индивидуального плана обучения Система специального образования: политика, процедуры, рекомендации Министерство образования провинции Британская Колумбия, Канада. Материал предоставлен РБОО Центр Лечебной Педагогики. М., 2011 
  14. Скачать документ... Система занятий для учащихся 3–4-х классов, испытывающихтрудности в изучении русского языка / Авт.-сост. Н.В. Горина.Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 63 с. 
  15. Скачать документ... Справочно-информационные материалы по дистанционному обучению / отв. ред. С.А. Войтас, сост. С.В.Алехина, А.А. Ездов, В.К. Мяэотс. - М.: МГППУ, 2011
  16. Скачать документ... Учителю о нарушениях речи Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.В. Мазурова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2008. – 59 с. 
  17. Открыть в новом окне... Школа открытая для всех М.: РООИ "Перспектива" 2003 
  18. Открыть в новом окне... Школа, доступная для всех М.: РООИ «Перспектива» 2003 
  19. Скачать документ... Бабич Н.Ф. Москва, Россия О специфике работы с музыкой в особом театре // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  20. Скачать документ... Баймуратова А.Т. Алматы, Казахстан О некоторых трудностях детей с нарушением слуха в процессе обучения в общеобразовательной школе // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  21. Скачать документ... Батшева Л.В., Бутова О.И., Тарасова Г.В. Москва, Россия Расширение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности и школьного телевидения // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  22. Скачать документ... Бражник Ю.В., Васина М.В., Покидченко Т.А. Москва, Россия Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды ГОУ санаторно-лесной школы № 7 // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  23. Скачать документ... Буковцова Н.И. Самара, Россия Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011 
  24. Скачать документ... Бут Тони, Эйнскоу Мэл Показатели инклюзии М.: РООИ «Перспектива», 2009
  25. Скачать документ... Бучина О.В. Ярославль, Россия Проблемы внедрения инклюзивного образования в Ярославской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011
  26. Скачать документ... Вачков И.В. Москва, Россия Модели толерантного отношения к детям с ОВЗ у их сверстников // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  27. Скачать документ... Верховская М.А., Попова Н.Т. Москва, Россия «Древо ремесел» как модель формирования индивидуального образовательного маршрута в инклюзивном дополнительном образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  28. Скачать документ... Володина И.С., Дорохина А.В. Ростов-на-Дону, Россия Отношение специалистов системы общего образования и ПМС-центров к инклюзивному обучению // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  29. Скачать документ... Гончаренко М.С. Москва, Россия Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  30. Скачать документ... Давыдова Л.Н., Колокольцева М.А. Астрахань, Россия Развитие нравственного отношения младшего школьника к сверстникам в процессе инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  31. Скачать документ... Ертанова О.Н., Михайлова Н.Н. Москва, Россия «Инклюзия» и возможности кино // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  32. Скачать документ... Ертанова О.Н., Михайлова Н.Н. Москва, Россия Фильмотека как ресурс инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  33. Скачать документ... Загрядская В.Н. Москва, Россия Особенности включения детей со сложной структурой дефекта в образовательное пространство учреждения системы дополнительного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  34. Скачать документ... Иванова Н.Н. Якутск, Россия Модель образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  35. Скачать документ... Кудряшова И.Ю. Санкт-Петербург, Россия Технология «Портфолио» как эффективная форма повышения качества социогуманитарного знания в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  36. Скачать документ... Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха) Методическое пособие /отв. ред. С.А. Войтас – М.: МГППУ, 2011.– 278 с.
  37. Скачать документ... Летуновская С.В. Москва, Россия Формирование здоровьесберегающего поведения у школьников с нормальным и сниженным интеллектом в условиях инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  38. Скачать документ... Лопес Родригес Альмерия, Испания Творчество, искусство и инвалидность. Фестивали и театры в Испании и странах Латинской Америки // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  39. Скачать документ... Медведева Л.Б. Москва, Россия Обучающий досуг как форма образовательной деятельности молодых инвалидов // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  40. Скачать документ... Мельник Ю.В. Ставрополь, Россия Толерантное отношение к нетипичности подростка у одноклассников на современном этапе развития инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  41. Скачать документ... Моисеева М.В., Розенблюм С.А. Москва, Россия Организация инклюзивного образования в средней школе // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  42. Скачать документ... Наумов А.А. Пермь, Россия Технологическая модель реализации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.
  43. Скачать документ... Олтаржевская Л.Е. Москва, Россия Ресурсные возможности школы для инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  44. Скачать документ... Петрокович Н.А. Москва, Россия Спорт как включающая среда // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  45. Скачать документ... Попова Н.Т. Москва, Россия Роль театральной деятельности в формировании инклюзивной социокультурной среды // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  46. Скачать документ... Розенблюм С.А. Москва, Россия Из опыта внедрения инклюзивного образования в средней школе // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011
  47. Скачать документ... Рязанова Ю.А. Москва, Россия Рефлексия педагогической деятельности по реализации принципа инклюзии в условиях дистанционного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  48. Скачать документ... Сабельникова С.И. Москва, Россия Программа коррекционной работы в образовательном учреждении – системный подход к развитию инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 
  49. Скачать документ... Чушева Л.Н. Опочка, Россия Новая роль специального (коррекционного) образовательного учреждения // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011
  50. Скачать документ... Шпитальская И.Ю. Москва, Россия Особенности обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГОУ санаторно-лесная школа № 7 // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011 

Общее образование

Видно только администраторам

1. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. [Электронный документ]– М.: РООИ "Перспектива", 2005. 

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечиывает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. 

2. Школа открытая для всех. [Электронный документ]. - М.: РООИ "Перспектива" 2003

Мы адресуем эту брошюру преподавателям школ, техникумов, вузов и других учебных заведений.

Мы хотим, чтобы педагоги смогли преодолеть свои предубеждения по отношению к детям и молодым людям с разными формами инвалидности и их способностям.

Кроме того, мы хотим познакомить учителей с особенностями общения с детьми, имеющими тот или иной вид инвалидности. Ведь именно учитель может воспитать будущее поколение в духе толерантного отношения к «непохожему».

Общество должно избавиться от стереотипного представления, что все инвалиды – это просто «больные люди», и воспринимать каждого инвалида как личность.

В этой брошюре – речь об этичном и корректном обращении с детьми, имеющими те или иные формы инвалидности.

3. Школа, доступная для всех. [Электронный документ] – М.: РООИ «Перспектива» 2003

Эту брошюру мы посвящаем оборудованию общеобразовательных школ для детей-инвалидов, для которых единственным препятствием для обучения являются архитектурные барьеры.

4. Показатели инклюзии. Тони Бут, Мэл Эйнскоу. М.: РООИ «Перспектива», 2009   Допускается копирование текста в целях использования материалов  в школах. Разработка инклюзивной ПОЛИТИКИ. Развитие инклюзивной ПРАКТИКИ. Создание инклюзивной КУЛЬТУРЫ.Тони Бут, Мэл Эйнскоу, под редакцией Марка Вогана, основателя Центра изучения инклюзивного образования. Бристоль, Великобритания Перевод пособия осуществлен РООИ «Перспектива» Москва, Россия. «Показатели инклюзии» - это подборка практических материалов, направленных на формирование действий по созданию такой атмосферы в школах, которая позволяет по-настоящему включить всех участников образовательного процесса в школьную жизнь, иначе говоря, действий по созданию и развитию в школе «включающей», инклюзивной образовательной среды для всех членов школьного сообщества. Материалы «Пособия» могут оказать школам существенную помощь в самостоятельной разработке шагов, ведущих к созданию у себя инклюзивной образовательной среды. Данные материалы основаны на тех знаниях, которыми участники образовательного процесса уже обладают в той или иной степени. Эти материалы способствуют также развитию любой школы, независимо от того, насколько «инклюзивной» она сама себя считает. Научный редактор - Наталья Борисова, заместитель директора школы по работе с детьми с особыми образовательными потребностями ГОУ СОШ № 1321 «Ковчег», MSc in Social Work (Social Management)/The University of Manchester Переводчик – Игорь Аникеев. Общая редакция - Мария Перфильева. Допускается копирование текста в целях использования материалов в школах.  

5. Справочно-информационные материалы по дистанционному обучению / отв. ред. С.А. Войтас, сост. С.В.Алехина, А.А. Ездов, В.К. Мяэотс. - М.: МГППУ, 2011. Издание содержит информацию об интернет ресурсах, которые могут быть использованиы при получении общего, дополнительного образования, при выполнении домашних заданий, для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам и адресовано родителям и специалистам образовательных учреждений, в том числе, учреждений, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. 

6. Разработка индивидуального плана обучения. Система специального образования: политика, процедуры, рекомендации Министерство образования провинции Британская Колумбия, Канада. Материал предоставлен РБОО Центр Лечебной Педагогики. М., 2011 

7. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха). Методическое пособие /отв. ред. С.А. Войтас – М.: МГППУ, 2011.– 278 с. Книга, которая перед вами, – это рассказ о том, при каких условиях дети с ограниченными возможностями развиваются, подчиняясь закономерностям развития нормальных детей. Другими словами – как нормализовать условия обучения и воспитания детей-инвалидов. В книге представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения – в семье, в детском саду и в школе. Данный опыт базируется на теории, лежащей в основе психолого-педагогической «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха», существующей и эффективно работающей с 1966 года. Основным педагогическим средством построения учебного процесса в этой Системе является конструирование взрослым (родителем, воспитателем, учителем) собственного педагогического поведения. В книге предложена методология, способы и средства, для того чтобы взрослый мог организовать эффективное учебное и воспитывающее пространство в условиях инклюзивного образования.Исследования показали, что использование данного метода активизирует речевое развитие детей с нормальным слухом. Поэтому рекомендации по организации общения и формированию речи и речевого слуха у детей с нарушениями слуха оказываются чрезвычайно полезными в обучении слышащих детей. Метод успешно применяется в инклюзивной практике. 

8. Первые шаги в интеграции (из опыта работы специальной (коррекционной) школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей № 10 «Интеграция» г. Москвы)/ под.ред. Зыклвой Т.С. – М.,  2007. Учебное пособие включает материалы учителей и воспитателей специальной (коррекционной) школы для слабослышащих и позднооглохших детей № 10 «Интеграция» г. Москвы. Представлен обобщенный опыт работы педагогического коллектива по экспериментальной разработке учреждения нового типа для обеспечения социальной и образовательной интеграции детей с нарушенным слухом.В статьях руководителей и педагогов школы представлены конкретные материалы, отражающие содержание, методы, формы работы по организации совместного обучения и воспитания слабослышащих детей и детей без нарушений слуха в условиях специального (коррекционного) учреждения II вида. Пособие также включает Приложение, где представлены конспекты занятий, тематические планы, материалы психологических обследований школьников и др. Учебное пособие адресовано педагогам и другим специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеобразовательные учреждения; пособие также может быть использовано для системы профессионального образования и повышения квалификации. 

9. Система занятий для учащихся 3–4-х классов, испытывающихтрудности в изучении русского языка / Авт.-сост. Н.В. Горина.Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 63 с.Содержание курса направлено на преодоление основных, наиболее стойких ошибок на письме у учащихся 3–4-х классов общеобразовательной школы. Структура курса представлена в виде 8 занятий по 45 минут. Каждое занятие может быть использовано вне общего курса как обычный методический материал для повторения или закрепления пройденной орфограммы или грамматического навыка на дополнительных занятиях или дома. Тематический план составлен с учетом принципа морфемного анализа слов.При выполнении заданий одного блока используется речевой материал с орфограммами в корне слов (1–6-е занятия). При выполнении заданий второго блока – орфограммы в корне и приставках (7, 8-е занятия). Блоки могут использоваться в произвольном порядке, зависящем от конкретной орфографической проблематики учебной группы. Каждое последующее занятие начинается с повторения материала, который отрабатывался на предыдущем занятии.Основная цель курса – развитие устной и письменной речи младших школьников, а также некоторых функций неречевого характера.Основные задачи курса:Развитие устной речи.Совершенствование процесса письменной речи.Развитие неречевых функций.Своеобразие предложенной системы коррекции письма и выработки навыков русского правописания заключается в использовании специальных приемов, вовлекающих в обучение рече-слуховые, речедвигательные и речезрительные функциональные системы. Курс разработан на основе коррекционно-логопедических методик по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников и методики преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях.

10. Учителю о нарушениях речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.В. Мазурова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2008. – 59 с.Аннотация/ В школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, научить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Таким образом, цель данного методического пособия заключается в определении типичныхречевыхошибок школьников в письменных работах учащихся и создании комплекса специальных упражнений для их устранения.

11. Особенности усвоения математики учащимися с труд ностями в обучении: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Ю.А. Костенкова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепо вой. – М.: РУДН, 2008. – 67 с.Аннотация. В представленном учебном пособии рассматриваются вопросы обучения математике детей, испытывающих трудности в обучении. В задачу авторов пособия входило помочь педагогам и родителям понять трудности стойко неуспевающих младших школьников в освоении учебных предметов (на примере математике) и подвести к пониманию своеобразия системы коррекционно-развивающего обучения.

12. Преодоление речевых ошибок в письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Т.В. Волосовец, Е.Н. Ку тепова. – М.: РУДН, 2008. – 74 с.Аннотация. В пособии рассматриваются особенности нарушений письменной речи у школьников. Цель данного методического пособиязаключается в определении типичных речевых ошибок в письменных работах учащихся и создании комплекса специальных упражнений для их устранения. В пособии раскрыты направления, методы и приемы коррекционной работы учителя русского языка и литературы в старших классах общеобразовательной школы.

13. Как помочь ребенку научиться читать? Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Ю.А. Костенкова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2008. – 78 с. Аннотация. В представленном учебном пособии рассматриваются вопросы обучения русскому языку (раздел «Чтение») детей, испытывающих трудности в обучении.

14. Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения в интегративной среде детей с нарушениями интеллектуального развития: Методические рекомендации / Авт.-сост. Ю.В. Афанасьева, А.А. Еремина, Е.Н. Моргачева. Подред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2008. – 92 с.Аннотация. Методические рекомендации посвящены проблеме организациии нтегративного обучения детей с нарушением интеллектуального развития в общеобразовательной среде, адаптации программного материала (на примере программного содержания третьего класса общеобразовательной школы). Цель – познакомить педагогов, приступающих к обучению школьников в интегративных классах, с особенностями усвоения материала по русскому языку, математике учащихся, испытывающих трудности в обучении. В работе представлены теоретические основы введения интеграции в общеобразовательное пространство, приведены примеры адаптации программного содержания (на основематериаловучебников для 3 класса четырехлетней начальной школы Т.Г. Рамзаевой, М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, и др.), необходимые для успешного обучения детей с нарушением интеллектуального развития в соответствии с их возможностями. Данные материалы могут быть использованы многопланово: в ходе проведения урока, при выполнении домашнего задания, при проведении контрольных и самостоятельных работ.

15. Буковцова Н.И. Самара, Россия Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011.

16. Бучина О.В. Ярославль, Россия Проблемы внедрения инклюзивного образования в Ярославской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011.

17. Володина И.С., Дорохина А.В. Ростов-на-Дону, Россия Отношение специалистов системы общего образования и ПМС-центров к инклюзивному обучению. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

18. Наумов А.А. Пермь, Россия Технологическая модель реализации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы// Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

19. Олтаржевская Л.Е. Москва, Россия Ресурсные возможности школы для инклюзивного образования. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

20. Сабельникова С.И. Москва, Россия Программа коррекционной работы в образовательном учреждении – системный подход к развитию инклюзивного образования. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

21. Гончаренко М.С. Москва, Россия Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

22. Летуновская С.В. Москва, Россия Формирование здоровьесберегающего поведения у школьников с нормальным и сниженным интеллектом в условиях инклюзивного образования. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

23. Мельник Ю.В. Ставрополь, Россия Толерантное отношение к нетипичности подростка у одноклассников на современном этапе развития инклюзивного образования. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

24. Вачков И.В. Москва, Россия Модели толерантного отношения к детям с ОВЗ у их сверстников. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

25. Моисеева М.В., Розенблюм С.А. Москва, Россия Организация инклюзивного образования в средней школе. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

26. Розенблюм С.А. Москва, Россия Из опыта внедрения инклюзивного образования в средней школе. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

27. Давыдова Л.Н., Колокольцева М.А. Астрахань, Россия Развитие нравственного отношения младшего школьника к сверстникам в процессе инклюзивного образования. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

28. Кудряшова И.Ю. Санкт-Петербург, Россия Технология «Портфолио» как эффективная форма повышения качества социогуманитарного знания в инклюзивном образовании. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

29. Баймуратова А.Т. Алматы, Казахстан О некоторых трудностях детей с нарушением слуха в процессе обучения в общеобразовательной школе. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

30. Иванова Н.Н. Якутск, Россия Модель образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

31. Шпитальская И.Ю. Москва, Россия Особенности обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГОУ санаторно-лесная школа № 7. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

32. Бражник Ю.В., Васина М.В., Покидченко Т.А. Москва, Россия Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды ГОУ санаторно-лесной школы № 7. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

33. Рязанова Ю.А. Москва, Россия Рефлексия педагогической деятельности по реализации принципа инклюзии в условиях дистанционного образования.  // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

34. Чушева Л.Н. Опочка, Россия Новая роль специального (коррекционного) образовательного учреждения . // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

35. Батшева Л.В., Бутова О.И., Тарасова Г.В. Москва, Россия Расширение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности и школьного телевидения. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

36. Ертанова О.Н., Михайлова Н.Н. Москва, Россия «Инклюзия» и возможности кино. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

37. Ертанова О.Н., Михайлова Н.Н. Москва, Россия Фильмотека как ресурс инклюзивного образования. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

38. Попова Н.Т. Москва, Россия Роль театральной деятельности в формировании инклюзивной социокультурной среды. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

39. Лопес Родригес Альмерия, Испания Творчество, искусство и инвалидность. Фестивали и театры в Испании и странах Латинской Америки. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

40. Бабич Н.Ф. Москва, Россия О специфике работы с музыкой в особом театре. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

41. Загрядская В.Н. Москва, Россия Особенности включения детей со сложной структурой дефекта в образовательное пространство учреждения системы дополнительного образования. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

42. Верховская М.А., Попова Н.Т. Москва, Россия «Древо ремесел» как модель формирования индивидуального образовательного маршрута в инклюзивном дополнительном образовании. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

43. Медведева Л.Б. Москва, Россия Обучающий досуг как форма образовательной деятельности молодых инвалидов. // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.  

44. Петрокович Н.А. Москва, Россия Спорт как включающая среда // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. –  2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. –  М.: МГППУ, 2011.