Основные клинические признаки РДА:
— сам аутизм как врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, причем трудности коммуникации проявляются вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка;
— стереотипность в поведении, проявляющаяся как сопротивление переменам в окружающем, стереотипные движения и действия, пристрастия, интересы;
— необычные реакции на сенсорные раздражители, дискомфорт и сверхочарованность определенными впечатлениями;
— нарушения речевого развития в контексте общих нарушений коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка, мутизм более чем в 1/3 случаев, эхололии, первер-зия местоимений, речь штампами, нарушения просодики (интонация, ударения, темп, ритм речи);
— особенность психического развития отмечается с раннего возраста, аномалии становятся очевидными до 30 мес.
Период наиболее выраженных проявлений РДА – со страхами, негативизмом, агрессией, ожесточенной стереотипной аутостимуляциеи – возраст 3–5 лет. Позже острота может сглаживаться и на первый план выступают нарушения развития, личностная и социальная незрелость. Хотя такие дети часто проявляют парциальную одаренность в невербальных областях, более 2/3 из них умственно отсталые. Искажение, асинхрония развития психических функций представляет единый узел аффективных и когнитивных проблем ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция, организация специальной системы помощи людям с последствиями РДА.ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
ОУ – образовательное учреждение.
ППМСС - психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение.
ППМС-центр – центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков.
ДЦП – детский церебральный паралич
ГСИИ – Государственный специализированный институт искусств
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
ОЖД – ограничения жизнедеятельности
СКР – социокультурная реабилитация
УДО – учреждения дополнительного образования
ВПФ – высшие психические функции
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью
СДВ – синдром дефицита внимания без гиперактивности
СДВ(Г) – синдром дефицита внимания в обеих клинических формах – с гиперактивностью и без гиперактивности
ГОУ – государственное образовательное учреждение
ГБОУ – государственное бюджетное образовательное учреждение
ГОУ ЦПМССДиП – государственное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков
ЦПМСС – центр психолого-медико-социального сопровождения