Вопрос: Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Проконсультируйте, пожалуйста по следующему вопросу: общеобразовательные программы, относящиеся к тому или иному уровню общего образования, включая адаптированные программы, в соответствии с ФЗ 273 должны быть аккредитованы, возможно ли инклюзивное образование, если в практике школы такой опыт отсутствует (в т.ч. нет соответствующих аккредитованных программ). Либо на сегодняшний день инклюзивную практику могут реализовывать только те школы, которые уже имеют аккредитованные адаптированные программы?

Ответ: Здравствуйте, Ксения! отвечаем на ваши вопросы. Аккредитация общеобразовательных программ, относящихся к тому или иному уровню общего образования, включая адаптированные программы необходима лишь в случае открытия новых школ. Инклюзивное образование (организация обучения ребёнка с ОВЗ вместе с нормально развивающимися сверстниками) зависит не от опыта школы, а от желания родителей обучающегося с ОВЗ (ФЗ № 273 от 28.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»). Тем более, что согласно профессиональному стандарту педагога все педагоги должны владеть определенными компетенциями, в том числе и для работы с детьми с ОВЗ. Поэтому на сегодняшний день инклюзивную практику обязаны реализовывать все школы, в которых есть обучающиеся с ОВЗ, разрабатывая адаптированные основные общеобразовательные программы и адаптированные образовательные программы. С ув., Елена Николаевна Кутепова, зам.директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ


Вопрос: Добрый день, разъясните нам, пожалуйста, правильно ли мы поняли, что в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ", адаптированная образовательная программа, которая соответствует ФГОС ОВЗ, необходима для детей с ОВЗ, пришедших в первый класс с 01 сентября 2016 года, а дети с ОВЗ, обучающиеся в 3-4 классах, занимаются по-старому, по скорректированным программа по предметам и программам коррекционных занятий.

Ответ: В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от «19»  декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и приказом Минобрнауки РФ от «19»  декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) все школы, включая бывшие СКОУ, должны разработать адаптированную основную образовательную программу начального общего образования или  адаптированную основную общеобразовательную программу определённого варианта и разместить её на сайте общеобразовательной организации. Вариант АООП определяет ПМПК для каждого ребёнка с ОВЗ, пришедшего в первый класс с 01 сентября 2016 года.
Дети с ОВЗ, зачисленные в образовательную организацию до 1 сентября 2016 года (обучающиеся во 2, 3, 4 и т.д. классах) обучаются по адаптированным образовательным программам (при совместном обучении с нормально развивающимися сверстниками – инклюзивное образование).
Для обучения детей с ОВЗ, зачисленных в общеобразовательную организацию до 1 сентября 2016 года (обучающиеся 2, 3, 4 и т.д. классов) и обучающихся в отдельных (коррекционных) классах, или в бывших СКОУ,  необходимо разработать адаптированную основную образовательную программу начального, или основного, или среднего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы НОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»),  или в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»); или в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы СОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»).



Вопрос: Проконсультируйте, пожалуйста, по следующему вопросу: общеобразовательные программы, относящиеся к тому или иному уровню общего образования, включая адаптированные программы, в соответствии с ФЗ 273 должны быть аккредитованы, возможно ли инклюзивное образование, если в практике школы такой опыт отсутствует (в т.ч. нет соответствующих аккредитованных программ). Либо на сегодняшний день инклюзивную практику могут реализовывать только те школы, которые уже имеют аккредитованные адаптированные программы?

Ответ: Аккредитация общеобразовательных программ, относящихся к тому или иному уровню общего образования, включая адаптированные программы необходима лишь в случае открытия новых школ.
Инклюзивное образование (организация обучения ребёнка с ОВЗ вместе с нормально развивающимися сверстниками) зависит не от опыта школы, а от желания родителей обучающегося с ОВЗ (ФЗ № 273 от 28.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»). Тем более, что согласно профессиональному стандарту педагога все педагоги должны владеть определенными компетенциями, в том числе и для работы с детьми с ОВЗ. Поэтому на сегодняшний день инклюзивную практику обязаны реализовывать все школы, в которых есть обучающиеся с ОВЗ, разрабатывая адаптированные основные общеобразовательные программы и адаптированные образовательные программы.


Вопрос:  Разъясните пожалуйста. Я учитель начальных классов. У меня обучается девочка 2 класса с ДЦП на домашнем обучении. ПМПК осенью рекомендовала адаптированную образовательную программу для детей с опорно-двигательными нарушениями (т.к. не была усвоена программа 1 класса). Было уточнено, что адаптированную программу для 2 класса нужно пролонгировать (срок в заключении не указан). Родители с ученицей в течении года уезжали на лечение, выпало определенное количество часов. Вопрос заключается в следующем. Нужно ли продлевать учебный год, т.к. не были выданы часы, либо же эти часы включаются в программу следующего года, раз это адаптированная программа? На ПМПК было сказано, что пролонгация программы как раз учтет все вопросы, связанные с отъездом на лечение. Родительница девочки настаивает на том, что все положенные часы должны быть выданы именно в этом году.

Ответ: ПМПК обязано рекомендовать адаптированную образовательную программу и, обязательно, указывать сроки пролонгации обучения на весь уровень образования. Рекомендовать же пролонгацию только программы 2 класса было нельзя.  Учитывая недостаточность информации, изложенной в Вашем письме, можно только рекомендовать разработку адаптированной образовательной программы на весь период обучения в начальной школе, включив туда темы, пропущенные в этом году.


Вопрос: 1. Может ли ТПМПК, не присвоив ребенку статус с ОВЗ, дать заключение в группу компенсирующей направленности ДОО (на основании действующих нормативно-правовых документов, нр, ПООП и др.)? Имеет ли право ребенок без статуса ОВЗ посещать данную группу ДОО? 2. Если дети без статуса ОВЗ посещают группу компенсирующей направленности детского сада (по рекомендации ПМПК), нр,для детей с нарушениями речи (в официальном порядке установлены диагнозы: ОНР 3 уровень, дизартрия),какая программа должна реализовываться с данной категорией детей в специальной группе: основная образовательная программа ДОО или АООП, ведь статуса ОВЗ нет?

Ответ: 1.    ТПМПК не присваивает статус. ТПМПК определяет необходимость создания специальных условий получения образования (работа специалистов, адаптация программы, сроки обучения и т.д.). Заключение ТПМПК выдается родителям, а не группе компенсирующей направленности. Если ребенку ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для  обучающихся  (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи (или с ФФНР, или с ОНР), с ЗПР, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), то ребёнок имеет право посещать группу компенсирующей направленности, созданную для детей определённой категории. Если ПМПК не рекомендовала обучение по АООП, то посещать группу компенсирующей направленности ребёнок не может.
2.     В группе компенсирующей направленности должна реализовываться адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования. Работа с воспитанниками с общим недоразвитием речи (ОНР), чья речь соответствует III уровню развития речи требует учёта состояния и развития всех компонентов речи, т.е. совместной работы воспитателя и логопеда, что и происходит при реализации АООП.


Вопрос: Убедительно прошу Вас оказать содействие в вопросе, касающемся  ФГОС ОВЗ для глухих детей в части сроков обучения: согласно Методическим рекомендациям, разработанным ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет" (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.005 от 11 апреля 2014 года) период обучения по АООП ОВЗ начального общего образования для глухих детей  с нормой развития интеллекта составляет 5-6 лет, обучение по программе основного общего образования -5 лет ( ранее в соответствие с Приказом министерства образования и науки Российской Федерации N 29/2065-п от 10 апреля 2002 г. сроки обучения  глухих детей с нормой интеллекта составляли :начальное общее образование -4 года(5 лет с подготовительным классом \ без базовой дошкольной подготовки\,) основное общее образование - 7 лет.  Уменьшение сроков обучения по основному общему образованию до 5 лет значительно усложняет получение знаний по предметам программы основного общего образования в связи с увеличением количества образовательных предметов и объема учебного материала по дисциплинам а так же , начиная с 2016\17 учебного года, увеличением количества Государственных выпускных экзаменов с двух обязательных, до 4-х: двух обязательных и двух по выбору.
В связи с вышеизложенным, прошу Вас, либо сотрудников МГППУ, принявших участие в создании ФГОС  для детей с ОВЗ, дать разъяснения о возможности сохранения в прежних рамках сроков обучения по программам начального образования - 4 года, основного общего образования -7 лет детям с нарушением слуха( глухим с нормой интеллектуального развития).

Ответ: Здравствуйте, коллеги! Сразу нужно сказать, что сотрудники МГППУ не принимали участие в разработке ФГОС НОО ОВЗ. Методические рекомендации по апробации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в 2014 году  разрабатывали специалисты Российского государственного педагогического университета им. Герцена (они же разрабатывали и сами ФГОСы). А МГППУ разрабатывал Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС (Письмо Минобрнауки РФ от 11 марта 2016 года №ВК-452/07). Период обучения по АООП ОВЗ начального общего образования для глухих детей  с сохранным интеллектом составляет от 4 лет (вариант 1 АООП) до 6 лет (вариант 2 АООП) согласно ФГОС НОО ОВЗ (Приказ Минобрнауки РФ от «19»  декабря 2014 г. № 1598).  На уровне основного образования сроки и условия получения образования регулируются ФГОСом основного общего образования (Приказы МИНОБРНАУКИ РФ от 29.12.2014 №1897; от 31.12.2015 №1577). Согласно ФГОС ООО сроки обучения для лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным программ основного общего образования увеличиваются не более чем на один год. Таким образом глухие учащиеся на уровне основного общего образования могут обучаться не более 6 лет.  Вопросы изменения сроков обучения решаются исключительно Минобрнауки РФ, в которое вы можете направить свои предложения. Обращаем Ваше внимание на то, что сегодняшние ученики, обучающиеся на уровне основного общего образования, должны учиться не более 6 лет (в связи с отменой Типового положения о СКОУ и, соответственно, и приказов 2002 года). Однако первоклассники 2016 года уже будут обучаться как и сегодняшние выпускники  12 лет. А вот длительность обучения учащихся, поступивших  в школу с 2011 по 2015 годы и обучающихся ещё на уровне начального образования, определяется исключительно рекомендациями  ПМПК, поэтому рекомендую внимательно посмотреть на заключения детей и локальным актом школы определить срок обучения.


Вопрос: вправе ли орган управления образованием определить в Порядке обучения детей-инвалидов на дому количество часов на реализацию индивидуального учебного плана, ограничив его до 12 ч. для находящихся дома и до 6 ч., находящихся в стационаре (больнице)?

Ответ: Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. (Статья 41 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации).
Обратите внимание на то, что рекомендации по обучению на дому даёт врачебная комиссия не только обучающимся с инвалидностью. При этом, независимо от часов, которые определены в Порядке, объём часов, который отражается в индивидуальном плане должен соответствовать требованиям ФГОС того уровня образования, который осваивает обучающийся (например 21 час в 1 классе). Это возможно, если школа организует обучение ребёнка в очной (с присутствием на уроках), очно-заочной (приход учителя в дом, использование дистанционных технологий), заочной (использование дистанционных технологий). Обучающиеся с ОВЗ должны обучаться по адаптированной основной образовательной программе (определенного уровня образования) в соответствии с рекомендациями ПМПК, при этом с ребенком должны работать не только учителя, но и специалисты сопровождения, рекомендованные ПМПК.