ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
КАК НОВОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Лисовская Т. В.
Республика Беларусь, г. Минск, НМУ «Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Подготовка учащихся с особенностями психофизического развития к жизни в современном информационном обществе обуславливает необходимость использования новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе учреждений системы образования.

Характеризуя тенденции развития специального образования Республики Беларусь на современном этапе, одной из перспективных тенденций его развития мы считаем разработку и внедрение компьютерных программных продуктов для обучения учащихся с особенностями психофизического развития [2].

По этой причине информатизация образования также имеет отношение к процессу информатизации системы специального образования, которая предполагает «создание единого информационного пространства системы образования и внедрения информационных технологий во все виды и формы деятельности структур образования, трансформацию на этой основе существующих и формирование новых образовательных моделей» [7].

Новые средства специального обучения, основанные на использовании информационных технологий, предназначены для эффективного решения широкого спектра задач обучения, его качественной индивидуализации и применяются для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с особенностями психофизического развития.

Своевременный доступ к содержательным, адекватно наполненным электронным информационно-образовательным ресурсам может помочь и родителям в решении ряда проблем, касающихся детей с нарушениями развития.

Недостаточная открытость информационных технологий, отсутствие адаптации в их овладении лицами с особенностями психофизического развития способствуют возникновению определенных дополнительных барьеров. Если не учитываются потребности таких особенных пользователей, а информация предоставляется в неприемлемом для них формате, то это не позволяет активно социализироваться в современном информационном обществе.

Впервые в Республике Беларусь осуществляется системная научная разработка стратегических направлений и механизмов инновационного развития специального образования в условиях информационного общества, связанных с разработкой электронных информационно-образовательных ресурсов, нацеленных на личностное развитие лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Проводимое исследование в рамках ОНТП «Электронные образовательные ресурсы» по заданию 06 «Разработать содержание электронных образовательных ресурсов в сфере специального образования»направлено на разработку справочно-информационных, контрольно-диагностических и интерактивных модулей электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК).

Исследования Н. П. Вальчук, И. К. Воробьева, В. М. Кузнецовой, О. И. Кукушкиной, Т. К. Королевской, И. Е. Петкевича и др. позволяют определить новые подходы в применении компьютерных технологий в специальном образовании [6]. Для учителей-дефектологов внедрение электронных информационно-образовательных ресурсов (ЭИОР)  представляет широкие возможности проектирования обучающей среды с реализацией принципиально новых методов и форм обучения и использованием новых подходов к организации процесса обучения. Использование в коррекционной работе компьютерных технологий имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче учебного материала, и постоянный контроль за действиями обучаемого, и регулирование оптимального темпа прохождения каждым учеником заданий, их сложности. Можно отметить эффективность компьютерных средств обучения при организации тренировочных упражнений, поскольку даже при многократном выполнении упражнений на компьютере с целью формирования определенного навыка у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения.

Однако внедрение ЭИОР в систему специального образования связано с определенными трудностями, в числе которых недооценка и непонимание важности использования информационных технологий в образовательном процессе (социальные трудности); отсутствие или недостаточное владение педагогами ЭИОР (компетентностные трудности); недостаточность средств для оснащения образовательного процесса ЭИОР (экономические трудности) [1]. Проблема компьютерного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) до настоящего времени вообще мало изучена. В психолого-педагогических источниках А. И. Берг, Н. А. Криницкого, С. А. Львовой, М. П. Мирончик, В. Г. Печерского, П. Г.Тишина и др. мы находим только изучение опыта применения программированных заданий в учебном процессе [5].

В 2012 году выполненная работа позволила создать справочно-информационные модули ЭУМК информационно-образовательных ресурсов по образовательным областям и учебным предметам для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (легкой, умеренной и тяжелой).

Цель создания справочно-информационных модулей ЭУМК:  методическая поддержка в электронном виде существующих учебно-методических комплексов, оптимизация процесса подготовки учителя-дефектолога к занятиям и урокам для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в современных условиях информационного общества.

В результате проведенного исследования были получены следующие справочно-информационные модули ЭУМК для специального образования: по образовательным областям: «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Искусство», «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Элементарные математические представления»; по учебным предметам для обучающихся с легкой интеллектуальной недостаточностью: «Социально-бытовая ориентировка», «Человек и мир»,   «Изобразительное искусство», «Музыка», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика»; по учебным предметам для обучающихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью: «Социальная адаптация», «Ориентировка в окружающем мире», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия», «Элементы грамоты и развитие речи», «Элементы арифметики».

Перечисленные справочно-информационные модули размещены на официальном сайте Национального института образования (www.info.adu.by) с использованием образовательной платформы MOODLE.

Проиллюстрируем сказанное примером структуры справочно-информационного модуля ЭУМК по учебному предмету «Элементы арифметики» для учащихся второго отделения (умеренная и тяжелая интеллектуальная недостаточность) вспомогательной школы [3].

Справочно-информационный модуль представлен следующими блоками:

Блок 1. «Справка по работе с ЭУМК «Элементы арифметики».

Блок 2. «Учебная программа по предмету «Элементы арифметики» для второго отделения вспомогательной школы.

Блок 3. «Коррекционно-педагогическая направленность уроков «Элементы арифметики» во втором отделении вспомогательной школы.

Блок 4. «Методика обучения предмету «Элементы арифметики» учащихся второго отделения вспомогательной школы.

Блок 5. «Предметно-развивающая среда на уроках «Элементы арифметики».

Блок 6. «Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Элементы арифметики».

Блок 7. «Перечень практических упражнений и заданий по учебному предмету «Элементы арифметики».

Блок 8. «Фрагменты уроков по предмету «Элементы арифметики» в 1–4 классах второго отделения вспомогательной школы.

Блок 9. «Диагностические карты».

Блок10. «Основная литература. Перечень авторской научно-методической литературы». «Перечень авторской методической литературы по учебному предмету «Элементы арифметики».

В 2013 и 2014 годах будут разработаны контрольно-диагностические и интерактивные модули ЭУМК. Контрольно-диагностические и интерактивные модули ЭУМК предоставляют возможность организовать фронтально и индивидуально коррекционно-образовательный процесс с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью как на уроках, так и во внеклассной работе под руководством учителя-дефектолога, воспитателя. Учитывая то, что пользователями контрольно-диагностических и интерактивных модулей будут не только учителя-дефектологи, но и сами обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью, необходимо проведение апробации разработанных модулей на базе учреждений образования в рамках республиканских экспериментальных проектов. Высказали желание стать такими экспериментальными площадками три вспомогательные школы республики в Минске, Гомеле и Гродно. 

В дальнейшем нам предоставляются широкие возможности проектирования информационно-образовательной среды с реализацией принципиально новых подходов, методов и форм обучения к организации процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Гордейко, В. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в специальном образовании / В. В. Гордейко // Специальное образование: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10‒11 апр. 2008 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. Н. Н. Баль [и др.]; отв. ред. С. Е. Гайдукевич. Минск: БГПУ, 2008. – С. 92‒94.

2.        Змушко, А. М. Тенденции развития специального образования на современном этапе / А. М. Змушко // Современная образовательная среда: приоритетные направления развития: Материалы Международной научной конференции. 22–23 октября 2009 г. Часть 4. Минск: Национальный институт образования. С. 339–344.

3.        Лисовская, Т. В. На пути создания электронных образовательных ресурсов для детей с интеллектуальной недостаточностью / Т. В. Лисовская // Актуальні питання корекційної освіти (педагогічні науки): Збірник наукових праць / За ред. В. М. Синьова, О. В. Гаврилова.  Вип. ІII. Кам’янець-Подільський: ПП Медобори, 2006, 2012. С.164–171.

4.        Кукушкина, О. И. Информационные технологии в специальном образовании / О. И. Кукушкина // Образование для всех: совершенствование процесса обучения и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. Кишинев: ООН в Молдове, 2004. С.75–83.

5.        Львова, С. А. Программированные задания по курсу СБО / С. А. Львова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 1. С. 12–21.

6.        О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год // Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1174 [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.by (дата обращения: 14.05.2012 г).