ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Капитоненко Н. В.
 Россия, г. Москва, СПК МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Важнейшей проблемой современной российской системы образования является организация профессиональной подготовки и трудоустройства для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в нашей стране существует очень небольшое количество учебных заведений (в основном вузов), где организовано профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями. Как правило, эти учебные заведения либо являются специализированными для данной категории учащихся и подготовка в них ведется по очень ограниченному кругу специальностей, либо учащиеся-инвалиды обучаются в отдельных группах или даже на отдельных факультетах. При этом обучение в подобном образовательном учреждении не гарантирует выпускнику с ограниченными возможностями дальнейшего успешного трудоустройства и профессиональной самореализации, поскольку не позволяет в полной мере подготовить учащегося к связанным с осуществлением профессиональной деятельности социальным требованиям и взаимодействиям.

Организация инклюзивного профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улучшения их социальных навыков. Однако при этом необходимо учитывать и ряд проблем, связанных с инклюзивным обучением. В частности, сложившаяся система образовательного процесса в вузе или ссузе, содержание учебного материала, традиционная манера ведения лекционных и семинарских занятий преподавателями, техническое оснащение не рассчитаны на особые образовательные потребности учащихся. Вместе с тем существует и ряд проблем, связанных с неготовностью учащихся-инвалидов к получению профессии (отсутствие четких представлений о приобретаемой специальности или соответствующей мотивации в силу личностной незрелости), пробелы в знаниях по общеобразовательным предметам, недостаточная сформированность учебных навыков, которые требуются при обучении в вузе или ссузе, неумение адекватно взаимодействовать в коллективе одногруппников. Подобные проблемы в условиях инклюзии при получении профессионального образования лицами с ограниченными возможностями требуют особого внимания к организации службы психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Комплексность помощи подобной службы возможна только при работе и с учащимися, и с их родителями, и с педагогическим составом профессионального образовательного учреждения.

Приоритетным направлением при этом все же остается психолого-педагогическая поддержка студента с ограниченными возможностями здоровья как субъекта, активного участника образовательного процесса.

 Важнейшими задачами психолого-педагогической поддержки студентов-инвалидов при обучении в профессиональном учреждении выступают: 1) формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья навыков эффективного обучения; 2) психологическая адаптация первокурсников-инвалидов к условиям образовательного учреждения, процессу обучения и студенческому коллективу; 3) стимуляция мотивации самообразования и личностного самосовершенствования у студентов с ограниченными возможностями здоровья; 4) помощь учащемуся с ограниченными возможностями в профессиональном самоопределении и развитии мотивации к обретению профессии; 5) психологическая подготовка студента-инвалида к осуществлению профессии и связанным с ней взаимодействиям; 6) совершенствование у учащегося с ограниченными возможностями профессионально-значимых личностных свойств.

 Вышеперечисленные задачи могут решаться при реализации нескольких направлений деятельности службы психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями на протяжении всего периода профессиональной  подготовки. К таким направлениям относятся: 1) диагностика личностных, познавательных особенностей первокурсника, особенностей его деятельности и социальных отношений,  поведенческих особенностей; 2) подготовка рекомендаций по организации педагогического процесса (подбор оптимальной формы обучения, режима занятий, приемов и средств обучения с учетом структуры нарушения) и отслеживание успешности обучения студента с ограниченными возможностями; 3) организация индивидуальной и групповой психологической работы в соответствие со структурой особенностей психической деятельности и личностных особенностей учащегося (в индивидуальной или групповой форме); 4) оказание психоконсультативной помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (по проблемам семейных, личностных отношений в коллективе, внутриличностных конфликтов и т. д.); 5) организация внеучебной деятельности и досуга студентов с ограниченными возможностями (с целью предоставления возможностей творческой самореализации и самоопределения студентов); 6) подготовка рекомендаций по организации трудоустройства и профессиональной деятельности студента с ограниченными возможностями по окончании учебного заведения.

    Собственно психолого-педагогическая поддержка учащихся с ограниченными возможностями здоровья может включать три основных блока взаимодействий с этой категорией студентов, отражающих специфику используемых методов и приемов помощи и последовательность проводимых мероприятий:

-       адаптационный блок;

-       диагностический блок;

-       содержательный блок.

  При организации и проведении трех блоков психолого-педагогической поддержки необходимо учитывать специфику нозологических групп студентов с ограниченными возможностями, в соответствии с которой требуется подбирать оптимальные приемы и способы диагностики и помощи. В качестве основных методов можно использовать упражнения, беседы, ролевые игры, интервью, анкетирование; художественные произведения и наглядные материалы при привлечении необходимых технических средств обучения и компенсации.

Адаптационный блок связан с предоставлением первокурснику-инвалиду возможности познакомиться с условиями, принципами, правилами обучения в выбранном учебном заведении и практически безболезненно освоиться в студенческом коллективе. Для достижения этой цели на начальном этапе могут быть рекомендованы специально организованные занятия в виде:

- кратковременного «Курса начинающего студента», который предназначен для информирования первокурсника об истории создания учебного заведения, об особенностях ориентирования и передвижения в здании, о формах учебной деятельности и правилах поведения в данном учебном заведении, об условиях обучения и способах контроля за усвоением знаний, о преподавателях и т. п.;

- «Тренинга совершенствования навыков эффективного обучения», направленного на развитие учебных навыков: анализирующего чтения, составления конспектов по прочитанному материалу, умения цитировать авторов источника и составлять библиографический список, оформления отчетов и реферирования;

- курса занятий по преодолению связанной с поступлением в учебное заведение тревожности;

- «Тренинга сплоченности студенческого коллектива», строящегося на применении соответствующих психологических и педагогических приемов, упражнений, ролевых игр, которые способствуют уменьшению дистанции между студентами в группе и созданию товарищеских отношений;

- совместных походов на концерты, в театры; туристических поездок, что также способствует улучшению межличностных отношений в группах.

  Диагностический блок направлен на выявление индивидуальных психологических характеристик каждого конкретного студента с ограниченными возможностями при использовании психологических и педагогических методик, связанных с определением особенностей внимания и работоспособности, памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, мотивационной сферы. Диагностический этап проходит в первые месяцы начала обучения, однако по ходу учебного процесса могут возникнуть новые запросы, в соответствии с которыми применяются другие методики. На основании полученной в результате диагностического этапа информации готовятся рекомендации для педагогов по организации учебного процесса, а также строится содержательный блок.

Содержательный блок психолого-педагогической поддержки учащихся предполагает оказание студентам коррекционно-реабилитационной и консультативной помощи и реализуется в виде специально организованных индивидуальных и групповых тренинговых занятий, индивидуальных развивающих занятий, индивидуальных консультаций по запросу. На этом этапе может быть рекомендовано проведение:

- «Группового тренинга эффективной коммуникации», направленного на формирование социально-психологических умений и коммуникативной компетентности учащихся с ограниченными возможностями и включающего упражнения на формирование разных стратегий общения (делового, неформального, межличностного, светского общения) и вербальных и невербальных техник общения;

- «Тренинга партнерских взаимодействий», содержащего упражнения и ролевые игры на совершенствование навыков преодоления барьеров общения, ведения дискуссий, переговоров и разрешения конфликтных ситуаций;

- «Тренинга навыков саморегуляции», связанного  с овладением навыками снятия излишнего эмоционального напряжения, эмоциональной подстройки к ситуации общения, мобилизации на достижение поставленной задачи общения;

- «Тренинга профессиональных качеств», нацеленного на формирование профессионально значимых свойств личности студента: эмпатии, рефлексивных способностей, доброжелательности, инициативности и т. д.;

- «Индивидуального тренинга личностного развития», который предназначен для совершенствования индивидуальных особенностей конкретного учащегося. Содержание такого тренинга определяется запросом студента и может включать занятия по коррекции личностных проблем (повышение самооценки, преодоление тревожности и т. п.) или по развитию познавательных способностей (тренировка памяти, внимания и т. п.).

 Предлагаемая модель организации психолого-педагогической поддержки способствует не только предоставлению студентам-инвалидам возможностей для разрешения личностных проблем и для совершенствования социальных навыков, но и успешному усвоению ими учебного материала и в конечном итоге получению профессиональных умений.