ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У ДЕТЕЙ С РАС НА ГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Павлова Ю. Б.
Россия, г. Москва, ЦПМССДиП МГППУ
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Поиск эффективных форм коррекционной помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, – актуальная задача современной педагогики. Федеральные государственные образовательные стандарты ставят главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.
Достаточный для младшего школьника уровень их сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.
Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных универсальных учебных действий (УУД).
На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации.
В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, необходимо формировать личностные, метапредметные, познавательные коммуникативные и регулятивные УУД.
Для решения этой задачи необходимо сформировать у ребенка следующие образовательные компетенции:
· ценностно-смысловые, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, оценивать и ориентироваться в нем;
· учебно-познавательные, лежащие в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
· коммуникативные, отражающие способность взаимодействия с окружающими людьми;
· регуляторные, осуществляющие регуляцию и контроль с помощью внутренней речи.
Речь является основным инструментом коммуникации людей в обществе. У детей с РАС речь страдает наиболее выраженно, что создает для них особые трудности при включении и адаптации их в социальной среде. Именно поэтому формирование коммуникативных компетенций – неотъемлемая часть работы каждого учителя-логопеда.
Наиболее часто встречающиеся проблемы речи у детей с РАС:
· плохое понимание обращенной и собственной речи;
· трудности построения самостоятельного высказывания;
· плохая актуализация лексики;
· нарушение звукопроизношения;
· недостаточность пассивного и активного словаря;
· искажение грамматического строя речи.
Это связано с целым рядом объективных личностных нарушений в структуре основного дефекта (РАС), а также с уменьшением количества коммуникации в целом: исчезновение культуры дворовых игр; замена игр, требующих общения, мультимедийными средствами; появление большого количества детей из двуязычных семей, испытывающих значительные трудности при адаптации в новой языковой среде.
Описываемые программы были разработаны для коррекции и развития речи детей с РАС, для которых нарушение коммуникативной функции речи является одной из основных проблем. Однако работа по данным программам в условиях общеобразовательной школы дает высокие результаты со всеми категориями детей, имеющими выраженные проблемы понимания речи. Программа рассчитана на 1 год подготовки к школе и 4 года обучения в начальной школе.
Целью программы групповых логопедических занятий является развитие понимания устной и письменной речи и развитие коммуникативной функции речи.
Особенности построения программы:
- четкая горизонталь – постепенное развитие всех компонентов речи;
- простроенная вертикаль на всех 5 годах обучения ‒ повторение предыдущего материала с «нанизыванием» более сложного речевого материала;
- вариативность; возможность выбора индивидуальных маршрутов для ребенка или группы детей;
- принцип создания ситуаций, требующих от ребенка включения в речевую среду, провоцирующих речевую коммуникацию;
- совместное – самостоятельное действие ‒ от разделения функций между обучающим и обучаемым через постепенное сокращение роли обучающего к самостоятельному действию;
- внешне опосредованное – внутреннее от действия с привлечением внешних материализованных опор, внешней программы через речевое опосредование к внутреннему выполняемому в уме действию;
- развернутое – свернутое действие от развернутого поэлементного выполнения и контроля действия к их свернутым формам.
Рассмотрим такую задачу программы, как развитие у учащихся навыка понимания обращенной речи.
На первом году обучения целью работы учителя-логопеда в рамках решения этой задачи является развитие у детей умения:
- реагировать на речь учителя; устанавливать четкое соответствие между словом и предметом, словом и признаком; словом и действием предмета; заменять имена существительные соответствующими местоимениями и употреблять эти местоимения в речи; отвечать на простые вопросы «Кто?» «Что?» «Какой?» «Какая?» «Какое?», «Чей?»; задавать простые вопросы «Кто?» «Что?» «Какой?» «Какая?» «Какое?»; употреблять в речи предлоги на, под, в, из, над, с, со; выполнять поручения; различать слова – предметы, слова – признаки, слова – действия; различать слова ‒ предметы мужского, женского и среднего рода; различать слова ‒ признаки мужского, женского и среднего рода.
На занятиях второго года обучения мы развиваем у детей:
- активный словарь; понимание собственной речи; понимание обращенной речи; временные и пространственные представления; просодическую сторону речи; вербальную коммуникацию; умение задавать вопросы по теме занятия; навык составления простых нераспространенных предложений; умение отвечать на поставленный вопрос простыми нераспространенными предложениями; дифференцировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; умение идентифицировать слово-предмет с соответствующим местоимением; навык верно употреблять местоимения в речи; умение составлять предложения по схемам; умение дифференцировать в речи предлоги; навык изменять слова по падежам; навык употреблять в речи падежные предлоги; умение образовывать приставочные глаголы и употреблять их в речи; понимание значения в речи союзов (а, но, и, если, когда, потому что) и употребление в речи предложений с этими союзами; навык ответа на вопросы «Чей?», «Чья?», «Чье?», «Чьи?» и постановки этих вопросов; умение слушать и слышать учителя.
Работа по программе третьего года обучения включает в себя:
- наращивание лексики, вместе с тем повторение и актуализацию каждой лексической единицы; формирование грамматического строя речи: понимание и употребление в речи падежных окончаний имен существительных единственного числа мужского, женского и среднего рода; падежных окончаний имен существительных множественного числа; изменение местоимений по падежам, употребление в активной речи падежных предлогов; дифференциацию изменений местоимений по падежам; активное употребление местоимений в спонтанной речи; развитие речевой коммуникации; распространение предложений; составление текстов-описаний; развитие умения обратиться с просьбой, умения слушать и слышать учителя и себя.
Задачами программы четвертого года обучения является развитие: словаря (и его актуализация); понимания обращенной и собственной речи; навыка ведения диалога; монологической речи; вербальной коммуникации; связной речи; грамматической стороны речи ‒ изменение глаголов по лицам в настоящем, будущем времени, в прошедшем ‒ по числам и родам; умения дифференцировать глаголы по числам и временам, умения составлять односоставные и двусоставные предложения, согласовывать глаголы с именами существительными в роде (в прошедшем времени); умения образовывать приставочные глаголы от бесприставочных; навыка составления предложений с союзами как, словно, тоже, зато, также, если…то, как…так и, или…или; навык составления предложений с частицами пусть, давай, давайте, неужели, разве, ли, вот, вон, даже, ни, же, ведь, уж, все-таки, вряд ли, едва ли, пусть; навыка словообразования – образование приставочных глаголов от бесприставочных; понимания союзных предложений (а, но, и, если, когда, потому что) и употребления этих предложений в активной речи; умения дифференцировать данные местоимения; просодической стороны речи; умения слушать и слышать учителя, себя, других детей.
Работа по программе пятого года обучения предполагает выработку навыка коллективной работы:
- составление плана рассказа;
- анализ и редактирование сочинений;
- моделирование проблемно-бытовых ситуаций, нахождение возможных путей разрешения проблемы;
- составление и разыгрывание диалогов на заданную или выбранную тему.
Развитие:
- умения выбрать подходящий лексический материал;
- навыка грамматически правильно оформить собственное высказывание;
- навыка составления союзных предложений, включающих в себя союзы – и, да (в значении и), ни…ни, как, так и, а, но (в значении но), однако, зато, же, в то время как , между тем как, тогда как, либо, то…то, то и … то ли, не то…не то, если, а именно, какой, который, чей, что, где, куда, откуда и т. д.
На каждом занятии происходит не просто знакомство с новой лексикой и повторение изученного лексического материала, но и актуализация словаря, а также развитие слухозрительного и слухоречевого внимания и памяти.
Для того чтобы понять эффективность собственной работы, в конце каждой темы проводятся мониторинги знаний и умений.
Данная программа была разработана и апробирована с 2008 по 2013-й год в школе ЦПМССДиП МГППУ и доказала свою эффективность в работе более чем с 25 учащимися, имеющими РАС. На данный момент по программе обучаются более 100 человек.
Результатом работы по программе является умение детьми с РАС использовать средства языка и речи для получения и передачи информации; участвовать в продуктивном диалоге; самовыражаться с помощью монологических высказываний разного типа.