РОЛЬ ТЬЮТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
РЕБЕНКА С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

 

Водинский А. Ф.

Россия, Москва, РБОО «Центр лечебной педагогики»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Введение

В основе запроса на тьютора, инициированного школой, часто лежит потребность в обеспечении безопасности детей, которые окружают ребенка с особенностями развития (далее просто «особый ребенок»). Тьютор необходим в качестве лица, ответственного за жизнь особого ребенка и за его действия. При этом важно отметить, что, с точки зрения интегративного подхода, такая ситуация является редукционизмом и, можно даже сказать, смысловым искажением. Функции, которые выполняет тьютор с точки зрения интеграции, в первую очередь нацелены на поддержку особого ребенка в процессе его социализации. Тьютор создает условия для решения психологических и педагогических проблем особого ребенка. А ответственность за безопасность особого ребенка и за его поведение имплицитно включена в ответственность за его интеграцию. Но никак нельзя возводить ответственность за безопасность в более высокий ранг.

В данном докладе будут рассмотрены наиболее важные функции тьютора в образовательном процессе особого ребенка с точки зрения интегративного подхода. Интеграция  в рамках этого подхода понимается как динамический социальный процесс «взаимная адаптация индивида и общества друг другу» [2]. Также будут рассмотрены основные проблемы, с которыми тьютор сталкивается при выполнении своих функций.

 

1. Создание условий для социализации.

Первостепенным является вопрос об эмоциональном контакте тьютора с особым ребенком в прочесе интеграции. Сказать, что установление эмоционального контакта ‒ та же функция тьютора – было бы не совсем верно. Эмоциональный контакт является залогом успешной работы с особым ребенком и, таким образом, скорее, лежит в основе выполнения всех остальных функций. Речь здесь идет в первую очередь о доверии, о нахождении индивидуального подхода к ребенку [1]. Необходимо проделать кропотливый путь для установления эмоционального контакта – «путь, на котором педагог приспосабливается к ребенку» [3]. Об установлении эмоционального контакта много и подробно написано в литературе [4].  Важно удерживать этот эмоциональный контакт, отслеживать его динамику при достижении поставленных задач. В этой связи очень хорошо, когда тьютор имеет возможность для индивидуальных занятий с особым ребенком, особенно игровых. При этом речь не идет о развивающих играх, в ходе которых тьютор чему-то обучает ребенка, или играх на результат. Речь идет о спонтанной/свободной игре, в подготовленном для этого пространстве, которое наполнено безопасными, интересными для ребенка игрушками и предметами. Особым детям, обычно, нравятся предметы, дающие сильные сенсорные ощущения в разных модальностях (тактильные, зрительные, обонятельные, слуховые). Такие игровые занятия – очень подходящее пространство для возникновения и формирования этого контакта между особым ребенком и тьютором. Скорее всего, такие занятия, кроме того, будут являться разгрузкой и отдыхом для особого ребенка, который попал в школу с ее нормативностью и жесткими требованиями.   

Когда мы говорим об усилиях тьютора, направленных на социализацию, то основной метафорой здесь является «переводчик в две стороны». Как правило, особые дети имеют затруднения в сфере речевого опосредствования своей деятельности и поведения. Это создает трудности в коммуникации с другими людьми коллектива, а также в понимании себя (своих чувств, мотивов). При такой диспозиции тьютор выполняет функцию переводчика – оречевления этих чувств и мотивов для социума, а также «переводит» мотивы и чувства представителей социума для особого ребенка. Ведь указанные речевые проблемы создают трудности и в понимании особым ребенком поведения других людей. Основной прием для осуществления этой функции – проговаривание. Эта функция позволяет предотвращать конфликтные ситуации особого ребенка.

Например: Особый ребенок  видит привлекательную вещь, принадлежащую другому ребенку. Он хочет ее схватить. Тьютор обращается к нему (физически не дает схватить): «тебе очень нравится машинка? Как тебе понравилась машинка! Ты хочешь взять? Это машинка Пети. Надо попросить, давай попросим?» Тьютор обращается к Пете: «Петя, ты не бойся, Ване  очень понравилась твоя машинка». Дальше происходит оречевление запроса особого ребенка – он просит. Например, отвечают отказом, тьютор говорит особому ученику: «Очень жаль, но Петя сейчас хочет сам поиграть. Это его вещь. Может быть, в другой раз он тебе разрешит… » Пете: «Ваня очень огорчен, но это твоя игрушка, тебе решать. Может быть в другой раз». Затем тьютор уводит особого ученика за руку и переключает его внимание.

Стоит отметить, что в таком проговаривании важную роль играют обозначение эмоций и правильно заданные вопросы. Важно интонировать обозначенные эмоции. Часто в основе проблем особого ребенка, в том числе речевых (не говоря уже о поведенческих), лежит именно эмоционально-волевая сфера.  Поэтому работа с эмоциями ребенка (через установление эмоционального контакта) – в наибольшей степени приближает тьютора к решению поставленных психолого-педагогических задач.  

Что касается вопросов – их надо задавать не формально, а дожидаться отклика/ответа. Особые дети  способны выражать согласие или несогласие, даже практически при полном отсутствии речи. Поэтому функция переводчика осуществляется во многом за счет правильно поставленных вопросов.

При хорошей работе тьютора описанная ситуация приводит к ряду положительных результатов:

·           Предотвращение конфликтной ситуации особого ребенка с другим учеником.

·           Прецедент безопасного контакта ученика с особым ребенком. 

·           Прецедент для особого ученика установления контакта с другим учеником, нормативным способом.  

С функцией создания условий для социализации тесно связана другая функция – посредничество. Для успешной социализации особого ребенка тьютор должен успешно справляться с функцией посредничества – он должен быть активен, внимателен, следовать за особым ребенком и быть посредником во всех социальных контактах ребенка в школе. Стимулировать диалог, поддерживать ребенка в новых ситуациях.

Здесь тьютор сталкивается с большим количеством проблем. Их можно подразделить на две большие группы: смысловые и системные.

Смысловые проблемы посредничества – это проблемы, связанные  с прямыми целями интеграции особого ребенка в школьном социуме. Здесь речь идет о коммуникативных проблемах особого ребенка, о его поддержке, формировании и развитии его коммуникативной компетенции.

Тьютор может столкнуться с ситуацией, когда ему надо будет реагировать на сложные вопросы одноклассников особого ученика. Причем вопросы эти могут даже не носить провокационный характер, а, наоборот, свидетельствовать об успешной интеграции и быть запросом на развитие толерантности. Например, девочка спрашивает про девочку с ДЦП: а почему она такая?

Описать все вопросы невозможно, так же как и дать универсальный и правильный ответ на конкретный. Важно понимать, что тьютор должен готовиться к подобным ситуациям. Он должен построить для себя концепцию интеграции и толерантности. И, отвечая на такие вопросы, транслировать эти ценности. Очень важно действовать сообща с учителями и педагогами – обсудить проблему. Хорошо, если результатом станет некий коллегиально принятый «ответ» на такие вопросы.  Потому что эта педагогическая проблема не может решаться тьютором в одиночку. Учеников воспитывает учитель, а не тьютор. Отвечая на такие вопросы, важно не инвалидизировать особого ребенка, с одной стороны, с другой стороны, утолить познавательный интерес обычного ребенка, если он есть. Если такой вопрос прозвучал в присутствии особого ребенка, то важно действовать исходя из его реакции, постараться его поддержать. Но при этом неправильно отвечать за ребенка. В какой-то ситуации, возможно, надо вообще перевести тему и проигнорировать такой вопрос. Эти смысловые проблемы посредничества бывают очень сложны и всегда требуют ситуативного разрешения.

Системные проблемы посредничества – это проблемы, не имеющие отношения к работе по преодолению коммуникативной некомпетентности особого ученика, а связанные с сопротивлением самой школьной системы его интеграции. Вплоть до фобий и дискриминации со стороны учителей. Здесь очень важно, чтобы тьютор ощущал свое правовое поле, что он   находится в «своем праве». Тьютор должен быть подкован юридически, знать устав школы, понимат, какие договоренности были достигнуты между разными участниками учебного процесса. Бывают случаи, когда учитель, например, категорически против того, чтобы на его уроке за партой с особым учеником сидел тьютор, мотивируя это тем, что объяснения тьютора мешают всему классу. Если к этой ситуации добавляется отсутствие позиции у руководства, то это становится проблемой тьютора.

В отношении системных проблем посредничества тьютор должен быть дипломатом, он должен инициировать переговоры, обосновывать свою точку зрения интересами особого ребенка и т.д.

 

2. Создание условий для усвоения учебного материала.

С одной стороны, тьютор помогает непосредственно особому ученику на уроке усваивать материал. Предположим, это ребенок с двигательными нарушениями (например, ДЦП). Тогда тьютор оказывает физическую помощь особому ученику в техническом обеспечении заданий урока – помогает открыть/закрыть пенал, поднять упавшую ручку, найти нужную страницу и т.д. и т.п. Для детей с проблемами произвольного внимания (например, СДВГ) – это помощь в направлении внимания ученика – повторное проговаривание тьютором инструкции учителя и эмоциональная поддержка ученика – положительное эмоциональное подкрепление, похвала.

С другой стороны, с функцией создания условий для усвоения учебного материала связана другая важная функция – включенное наблюдение. Очень важно, чтобы тьютор вообще осуществлял функцию включенного наблюдения за особым ребенком в образовательном процессе. Но особенно за процессом усвоения учебного материала. Потому что тьютор проводит много времени с особым учеником в школе. Он видит особого ребенка на занятиях. Он сосредоточен именно на нем (в отличие от учителя) и имеет контакт с родителями особого ученика. Это позволяет тьютору составлять из своих наблюдений и знаний наиболее полную картину образовательного процесса особого ученика. Что может быть полезно при разрешении педагогических и психологических проблем особого ученика при его интеграции. А в отношении усвоения учебного материала наблюдения тьютора могут быть полезной обратной связью для учителей, могут влиять на содержание учебных материалов – на их релевантность особому ученику. 

Острым вопросом как раз является проблема адаптации учебных материалов «под» особого ученика и введения принципа относительности в критерии оценки его успеваемости, если мы говорим про особого ребенка в «массовом классе». Часто учителя считают, что адаптированное задание компрометирует особого ученика в глазах класса. Это дискуссионный, сложный вопрос. Практика показывает, что если задание превышает возможности ученика, то ситуация неуспеха от такого задания приводит к невротизации ребенка. Вызывает неадаптивные поведенческие паттерны (истерику, агрессию, аутоагрессию, генерализованную тревогу). В свою очередь это  уже компрометирует ребенка и выделяет его перед другими детьми. Помимо этого, такие ситуации неудач особого ребенка в результате завышенных требований учителей, завершающиеся эмоциональным срывом, – формируют у особого ученика устойчивое отвращение к уроку и его избегание. Иными словами, принцип «неадаптации» учебных материалов приводит к фрустрации учебной мотивации.

Если говорить о неадаптивных формах поведения особого ребенка, то именно тьютор, наблюдая за ним, отслеживает тот момент, когда ребенок истощен и ему нужна смена деятельности. Именно тьютор координирует время присутствия ребенка на уроке. К истощению ребенка надо быть готовым. Необходимо понимать, куда в этом случае выводить ученика, чем его занять. Надо понимать, что любит особый ребенок и каким образом он отдыхает. 

 

Заключение

В заключение надо затронуть вопрос позиции тьютора в образовательном процессе. И коснуться, таким образом, проблемы его границ. Позиция тьютора сложна: он и поддерживающий особого ученика в коммуникации куратор, и дипломат в вопросах разрешения системных проблем его посредничества, и наблюдательный методист на его уроках. Тьютор должен оставаться в своих границах и сохранять при этом свою автономность и независимость. Очень важно выдерживать границы со всеми участниками интегративного процесса. Он не должен потакать особому ребенку, не должен солидаризироваться с родителями и быть «их» человеком в школе, не должен объединяться со школой против родителей, даже если они ведут себя неадекватно. А только инициировать переговорный процесс во всех сложных ситуациях и предлагать пути их разрешения. Тьютор защищает интересы ребенка в первую очередь. Его право на образование и социализацию. 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Дименштейн М. С. Педагогика, которая лечит. М.: Теревинф, 2008.

2.     Цыганок А. А. Нейропсихолог в реабилитации и образовании. М.: Теревинф, 2008.

3.     Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Яремчук М. В.  Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. М.: Теревинф, 2011.

4.     Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000.