ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ МОРДГПИ)*

 

Золоткова Е. В.

Мордовия, г. Саранск, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный
педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Концепция гуманитарно-образовательного пространства исходит из общей идеи создания личностно-значимой ценности каждого субъекта психолого-педагогического сопровождения. При этом обеспечивается процесс овладения различными способами взаимодействия с социальным миром, обогащение, развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Идея гуманитарно-образовательного пространства раскрывается через подходы к ее осуществлению: во-первых, реализация полисубъектного и индивидуального характера образовательного процесса, когда содержание психолого-педагогического сопровождения строится на удовлетворении жизненно-значимых образовательных потребностей; во-вторых – создание условий для построения индивидуального образовательного маршрута присвоения социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1, с. 154].

Гуманитарно-ориентированное пространство предполагает междисциплинарное взаимодействие квалифицированных специалистов, обеспечивающих интегративые процессы. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ осуществляют педагоги сопровождения: педагоги-воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог, специальный психолог, при необходимости тьютор. Одна из моделей междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях гуманитарно-ориентированного пространства реализуется на базе Центра продленного дня ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях гуманитарно-ориентированного пространства реализуется по нескольким направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское и профилактическое.

Организуя психолого-педагогическое сопровождение, все педагоги проводят этапную комплексную диагностику психофизического и социально-личностного развития ребенка. Первичная диагностика предполагает определение основных направлений для построения индивидуальной коррекционно-развивающей программы [3]. В процессе коррекционно-развивающей работы специалисты проводят контрольные срезы, которые позволяют проследить динамику развития ребенка и внести коррективы в дальнейшую коррекционно-развивающую работу.

Контроль дефектолога за ходом психического развития ребенка осуществляется на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. При этом решаются конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:

-  выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени этого нарушения;

-  выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

-  выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

-  определение условий воспитания ребенка;

-  обоснование педагогического прогноза;

-  определение основных линий для индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития.

Дифференциальная диагностика нарушений в психическом развитии детей имеет личностно-ориентированную направленность и предполагает проведение педагогами сопровождения социально-психологического анализа условий и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить ребенка в коррекционно-развивающее обучение, направленное на предупреждение отклонений.

В процессе диагностики специальный психолог особое внимание обращает на невротические и патохарактерологические проявления в поведении детей – повышенную конфликтность и агрессивность, что осложняет межличностные отношения ребенка в коллективе сверстников. Специальный психолог позволяет наметить пути улучшения социальной     ситуации развития ребенка, определить условия коррекции его личностных качеств, дает рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстников.

На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и закладывается фундамент познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка [2].

Важнейшее направление деятельности педагогов сопровождения Центра – коррекционно-развивающее. Основными задачами коррекции психического и социально-личностного развития ребенка являются:

-  профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;

-  коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка.

Коррекционно-развивающее направление деятельности педагогов сопровождения имеет комплексный характер. Содержание данного направления деятельности Центра обусловлено характером первичных нарушений, степенью их выраженности, а также профилактикой возможных вторичных отклонений.

В рамках осуществления познавательного развития обеспечивается коррекция всех психических процессов ребенка (внимания, памяти), тонкой ручной моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации. Сенсорное воспитание направлено на формирование у детей перцептивных действий (рассматривание, выслушивание, ощупывание), развитие всех видов восприятия (зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового), элементарных математических представлений. Коррекция мыслительной деятельности предполагает развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов словесно-логического мышления, воображения. Ознакомление с окружающим миром включает знакомство детей с явлениями социальной жизни, предметным миром; явлениями живой и неживой природы. Развитие речевой деятельности направлено на совершенствование всех функций речи (коммуникативной, регулирующей, познавательной), коррекцию связной речи, грамматического строя речи и звукопроизношения, подготовку к обучению грамоте.

В зависимости от возраста детей, актуального и потенциального уровней развития коррекционная работа обеспечивает формирование основных видов деятельности дошкольного возраста, а именно: предметной; игровой (сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, театрализованная игры); продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

Коррекция эмоционального и социально-личностного развития детей обеспечивается за счет формирования представлений ребенка о себе, о ближайшем окружении (взрослых и сверстниках), социальных отношениях; адекватного восприятия и отношения к окружающим предметам и явлениям, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Детей обучают адекватному восприятию, осознанию и воссозданию различных эмоциональных состояний.

Неотъемлемой частью коррекционной работы, которую проводит специальный психолог Центра, является оказание квалифицированной психологической помощи по преодолению поведенческих, личностных, психотических нарушений у детей.

Важной задачей, которую решают специалисты психолого-педагогического сопровождения, является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа «Я» ребенка в детском возрасте, позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентацией, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности в целом [1].

Консультативно-просветительское и профилактическое направление предполагает организацию психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающих детей с ОЛВЗ. Основная цель деятельности специалистов сопровождения в рамках реализации данного направления – вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

Психолого-педагогическую работу с родителями психолог начинает с изучения семейной ситуации. В процессе диагностического обследования выясняется следующее:

-  общие сведения о семье (состав семьи, образование и род деятельности родителей);

-  восприятие детьми внутрисемейных отношений;

-  педагогическая грамотность;

-  изучение взаимоотношений в семье (отношения разных членов семьи к ребенку, определение типа семейного воспитания, взаимоотношения между членами семьи).

Работа с родителями проводится всеми специалистами Центра и предполагает несколько блоков: просветительский, коррекционный, консультативный. В рамках просветительского блока специалисты Центра обеспечивают знакомство родителей с основными закономерностями развития ребенка, его индивидуально-психическими особенностями, фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.

Специальные психологи в рамках реализации консультативного блока психолого-педагогической работы используют индивидуальные формы работы с семьей. Цель мероприятий данного блока – преодоление различных трудностей в обучении, воспитании дошкольника, трудностей в общении с ребенком в семье, а также для установления личного контакта между педагогом сопровождения и родителями. Результатом работы в рамках данного блока является разработка системы рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.

В рамках коррекционного блока психолого-педагогической работы с родителями дефектологи Центра решают несколько задач:

- коррекция психологического состояния матери;

- коррекция детско-родительских отношений;

- помощь родителям в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических);

- обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий в домашних условиях.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях гуманитарно-ориентированного пространства Центра продленного дня основано на междисциплинарном взаимодействии специалистов. Взаимодействие в рамках гуманитарно-ориентированного пространства позволяет создавать условия для осуществления эффективной коррекции, компенсации, расширить зону потенциальных возможностей, обеспечивать социально-личностное развитие каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

*Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2013 год. Проект «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования».

*Статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития МордГПИ на 2012–2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России». Проект 2.1.2.9. «Развитие научно-исследовательской лаборатории «Интегрированное обучение детей в современной системе образования».

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Абрамова И. В. Взаимодействие специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования / И. В. Абрамова, Е. В. Золоткова, И. Е. Пушкова // Российский научный журнал. Саратов, 2012. № 5(30). С. 153–158.

2.  Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учеб.-метод. пособие / О. П. Гаврилушкина. М.: Дрофа, 2010. – 207 с.

3.  Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособ. для студ. вузов / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. М.: Владос, 2010. 143 с.