15-16 ноября 2012 г. состоялся Всероссийский обучающий семинар для руководителей психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения им образования в обычных образовательных учреждениях в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на оды по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.
Семинар организован Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации и ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (МГППУ).
Целью семинара являлось повышение управленческого и профессионального уровня руководителей психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на оды по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.
Главными задачами семинара являлись:
• Обучение специалистов определению условий реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения им образования в обычных образовательных учреждениях.
• Освещение опыта сетевого взаимодействия психолого-медико-педагогических комиссий с образовательными учреждениями по вопросам осуществления инклюзивного образования.
• Формирование профессиональной компетенции специалистов в области организации совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития, в базовых образовательных учреждениях.
Тематика обсуждаемых на семинаре вопросов была следующей:
1. Нормативное и правовое обеспечение организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума по реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения им образования в обычных образовательных учреждениях.
2. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий по организации сопровождения образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Роль психолого-медико-педагогических комиссий при определении специальных условий для реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования в обычных образовательных учреждениях.
В семинаре приняли участие специалисты более чем из тридцати российских регионов: председатели областных и краевых Психолого-медико-педагогической комиссий, представители Управлений образования, директора центров психолого-медико-педагогического сопровождения, директора и заместители директоров средних образовательных школ, методисты окружных методических центров, члены психолого-медико-педагогических комиссий - учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
На пленарном заседании, которое проходило 15 ноября в ГБОУ ВПО МГППУ (г. Москва, ул. Сретенка, д.29) были представлены следующие доклады:
1. Алехина С.В. «Инклюзивное образование в контексте современной образовательной политики»
2. Екжанова Е.А. «Место и роль интегрированного образования в современной системе образования»
3. Фадина А.К. «Нормативное и правовое обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения ими образования в обычных образовательных учреждениях»
4. Семаго Н.Я. «Изменение функции ПМПК в современных условиях образования»
5. Цветкова Е.Е. «Взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии и Бюро МСЭ»
6. Семенович М.Л. «Опыт сетевого взаимодействия психолого-медико-педагогических комиссии с образовательными учреждениями по вопросам осуществления инклюзивного образования»
7. Золина М.А. "О деятельности центральной ПМПК по реализации ИПР ребенка-инвалида в части получения им образования"
8. Евсикова Н.И. «Деятельность территориальной ПМПК по определению специальных образовательных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
В рамках семинара была организована прямая видео-трансляция пленарного заседания (15 ноября 2012г. с 10.00 по московскому времени) на образовательно-информационном портале Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ http://www.inclusive-edu.ru.
Мероприятия второго дня семинара (16 ноября 2012г.) проводились на базах Центральной (городской) и Окружных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) г. Москвы, расположенных в образовательных учреждениях: Центр Диагностики и Консультирования «Надежда», ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино», Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ТВЕРСКОЙ», ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка», ГБОУ Центр диагностики и консультирование «Участие».
Участники семинара познакомились с единой службой ПМПК в городе Москве, организацией работы Окружной (территориальной) психолого-медико-педагогической комиссии, особенностями сопровождения специалистами детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.
Участники семинара приняли участие в мастер-классах по разработке индивидуального образовательного плана ребенка с ОВЗ, обучающегося в инклюзивной форме.
В завершении второго дня семинара были проведены круглые столы «Роль ПМПК в определении специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», на которых участники смогли обменяться мнениями, обсудить актуальные проблемы, связанные с вопросами реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения им образования в обычных образовательных учреждениях в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на оды» по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.
С материалами семинара можно познакомиться на сайте Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ
Информационная поддержка семинара: , www.inclusive-edu.ru, http://edu-open.ru, .