Региональный опыт реализации инклюзивной практики образования: Дагестан

О ВНЕДРЕНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ

МАЛЛАЕВ Д.М., БАЖУКОВА О.А.

г. Махачкала, Дагестанский государственный педагогический университет

(Сб.Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011)

Сегодня все чаще рассматриваются идеи инклюзивного (включающего) образования. Однако для нашего общества понятие «инклюзивное образование» является новым, и оно вызывает много сомнений и опасений. Эти опасения оправданы. Практика показывает, что концепция инклюзивного образования требует определенных изменений не только в системе среднего, но и дополнительного и профессионального образования, являющегося одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов.

Для эффективности внедрения инклюзии в образование необходима преемственность его ступеней «детсад–школа–вуз». Семья и общество, готовые к интеграции ребенка в дошкольное образование, облегчают процесс интеграции-инклюзии в школьное образование одновременно для всех участников процесса - как для ребят с особыми потребностями и их родителей, так и для обычных детей и их родителей, школьных педагогов и психологов.

Включая детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство, надо обеспечить его квалифицированными специалистами, добрыми и отдающими энергию любви детям и родителям, зажигающими их своей духовностью, помогающими решать проблемы воспитания и образования. Подбору персонала должно уделяться большое внимание. Знаниями в области специальной педагогики и психологии должны владеть не только учителя, но и их помощники. 

В настоящее время, по данным Министерства образования и науки РФ, инклюзивное образование уже внедряется в порядке эксперимента в образовательные учреждения различного типа в ряде субъектов Российской Федерации, в число которых входит и республика Дагестан.

В Дагестане насчитывается 18 коррекционных образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья различной этиологии. В сентябре 2008 г. при поддержке Министерства образования и науки РД и Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ в СШ №4 была внедрена модель инклюзивного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Специалисты кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) взяли на себя ответственность за обеспечение учебно-методичес­ким материалом и оказание психолого-педагогической консультативной помощи как учителям, так и родителям этих детей.

В 2008 году на базе ДГПУ прошли повышение квалификации по программе «Воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Инклюзивное обучение» педагоги из Ингушетии, Чеченской республики, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ставропольского края. Ведущие специалисты кафедры дали исчерпывающую информацию об особенностях психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках инклюзивного обучения и инновационных формах организации образовательного процесса. Специалисты кафедры дают консультации учителям, работающим по программе инклюзивного образования в республиках Северного Кавказа.

В заключение отметим, что, осознавая значимость инклюзивного образования на современном этапе развития общества, необходимо правильно построить процесс становления и развития инклюзивного образования в нашей стране, учитывая опыт других стран. В то же время нельзя снижать значимость специальных коррекционных образовательных учреждений, обучающих детей с выраженными отклонениями в развитии и нуждающихся в специализированных условиях. Эти учреждения являются ресурсными центрами для учителей, работающих в системе инклюзивного образования.

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?