КОМПЛЕКСНОЕ ППМС-СОПРОВОЖДЕНИЕ – ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ
ЭФФЕКТИВНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ким М. А.
Россия, Забайкальский край, г. Краснокаменск, МБОУ для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:
«Центр лечебной педагогикии дифференцированного обучения»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих «невыгодные» стартовые условия. Среди них особое место занимают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Получению качественного образования такими детьми препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. Тем не менее в современных нормативно-правовых документах отмечено, что образовательные учреждения (ОУ) должны оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Именно в этой связи возникла концепция инклюзивного образования. Инклюзивное, или «включенное», образование – термин, используемый для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и детских садах общего типа.

В Российской Федерации обсуждение идей инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями сводится к дискуссии по поводу предоставления возможности выбора родителям детей с ограниченными возможностями двух путей социально-реабилитационного сопровождения: через организацию коррекционного пространства в стенах специального учреждения или в условиях обычного массового учреждения со всеми социально-психологическими рисками для такого ребенка. Социологические исследования показали, что второй маршрут активизирует механизмы взаимодействия ребенка со средой и только потом – коррекцию нарушенных функций и тем самым способствует более эффективному сопровождению не только самого ребенка, но и всей его семьи.

В Краснокаменском районе традиционным является первый путь – много лет существует отлаженный механизм обучения детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях различных видов. Однако уже появляются некоторые предпосылки к организации в районе инклюзивного обучения: разрабатывается программно-методическое обеспечение процесса инклюзивного обучения, проводится профессиональная переподготовка учителей общеобразовательных учреждений, внедряются новые технологии и оборудование, позволяющие расширить образовательные возможности детей с особыми образовательными потребностями.

Предпосылки инклюзивного образования:

·      Сложившаяся и успешно работающая система специального (коррекционного) образования.

·      Наличие элементов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: ППМС-центр, муниципальная ПМПК, консилиумы ОУ (92% ОУ).

·      Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ, в том числе по программам инклюзивного обучения.

·      Деятельность экспериментальных инклюзивных групп, классов.

·      Разрабатывается программа развития системы образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Однако имеются и барьеры инклюзивного образования.

Важно понимать специфику социальной ситуации развития инклюзивного образования на сельских и городских территориях нашего района, поскольку она принципиально различна. В городе инклюзивное образование фактически существует в форме эксклюзивных практик ‒ экспериментальных классов, уникальных ОУ (пример наш центр или центр «Доброта»). Это – важные источники опыта для всех, кто намерен реализовывать такую практику в будущем. 

В то же время на сельских территориях инклюзия уже состоялась: все дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательных школах.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ‒ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» ‒ работает в городе Краснокаменске с 1992 года. Центр – одна из первых организаций, которая стала помогать «особым» детям развиваться и адаптироваться к жизни в социуме.

Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного социально-психолого-медико-педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы программы «Образование без барьеров», действующей в Центре.

Опыт нашего учреждения показывает, что реализация практики инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Ежегодно в наше учреждение обращается до 1500 детей из района и города с проблемами в развитии, за 1 год через муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) проходит около 800 детей и подростков, более 250 детей зачисляется в группы временного, кратковременного пребывания на углубленную диагностику. Формируется 12–14 групп, классов. Образовательная модель простроена в идеологии индивидуально-адаптивного учреждения. По сути, мы реализуем модель инклюзивного обучения, только еще в более усложненном варианте. В одной группе от 5 до 14 человек – дети с различными дефектами, зачастую с сочетанными, с разным уровнем развития. Каждому ребенку назначается группа сопровождения специалистов, результаты работы которой обсуждаются на консилиуме учреждения, разрабатывается программа сопровождения. Учитель выстраивает процесс обучения, опираясь на резервные возможности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов: психологов, логопедов, медицинских работников. Задача не только провести диагностику и определить образовательный маршрут, но и подобрать эффективные приемы, методы с целью обеспечения положительной динамики в развитии ребенка. Простроена коррекционно-развивающая работа в групповых и индивидуальных формах по коррекции отдельных нарушений у детей. Разработаны и реализуются программы по дополнительному образованию. Осуществляется программа лечебно-оздоровительных мероприятий. Большое значение мы уделяем воспитательной работе, развитию социальных компетенций детей. В конце периода каждому ребенку выдаются заключения специалистов, составленные индивидуально-ориентированные рекомендации, предназначенные для педагогов, родителей.

Данные внутреннего мониторинга, отзывы родителей, сведения образовательных учреждений (ОУ) о динамике в развитии ребенка подтверждают эффективность реализуемой образовательной модели. Однако без продолжения работы в ОУ достигнутые в центре результаты не всегда сохраняются и улучшаются. В 2012 году в 90% случаев по результатам углубленной диагностики была изменена программа обучения (в 60% была рекомендована программа специальной (коррекционной)  школы VII вида для детей с задержкой развития, в 30% дети направлены на дополнительное обследование в Краевой психоневрологический диспансер и Краевую ПМПК, им рекомендованы программы:

а) программа специальной (коррекционной)  школы VIII вида для детей с УО (25%);

б) программа специальных (коррекционных)  школ II, IV, VI видов (5%);

в) в 10% случаев выявлены проблемы, которые возможно разрешать с помощью психолого-педагогического и социального сопровождения без изменения образовательного маршрута.

Опыт нашей работы показывает, что в случаях раннего выявления проблем ребенка в дошкольном возрасте, своевременно проведенной коррекционной работы с ним, просветительской работы с родителями к началу школьного обучения родители готовы принять решение об обучении детей в специальной (коррекционной) школе. Но к нам зачастую поступают дети, которые уже проучились в общеобразовательной школе, ученики 1‒4 классов, нередко уже продублировавшие классы. В таких случаях родители не готовы перевести ребенка в специальную школу, несмотря на рекомендации ПМПК и на основании имеющихся у них прав, определенных законодательством. Ребенок возвращается в свой коллектив, в свою школу. К сожалению, не все ОУ, педагоги принимают идеи инклюзивного обучения.

Главный вопрос, возникающий у педагогов: «Как организовать инклюзивное обучение?» Педагоги и администрация ОУ особенно остро нуждаются в помощи по вопросам составления учебного плана, разработки индивидуального образовательного маршрута, составления и адаптирования индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

Именно поэтому коллектив «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения» важной задачей считает не только оказание помощи конкретному ребенку, но и работу с педагогами, которые будут сопровождать ребенка с ОВЗ и реализовывать наши рекомендации по месту жительства с родителями детей. В настоящее время системно ведется работа с педагогическими коллективами и специалистами сопровождения во всех образовательных учреждениях города и района на договорной основе. В рамках подготовки работы в инклюзивном образовательном учреждении в 2009 году 161 педагог участвовал в курсах, семинарах, организованных и проведенных нашим коллективом.

Но запросы с мест на организацию обучающих семинаров, курсов по вопросам инклюзивного образования увеличиваются. Несмотря на наши усилия, удовлетворить нарастающие потребности не представляется возможным. В нашем учреждении разработана программа «Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ». Данная программа реализуется в соответствии с заявками образовательных учреждений. Но наш ресурс также недостаточен.

Говоря об интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, нужно четко представлять, что каждый сотрудник образовательного учреждения должен осознать необходимость создания особых специальных условий для инклюзии: не ребенка нужно подстраивать под имеющиеся условия, а создавать условия для конкретного ребенка. Без их создания можно говорить о «дикой» интеграции, которая лишь ухудшит положение детей.

Анализируя обращения в Центр практических работников образования, можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы:

1. Регламентация инклюзивного обучения нормативно-правовыми документами.

2. Финансовое обеспечение процесса инклюзии.

3. Недостаточность современных практико-ориентированных программ и технологий по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

4. Необходимость в новых подходах к проведению методической работы с учителями, другими специалистами, работающими в инклюзивном пространстве.

Для изменения их стереотипов, профессиональной позиции необходимы тренинги, междисциплинарные консилиумы, работа педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы.

5. Организация ППМС-сопровождения, без которого образовательный процесс детей с ОВЗ не может быть осуществлен в полной мере.

6. Внесение существенных изменений в материально-техническое обеспечение массовых общеобразовательных учреждений для создания в них надлежащих условий для воспитания и обучения детей с ОВЗ – безбарьерной среды.

7. Еще одной проблемой реализации интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями является стойкое нежелание родителей нормально развивающихся сверстников обучать своих детей в интегрированных классах, совместно с детьми с тяжелыми дефектами. Поэтому, приняв ценности инклюзивного обучения, требуется в каждом ОУ, районе выстраивание системы работы с общественностью по подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.

Важным условием для этого является наличие высококвалифицированных специалистов сопровождения – специальных психологов и педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. Но зачастую таких специалистов нет в ОУ. Одно из решений проблемы – муниципальный центр психолого-педагогического медико-социального сопровождения (ППМСС). Центр должен стать ресурсным центром по инклюзивному образованию, владеющим различными технологиями обучения детей с ОВЗ.

Центр в течение нескольких лет работает над развитием новых форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников, ОУ, с ближайшим социумом по вопросам сопровождения развития детей и подростков. В учреждении есть команда, члены которой обладают большим творческим потенциалом, занимаются разработкой и реализацией проектов различной направленности: социальных, образовательных, управленческих.

Учитывая имеющийся опыт работы по проектам и творческий материал для дальнейшей деятельности, решено разработать и реализовать проект «Я радость нахожу в друзьях». Деятельность муниципального центра психолого-педагогического медико-социального сопровождения (ППМСС),  как одно из главных условий эффективного  инклюзивного образования, направленана сотрудничество  ЦЛПиДО, ОУ, семьи и социальных партнеров для успешной социализации ребенка с ОВЗ в условиях  образовательного учреждения.

Все это позволяет:

-       организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей;

-       избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение;

-       создать условия для их проживания и воспитания в семь;

-       обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми;

-       таким образом, способствует эффективному разрешению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.