КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
И МЕТОДОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Яковлева З. Б.
Россия, г. Москва, ГБОУ Центр образования № 656 им. А. С. Макаренко

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его потребности и интересы должны быть в центре воспитательного и образовательного процесса, смысл которого не в коррекции отдельных функций, а в реализации целостного подхода к ребенку, развитии его возможностей и способствование  творческой самореализации в адекватной для данного ребенка форме [1].

Повысить социальную и коммуникативную компетентность школьников можно, если эти знания будут добываться детьми в совместной учебной работе, если учителю удастся превратить группу детей из разных классов, особенно детей с ОВЗ, в учебное сообщество. Что такое учебное сообщество? Это группа детей, которая способна соорганизоваться для совместного учебного труда. Эффективность работы группы больше, чем сумма индивидуальных достижений каждого ее участника [2].

Местом рождения учебного сообщества в нашем случае является кабинет дефектолога. Участники процесса ‒ ученики с 1-го по 5-й класс, имеющие проблемы в развитии и обучении.

Труднее всего бывает преодолеть следующие  установки ребенка:

1. С учебной работой все должны справляться в одиночку.  За несанкционированную учителем помощь однокласснику ‒ осуждают.

2. Учитель всегда прав, его мысли надо понимать, запоминать и применять. Не соглашаться с учителем, делать по-своему, не принято.

3. Правильные ответы учеников учитель хвалит, неправильные исправляет. Главное ‒ самому не делать ошибок.

Какие педагогические задачи призвано решать разновозрастное учебное сообщество? Во-первых, обеспечить каждому ребенку ту эмоциональную поддержку, которая необходима любому человеку, а особенно младшему школьнику с ОВЗ для того, чтобы начать делать что-то новое. Во-вторых, сотрудничество является тем источником мотивации, которая необходима детям с ОВЗ для того, чтобы включиться в учебный процесс и не выпадать из него.
В-третьих, учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: именно общение и сотрудничество ‒ это та область деятельности, где наиболее успешно приобретаются учебные навыки. В-четвертых, социальные навыки, социально-психологические компетенции, коммуникация неизбежно становятся  важным содержанием обучения, не выделяются в особый учебный предмет и не требуют отдельных уроков. В-пятых, сотрудничество в группе является источником развития децентрации ‒ уникальной способности понимать чужую точку зрения и действовать с позиции другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере.

В предыдущие годы нами для разновозрастных групп учеников проводились внеклассные мероприятия: викторины, тематические праздники, конкурсы, совместные выездные мероприятия. Со временем пришло желание опробовать технологию разновозрастных уроков. В нашем эксперименте ученики 4-го, 5-го классов выступали в роли учителей для учащихся 1-го, 2-го классов. Были разработаны блоки уроков по русскому языку и окружающему миру, проведены уроки-практикумы, уроки-диктанты. Такая работа всегда проходит интересно, дает положительные результаты в личностном и учебном росте участников и в формировании предметных и межпредметных умений и навыков.

Наш опыт работы с разновозрастной группой детей с применением методик дополнительного образования начался в 2010 г., когда после посещения музея минералогии им. Ферсмана дети «загорелись» идеей создания своего мини-музея. Ученики 3 классов помогали в создании стендов. Все дети участвовали в выборе  и обсуждении экспонатов, приносили и привозили необычные природные материалы после каникул. Так был создан мини-музей биологической направленности. Совместное проведение праздников и украшение кабинета своими силами и своими поделками выросло в идею создания видеоролика-сказки про Снеговиков, для которой младшие школьники мастерили из различного материала картины, фигурки, рисовали сценки для слайдов, сочиняли стихи. «Зимняя сказка» участвовала в международном конкурсе «Сказки красивого сердца». Работа в ЦО с детьми с ОВЗ проводится не только дефектологом, в процессе участвуют все педагоги, и в 2012 г. совместно с инструктором ЛФК был создан проект для участия в конкурсе «Умка ‒ 2012». Дети делали зарисовки из спортивной жизни школы, изображали полезные овощи и фрукты, сочиняли стихотворный текст. Проводились мини-викторины и конкурсы на лучшие рисунки и поделки, выявлялись победители, чьи работы были положены в основу проекта.

Для детей необходима смена впечатлений, новые просторы для деятельности, новые ощущения и знания. Когда нашей команде было предложено принять участие в межрегиональной  игре проекта «Инкаунтер в образовании» по произведению  Дж. Лондона, мы сразу согласились, хотя были сомнения, как донести до младших школьников идею книги и суметь сделать по ней фотоинсценировку. Ребята очень активно включились в работу и ответственно подошли к выполнению поставленных задач. Результатом стало 2-е место!

Стремление экспериментировать со своими возможностями – едва ли не самая яркая характеристика младших подростков [3]. Если у детей нет культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью. Чтобы избежать этого, нами был создан разновозрастной фольклорный ансамбль, участниками которого являются ученики начальной школы, включая детей с ОВЗ. Дети с радостью откликнулись и приняли деятельностное участие в его создании. Совместное творчество, посильное участие каждого ребенка, выявление его способностей принесло заслуженное признание на выступлениях в культурно-образовательном проекте ФГНУ ИПППД РАО «Школьных театральных сезонах-2012» и на Фестивале «Культурное наследие России - 2012».   К работе над новым проектом примкнули многие педагоги и сотрудники ЦО, создаются новые декорации силами детей, пишутся сценарии, распределяются роли путем общего обсуждения.

Творческо-фольклорные занятия стали составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ и имеют, помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Среди проблем, возникающих у детей на занятиях, можно назвать:

- непроизвольность движений;

- боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

- речевые нарушения;

- замкнутость, неактивность детей;

- неустойчивые внимание и память.

Особенность работы с такими детьми состоит:

- не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

- в совершенствовании произношения;

- в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на занятиях ‒ это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров ‒ детей и педагога (6). Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность и свой личный опыт. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

Полезность существования фольклорного ансамбля с участием детей с ограниченными возможностями в том, что она:

- помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

- помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

- музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

-косвенно повышается музыкальная компетенция.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, используются следующие виды музыкально-двигательной терапии:

- психогимнастика;

- логоритмические занятия;

- система музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми с ОВЗ [4, 5].

Основные принципы обучения:

1. Принцип доступности ‒ в творческом процессе участвуют все дети в независимости от природных данных.

2. Принцип системности ‒ учебный план строится в зависимости от приобретенных навыков в процессе изучения предыдущего материала.

3. Возрастной принцип – практикуются занятия в разновозрастных группах, что обеспечивает передачу накопленных знаний, умений и навыков от старших к младшим.

4. Принцип творческой активности ‒ помочь ребенку проявить себя как творческую личность.

5. Принцип индивидуального подхода заключается в том, что педагог не только занимается  со всей группой детей в целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности каждого ребенка.

Усилия учителя, направленные на организацию учебного сотрудничества в классе, вознаграждаются сторицей, когда появляются первые зримые результаты: высвобождение и развитие детской учебной и познавательной инициативы. Поисковая активность учеников, направленная на «изобретение» самостоятельное открытие средств и способов решения задач, ‒ одна из высших ценностей учебной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Буторина О. Ю. Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Вестник Томского государственного университета. № 5. 2009.

2. Цукерман Г. А.: статья из газеты «Первое сентября» // Начальная школа.  № 46. 2003.

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа. М.: Просвещение, 2003.

4. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.: Просвещение, 1982.

5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии / Под ред. Е. А. Медведевой.  М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Скрыпник И. Логоритмические занятия // Дошкольное воспитание. 1996. № 5–9.