Региональный опыт реализации инклюзивной практики образования: Якутия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

ЕГОРОВ П.Р.
г. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет

(Сб.Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011)

По приказу министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 30 декабря 2010 г. за № 2211 Северо-Восточный федеральный университет им. М.А. Аммосова (СВФУ) включён в перечень базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Чуть ранее решением учёного совета в университете на базе учебно-производственного вычислительного центра «Толбон» была создана учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий (УНЛАКТ) при кафедре педагогики дошкольного воспитания педагогического института.

С начала функционирования УНЛАКТ наиболее активными и заинтересованными пользователями стали студенты, аспиранты и специалисты с проблемами зрения. С одной стороны, именно эта группа пользователей испытывает наибольшую потребность в применении адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе. С другой стороны, они способны быстро обучаться, осваивать и использовать эти технологии на практике. Поэтому университетом было выделено пять миллионов рублей для поддержки учебного процесса этой категории студентов и оснащения УНЛАКТ современным тифлооборудованием.

Лаборатория осуществляет учебную, методическую и консультативную поддержку студентов с проблемами зрения в целях самостоятельного применения адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе и оказывает практическую помощь в предоставлении им необходимой информации в доступной форме и оформлении печатных работ.

Нами была разработана уникальная учебная программа  «Использование адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе студентов с проблемами зрения» (72 часа). Цель программы состоит в формировании у таких студентов информационной компетентности. При ее составлении были использованы результаты всестороннего анализа деятельности многих отечественных и зарубежных учебных центров и лабораторий, в том числе тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (руководитель к.соц.н., М.А. Рощина) и учебного центра для инвалидов по зрению университета Карлсруе в Германии (руководитель И. Клаус).

Изучение данной учебной программы дает студентам основы компьютерных знаний и формирует необходимые навыки работы на пользовательском уровне в среде MS Windows и с офисными приложениями на основе невизуального интерфейса. Умение применять адаптивные компьютерные технологии  (программы экранного доступа к информации Jaws и увеличения шрифтов Magic; брайлевская строка Focus–40 Blue; брайлевский принтер Index Braille Embosser Everest и т.д.) обеспечивает качественную подготовку к занятиям в учебном процессе. Освоение базового набора компьютерных знаний и навыков позволяет самостоятельно применять персональный компьютер на практике и работать в нужных приложениях.

Кроме того, в СВФУ был проведен педагогический эксперимент по методическому сопровождению учебного процесса таких студентов. В результате была разработана и внедрена теоретическая модель организационно-педагогического сопровождения учебного процесса с использованием адаптивных компьютерных технологий. В нашем компьютерном классе студенты работают в интернете, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы. Мы ведём научное руководство курсовых и дипломных работ студентов по различным темам, в том числе и по социальной интеграции и профессиональной реабилитации молодёжи с особыми образовательными потребностями (ООП).

Также мы проводим большую социально-психологическую  работу со студентами, являющимися членами Якутской республиканской ассоциации инвалидов–студентов и специалистов, содействуем им в получении общежития и социальных стипендий. Во время подготовки и сдачи зачётов и экзаменов с ними проводятся психологические беседы, а в течение всего учебного года - учебно-методическая поддержка.

В партнерстве со многими городскими и республиканскими общественными организациями лаборатория реализует проекты, направленные на разностороннюю реабилитацию учащейся молодежи с проблемами зрения с использованием адаптивных компьютерных технологий.

За период с 1 ноября 2010 г. по 28 февраля 2011 г. в лаборатории прошли обучение и получили методическую помощь при подготовке к учебному процессу 58 студентов.

Заметим, что мы оказываем поддержку не только студентам и аспирантам с проблемами зрения, обучающимся в СВФУ, но и всем тем, кто учится в различных учебных заведениях Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Помимо этого, лаборатория пробует внедрять в Республике Саха (Якутия) модель непрерывной системы инклюзивного образования людей с проблемами зрения на основе адаптивных компьютерных технологий, которая включает в себя все ступени образования (детский сад, школа, СУЗ, ВУЗ). В рамках этих мероприятий организовано и проведено три семинара-практикума (48 часов) с общим охватом 136  воспитателей и педагогов.

В декабре 2010 г. создана экспериментальная площадка на базе МДОУ детсад-школа «Малыш» в г. Нерюнгри, где воспитывается и обучается 230 детей с проблемами зрения. В январе 2011 г. создали вторую экспериментальную площадку на базе МДОУ д/с №11 «Подснежник» в г. Якутске, где из 330 посещающих детей 170 - с нарушениями зрения.

Аналогичные экспериментальные площадки мы планируем создавать и в других районах нашей республики, а также, при поддержке Минобрнауки РФ, и в других субъектах РФ.

С целью обмена опытом по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования, в феврале 2011 г. мы посетили общеобразовательную школу № 5 в г. Архангельске (директор Т.А. Петровская), где был проведён семинар-практикум на данную тему.

В свете этих мероприятий и для поднятия престижа Республики Саха (Якутия) осенью 2011 г. планируется проведение первой международной научно-практической конференции «Непрерывная система инклюзивного образования - новый вектор системы образования России».

Кроме того, мы тесно сотрудничаем со средствами массовой информации и с научным сообществом. За четыре месяца нашей деятельности опубликовано 6 научных статей и 7 в СМИ. Также мы приняли участие в двух республиканских и двух международных конференциях. На них были установлены контакты как с российскими, так и зарубежными специалистами в области инклюзивного образования.

С 13 по 15 октября 2010 г. мы приняли участие в международной научно-практической конференции «Развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения – проблемы и перспективы» в г. Санкт-Петербург с научным докладом «Профессиональное образование людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия)». Наш доклад получил на этой конференции высокую оценку.

С 11 по 13 ноября мы посетили город Минск, в котором проходил международный форум «Универсальная среда». На нем мы выступили с докладом «Адаптивные компьютерные технологии в профессиональном образовании людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия)».

С 9 по 11 декабря мы сделали научный доклад «Первые шаги инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия)» на республиканской научно-практической конференции  «Актуальные вопросы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт. Проблемы. Перспективы»  

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что сегодня среди университетов Российской Федерации Северо-Восточный федеральный университет является правофланговым в области социализации и профессиональной реабилитации студентов с ООП.

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?