ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ ЭТАП
РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

Речицкая Е. Г., Яхнина Е. З.
Россия,  г. Москва, ВГБОУ ВПО МПГУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Достижения отечественной сурдопедагогики и смежных наук во второй половине XX века привели к важному и закономерному этапу развития системы непрерывного образования лиц с нарушениями слуха – профессиональной подготовке в вузе. На рубеже веков в России систематическая подготовка студентов, имеющих нарушения слуха, по техническим и гуманитарным специальностям была организована в ряде вузов страны. Это способствует реализации их прав получения высшего образования в соответствии с Конвенцией ООН, позволяет людям с нарушенным слухом овладеть высокоинтеллектуальными профессиями, востребованными в обществе, имеет важное значение для более полноценной социальной адаптации.

С 1991 года образовательное пространство для получения лицами, имеющими нарушения слуха, высшего педагогического образования создано на кафедре сурдопедагогики дефектологического факультета МПГУ. Научно-методическая деятельность университета в области высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха получила признание и высокую оценку. В настоящее время  дефектологический факультет МПГУ имеет статус федеральной экспериментальной площадки по высшему профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущие принципы высшего образования лиц с нарушениями слуха включают:

·          гуманитарную направленность образования, создание условий для удовлетворения потребности личности в развитии, в проявлении и раскрытии способностей, потенциальных возможностей;

·          фундаментализацию образовательных программ, обеспечение уровня профессиональной подготовки в соответствии с запросами современного общества, возможности мобильности и конкурентоспособности выпускника;

·          приоритетное использование личностно-ориентированных технологий высшего педагогического образования, в основу которых положен диалогический подход, определяющий субъект ‒ субъектное взаимодействие студента и преподавателя, самоактуализацию личности будущего специалиста;

·          обеспечение психолого-педагогической поддержки студентам с нарушениями слуха, предполагающей учет при организации процесса образования в вузе особенностей данного контингента обучающихся.

Многоуровневая подготовка лиц с нарушениями слуха по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Сурдопедагогика») включает бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.

Отличительной особенностью современного этапа высшего профессионального образования является переход с доминирующей прежде парадигмы образования, предполагающей преимущественную трансляцию знаний, на  создание условий для овладения студентами комплексом компетенций, ориентированных на формирование профессионального потенциала, определяющего востребованность и конкурентоспособность выпускника.

Профессиональная подготовка бакалавра по профилю «Сурдопедагогика»  предполагает формирование полифункциональных компетенций в разных сферах педагогической деятельности  ‒ учебно-воспитательной, диагностико-аналитической, консультативной, психопрофилактической, коррекционно-развивающей, культурно-просветительной, социально-педагогической, организационно-управленческой, научно-методической.

У студентов целенаправленно формируется заинтересованное, творческое отношение к будущей профессии, они приобщаются к научно-исследовательской работе: принимают участие в научных студенческих кружках по актуальным проблемам сурдопедагогики, научных студенческих конференциях, круглых столах (в том числе совместно с общественными организациями и практическими учреждениями), профессиональных конкурсах, включая «Педагогический дебют», межвузовских олимпиадах, защищают творческие проекты на Международных конференциях (Салоники, о. Крит, о. Родос (Греция), Хорватия) и др.

Образовательная программа подготовки бакалавров является комплексной, имеет междисциплинарный характер. Предусматривается изучение учебных дисциплин гуманитарного, социального, экономического циклов, математического и естественнонаучного циклов,  профессионального цикла, цикла профиля «Сурдопедагогика».  Во всех циклах  имеется базовая часть и модули по выбору.  Безусловно, значимым компонентом образования является учебная и производственная практики. В конце обучения проводится итоговая государственная аттестация выпускника, включающая защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

В образовательной программе реализован компетентностный и системно-модульный подходы. Относительная автономность модулей открывает возможности для ступенчатого образования, создает предпосылки для организации непрерывности различных уровней образования и его открытости.

В процессе подготовки бакалавров предполагается реализация приоритета субъективно-смыслового обучения по сравнению с информационным, ситуационное проектирование, поисковый диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, широкое ознакомление студентов с теорией и практикой инновационных педагогических технологий.

Интегративный характер большинства дисциплин способствует реализации комплексного подхода к  формировании профессиональных компетенций, позволяет обеспечить качественное сурдопедагогическое образование.

Образовательные технологии, используемые при подготовке студентов с нарушенным слухом, предполагают практическую направленность при широкой опоре на научно-методические материалы. Используются активные и интерактивные формы высшего профессионального образования, реализуется широкое ознакомление студентов с сурдопедагогической практикой. Занятия, проводимые в интерактивной форме,  составляют не менее 20% аудиторных занятий. Интерактивные формы организации учебной работы включают проблемные лекции, дискуссии, брейнсторминг, кейс-метод, проектное обучение, мастер-классы, КВН по специальности, педагогическое тестирование как один из видов внеаудиторной самостоятельной работы (формирующее тестирование) и контроля преподавателем овладения учебным материалом студентами. В образовательном процессе широко используется разработка студентами конспектов занятий, дидактических материалов, сценариев различных мероприятий, ролевое взаимодействие при моделировании педагогических ситуаций (в том числе инклюзивного обучения), консультативной и диагностической практики с детьми и родителями при обязательном проведении методического анализа и самоанализа. В процессе образования лиц с нарушениями слуха как преподавателями, так и студентами широко используются информационные технологии.

В период обучения в вузе активно развиваются общие и профессиональные способности, включая специальные способности к педагогической деятельности, создаются благоприятные условия для самовоспитания будущего учителя.

Модули по выбору студентов содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла, отражают инновационные процессы в отечественной и зарубежной сурдопедагогике. Студенты с нарушенным слухом в большинстве случаев выбирают  модули, освоение которых соответствует их познавательным потребностям, способностям и возможностям с учетом достижения мобильности и конкурентоспособности. В этих модулях по выбору, разработанных на кафедре,   совершенствуется прежде всего психолого-педагогическая и социально-педагогическая подготовка выпускника.

Внедрение дополнительных образовательных программ позволяет создать условия для расширения и углубления профессиональной подготовки студентов, развития профессиональных интересов. На кафедре разработана и внедрена дополнительная образовательная программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации неслышащих», более 10 лет осуществлялась подготовка по дополнительной профессиональной программе по Штайнеровской педагогике с прохождением педагогической практики на базе образовательных организаций Финляндии с получением сертификата международного образца.

С целью реализации личностных запросов студентов с нарушенным слухом с учетом их индивидуальных способностей и познавательных потребностей на кафедре созданы условия для одновременного получения ими второго профессионального образования на других факультетах. В настоящее время ряд студентов получают второе высшее педагогическое образование в очно-заочной форме  в области математики и информатики,  физического воспитания,   художественно-графической деятельности.

Подчеркнем, что студенты с нарушениями слуха нуждаются в определенной психолого-педагогической поддержке в образовательном процессе. Психологическая помощь особенно важна в адаптационный период на первом курсе,  обеспечивается психологами, работающими на кафедре, а также службой кураторства.

Возможности лиц с нарушениями слуха в устной коммуникации учитываются при организации всего образовательного процесса в вузе. Учебный процесс проходит при постоянном использовании студентами индивидуальных слуховых аппаратов. На лекциях, семинарах, практических занятиях широко применяются компьютерные технологии, различные наглядные средства. Профессорско-преподавательский состав ознакомлен с особенностями организации обучения глухих и слабослышащих студентов, требованиями к устной коммуникации с ними. При необходимости используется жестовый перевод.

Обеспечение студентам с нарушениями слуха высокого уровня образования и профессиональной подготовки в педагогическом вузе в значительной мере зависит от владениями ими устной речью ‒ универсальным средством общения, познания окружающего мира, базой мышления. Усвоение достаточно сложной информации в условиях преимущественно устной коммуникации на лекциях, семинарских и практических занятиях, необходимость свободного владения устной речью в будущей профессиональной деятельности, активного общения со слышащими однокурсниками предъявляет высокие требования к уровню владения студентами с нарушениями слуха навыками слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) и воспроизведения устной речи.

Это обусловило необходимость включения в учебный план специальных коррекционных занятий по слухоречевой реабилитации, которые проводятся на всех годах обучения. Организация занятий по слухоречевой реабилитации предполагает деление студентов на подгруппы с учетом состояния нарушенной слуховой функции, уровня владения восприятием и воспроизведением устной речи, навыков устной коммуникации, выявляемыми в начале обучения в вузе; при необходимости используются индивидуальные формы работы. Основное содержание занятий составляет развитие у студентов восприятия устной речи разными сенсорными способами при целенаправленном побуждении к реализации произносительных возможностей, попутной коррекции произношения, активизации навыков устной коммуникации, обучении культуре речи и др. Речевой материал для специальной работы по развитию восприятия устной речи составляют, в основном, тексты диалогического и монологического характера, фразы, слова, словосочетания. Речевой материал включает терминологическую и тематическую лексику (из основных учебных дисциплин на данном курсе), а также разговорную лексику, необходимую молодежи с нарушениями слуха в общении. Для первокурсников с нарушением слуха на кафедре разработана концепция и содержание электронного учебного пособия «Словарь сурдопедагога», подготовлено аппаратурное и программное обеспечение комплекса. Проведение коррекционной работы по развитию устной речью предусматривает активную внеаудиторную самостоятельную работу студентов по заданиям преподавателя.

На дефектологическом факультете МПГУ получили высшее образование более 250 студентов, имеющих нарушения слуха. Выпускники работают учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, психологами, социальными педагогами в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха, в центрах реабилитации, слухопротезирования, редакторами, сурдопереводчиками и др. Они успешно решают поставленные перед ними задачи, обеспечивают эффективную социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с нарушениями слуха. Некоторые выпускники, проявившие интерес и способности к научно-исследовательской работе, продолжили образование в аспирантуре; два аспиранта, имеющие нарушения слуха, защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, одна выпускница успешно работает на кафедре сурдопедагогики в должности доцента.

Для студентов с нарушениями слуха созданы условия развития своих творческих способностей. Именно на кафедре сурдопедагогики был создан ансамбль жестовой песни «Ангелы Надежды», получивший широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом, которому недавно было присвоено звание народного.

Наши выпускники востребованы в общественных организациях ВОГа: они работают в системе правления Всероссийского, Московского и региональных обществ глухих, главными редакторами в газетах и журналах, журналистами; тренерами в группах сурдлимпийской подготовки, курируют вопросы образования во Всемирной Федерации глухих (Д.В. Ребров), являются призерами и победителями европейских и мировых первенств, сурдлимпиад. Некоторые выпускники успешно реализуют себя, работая за рубежом в США, в Германии, Канаде.