СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аникеева Г. Р.
Россия, ЯНАО, г. Салехард, МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка» комбинированного вида
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Но не всегда так происходит. Неожиданно на свет появляется ребенок с тяжелыми врожденными дефектами или сложными нарушениями. Таким семьям очень нужна своевременная поддержка специалистов, верящих в возможность помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с проблемами в развитии от рождения до пяти лет традиционно оказываются за пределами образования. Это ухудшает возможности их включения в социум. К сожалению, родители часто не знают, как общаться со своими детьми, особенно если ребенок имеет серьезные проблемы в развитии. Таким образом, формируется родительская беспомощность и возникает барьер между родителями и детьми.
На базе МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка» с 1 сентября 2010 года действует лекотека для детей с ограниченными возможностями здоровья. В период с сентября 2010 по апрель 2013 года на постоянной основе специалистами лекотеки была оказана помощь 17 семьям, воспитывающим детей с тяжелой патологией развития. Все дети имеют множественные нарушения развития, которые являются поводом для отказа приема ребенка в другие детские сады. Среди диагнозов можно выделить следующие: ДЦП, гидроцефальный синдром, умственная отсталость, аутизм и др. С семьями в лекотеке работают учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель, медицинская сестра, массажист, помощник воспитателя. Приоритетным направлением в работе с родителями является практическая методическая работа по обучению их психолого-коррекционным методам работы с детьми. Каждой семье, семье, обращающейся за помощью к специалистам лекотеки, предлагается следующая схема взаимодействия.
1. Диагностический этап.
Цели данного этапа работы: сбор основных данных о ребенке и о семье, обстановке, в которой ребенок растет и воспитывается; ознакомление родителей с понятием лекотеки, формами ее работы, набором услуг, которые планируются оказывать ребенку, качественная диагностика состояния ребенка: выяснение специфики развития, сильных и слабых его сторон, особенностей социального поведения, оценка игровой компетентности. С целью обследования семьи и ребенка в различных условиях, кроме обследования в учреждении, специалистами осуществляется выезд на дом к воспитанникам продолжительностью до 1 часа. Это дает свои положительные плюсы в работе с детьми, так как обследование в домашних условиях показывает, что многие родители при заполнении анамнестических карт развития ребенка не раскрывают все особенности развития ребенка.
2. Коррекционный этап.
На основании результатов обследования и запросов родителей специалисты формируют индивидуальный план работы с семьей и обсуждают его с родителями во время консультаций. Основные цели: сориентировать родителей в отношении актуального состояния и уровня развития ребенка и сформировать, совместно с родителями, план психолого-педагогического сопровождения. Родители являются главными воспитателями своих детей. От того, сколько они вложат в своего малыша, какой стиль общения между ними, во многом зависит, каким вырастет ребенок.
Родители обязательно присутствуют на занятиях с ребенком и обучаются методам игрового взаимодействия с детьми.
Родители включаются в работу семинаров, творческих мастерских, тренинги и мастер-классы создают психологически благоприятную обстановку общения родственников детей с проблемами в развитии. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, делятся полезной друг для друга информацией о специальном оборудовании и медицинской помощи. Специалисты лекотеки организовывают самообразование родителей (через специально подготовленные средства информации в помощь родителям) в подборе соответствующих средств общения с ребенком (буклеты, проспекты, журналы, видеофайлы и др.). Регулярно проводятся мастер-классы и семинары-практикумы, где родители приобретают практические навыки для работы с детьми. Педагоги учат изготавливать специализированные пособия для игры с ребенком или адаптировать имеющиеся игровые пособия для коррекционной работы в соответствии с дефектом здоровья ребенка. Например, родители незрячих детей научились адаптировать обычные дидактические игры в тактильные и изготавливать тактильные книги. Родители активно принимают участие в таких практикумах, т. к. понимают, что специализированные игры дорого стоят и приобрести их сложно. Ценность изготовленной родителями игры еще заключается в том, что ребенок видит, что игрушку изготовили мама или папа, и более трепетно относится к ней.
С целью интеграции детей в общество родители с детьми посещают группы полного пребывания, знакомятся и общаются со здоровыми детьми, их родителями и другими педагогами. Ребенок и члены семьи постоянно включаются в общие мероприятия детского сада. Дети посещают праздники и досуги, участвуют в творческих проектах. Основным смыслом такой временной интеграции является создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Такой опыт положительно влияет как на детей с особыми потребностями (их развитие ускоряется, в будущем им легче стать полноценными членами общества), так и на других детей (они становятся более терпимыми, толерантными).
Тематическое плановое консультирование проводится каждым специалистом один раз в месяц продолжительностью до одного часа. В связи с климатическими условиями Крайнего Севера или продолжительной болезнью ребенка консультации проводятся дистанционно (по телефону, электронной почте, ICQ, Skype или с помощью видеосвязи через Интернет). Вид связи определяется техническими возможностями в семье и ее подготовленностью для такой формы общения при посещении семей на дому. Большинство родителей имеют доступ в Интернет.
Взаимодействие осуществляется при работе над годовым планом и совместным планированием и проведением мероприятий. Совместно с родителями планируются экскурсии и развлекательные мероприятия, связанные с посещением детьми праздничных городских мероприятий. Мероприятия планируются заранее, и администрация сада выходит с просьбой к руководителям культурно-массовых учреждений о предоставлении бесплатных мест для детей и их родителей и обеспечении доступности. Хочется отметить, что все руководители учреждений относятся с пониманием, отказов не было. Такие выходы несут просветительскую миссию воздействия на общественное мнение, помощь в приобретении людьми гуманных представлений об «особых» детях и вообще об особых людях. Также с целью привлечения внимания общественности к нашей деятельности проводится выпуск календарей, буклетов и распространение их в поликлиниках и в детских садах города. На сайте департамента образования создана и систематически обновляется страница консультативного пункта, где специалисты лекотеки размещают консультации.
Детский сад с 2012 г. является сетевой экспериментальной площадкой федерального уровня ФГАУ «ФИРО» по теме «Проектирование системы здорового образа жизни дошкольников с ОВЗ в условиях Крайнего Севера». В рамках эксперимента разработан проект «Специалист ‒ родителю. Достигай и учись». Основная миссия проекта – дать возможность родителям поверить в себя и своего ребенка, помочь открыть в себе педагога и реабилитолога. Задачи проекта – обучение и закрепление специалистами (в интерактивной форме) необходимых знаний для родителей по воспитанию, обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Установлены партнерские отношения с организациями, которые профессионально занимаются решением вопросов здравоохранения и социальной реабилитации детей с нарушением развития. И в рамках проекта систематически проводятся практически-обучающие семинары для родителей с привлечением тифлопедагогов, массажистов, юристов, арт-терапевтов.