Отчет о работе секции 9

В работе секции 9 «Инклюзивное образование – от сегодняшней реальности к долгосрочной перспективе» (Модераторы: Алехина С.В., Екжанова Е.А., Олтаржевская Л.Е.) приняли участие 98 специалистов из различных субъектов РФ (Архангельской, Свердловской, Ярославской, Челябинской, Воронежской, Тамбовской, Тульской, Омской, Самарской, Астраханской, Костромской, Московской, Кемеровской, Курской, Волгоградской, Владимирской, Тюменской областей,  Краснодарского  края, Пермского края, Алтайского края, Красноярского края, Хабаровского края, Республик: Саха (Якутия), Удмуртской, Карелии, ХМАО-Югры, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга).

На секции выступили:

Докладчик

Тема доклада

Бурмистрова О.Г

Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях гимназического образования

Ермолова В.М.

Изучение отношения младших школьников  к сверстникам с  ОВЗ в уловиях инклюзивного обучения

Ростомашвили И.Е.

Формирование безбарьерного социокультурного пространства при инклюзивном обучении средствами психологического тренинга

Стульба И.И.

Модель инклюзивного образовательного пространства
СП 2 ГБОУ Школа № 887 в группах компенсирующей направленности
(для детей с нарушениями зрения)»

Феофанов В.Н.

Профессиональная деятельность педагога в условиях инклюзивного образования

Флотская Н.Ю.

Современное состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова

Шалимов В.Ф.

Проблемы и пути модернизации медико-социальной помощи детям с психическими расстройствами в условиях инклюзивного образования

 

В рамках работы секции были подняты насущные вопросы инклюзивного образования. Так в рамках вопроса о научных исследованиях в сфере инклюзивного образования специалистами - практиками была заявлена потребность в опоре на данные качественно проведенных научных исследований, в тоже время научными сотрудниками была представлена проблема выбора баз для исследования. Так исследование качества инклюзивного образования невозможно проводить в образовательных организациях, где осуществляется формальная инклюзия, и обучающиеся с ОВЗ вводятся в класс, без организации деятельности по созданию специальных образовательных условий.  На базе должен реально существовать и развиваться объект исследования «инклюзивное образование». В инклюзивном образовании научные исследования идут за практикой.

Затрагивались вопросы профессиональной подготовки специалистов для работы в инклюзивном образовании, об адресной работе с целевой аудиторией, о более широком использовании новых форм профессиональной переподготовки как специалистов общеобразовательных школ, так и специалистов коррекционного образования. Обсуждалась возможность включения модуля по инклюзивному образованию во все программы  повышения квалификации специалистов системы образования и проведение регулярных методических семинаров для всех категорий специалистов.

В ходе работы секции выявлены существенные различия в информационном обеспечении различных субъектов РФ в сфере инклюзивного образования. Так специалисты задавали вопросы о пакете документов, необходимых для работы с обучающимся с ОВЗ.

Необходимый перечень документов:

  1. Заключение с рекомендациями ПМПК
  2. Индивидуальный учебный план (подписанный всеми сторонами)
  3. Заключение ПМПк школы
  4. Адаптированная образовательная программа или основная образовательная программа
  5. Индивидуальный учебный план (если он необходим данному обучающемуся)
  6. Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения
  7. Адаптированная дополнительная образовательная программа, если ребенок получает дополнительное образование на базе образовательной организации.

Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений «Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях» ссылка (http://www.inclusive-edu.ru/content/File/knigi/maket_7.pdf)

Предметом обсуждения также стала роль коррекционных образовательных учреждений в новых условиях комплектования образовательных организаций и нормах финансирования.   В настоящее время 70 тыс. детей не обучаются. Богатый опыт коррекционных школ позволит включить их в систему образования. Однако специалисты коррекционных учреждений, как и специалисты общего образования, столкнутся с необходимостью обучения таких детей, с которыми раньше никогда не работали.

Обсуждались также вопросы готовности образовательных организаций к работе с детьми с ОВЗ, региональной политики финансирования процесса создания специальных образовательных условий для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ, проблемы итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ, конструктивного взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ, вопросы профессиональной поддержки в том числе со стороны специалистов из других субъектов РФ.

Завершая секцию, Алехина С.В. ответила на вопросы участников, подвела итоги работы.