Пост-релиз

III Международной научно-практической конференции
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
24–26 июня 2015 года

24–26 июня 2015 г. в Москве состоялась крупнейшая международная конференция, посвящённая подведению итогов государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы» в части доступности образования обучающимся с ОВЗ и лицам с инвалидностью.

Цель конференции, организованной Министерством образования и науки Российской Федерации, Департаментом образования города Москвы, Московским городским психолого-педагогическим университетом и Северо-Кавказским федеральным университетом, в партнерстве с РООИ «Перспектива», РБОО «Центр лечебной педагогики» (г.Москва), Фондом содействия решению проблем аутизма в России, Всероссийской государственной специализированной академией искусств – обсудить результаты реализации Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011–2015 годы, выработать стратегию решения проблемных вопросов, касающихся создания универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, консолидировать усилия профессионального сообщества, представителей негосударственных и общественных организаций и органов государственной власти.

Конференция «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ» явилась продолжением Международных научно-практических конференций «Инклюзивное образование: методология, практика, технология» (2011 г.) «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» (2013г.) и в 2015 году прошла уже в третий раз, вызвав большой интерес среди профессионалов в данной области.

Информационными партнерами конференции выступили:

- Проект «Социальный навигатор» РИА Новости (генеральный информационный партнер)

- «Учительская газета»

- Агентство социальной информации

- Портал психологических изданий «Psyjournals.ru»

- Агентство стратегических инициатив

- Информационно-методический портал «Образование без границ»

В конференции приняли участие более 850 участников из 74 регионов Российской Федерации, представители Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, США, Канады, Чехии, Германии, Израиля, Великобритании.

В рамках конференции прошли пленарные заседания, тематические секции и круглые столы, практико-ориентированные семинары, а также:

1. Награждение победителей Второго Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России»

2. Мастер-класс Интегрированной театральной студии «Круг»

3. Тематический кинопоказ и обсуждение лучших фильмов Международного кинофестиваля «Кино без барьеров» (РООИ «Перспектива»)

Первый день конференции проходил в Московской школе №2030 .Конференция открылась выступлением студентки Российской государственной специализированной академии искусств Елены Мартиросовой (партия фортепиано – Владимир Золотцев).

Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Каганов Вениамин Шаевич, который отметил важность развития инклюзивного образования в Российской Федерации, подчеркнув, что в этой области необходимо сотрудничество и созидательная работа, а главными задачами является обеспечение доступности и качества образования.

В своем выступлении первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию Смолин Олег Ннколаевич подчеркнул, что всем детям должны быть созданы особые образовательные условия, при этом коррекционное и инклюзивное образование должны развиваться параллельно, чтобы у родителей детей с ОВЗ был выбор образовательного маршрута.

Выступивший на конференции доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, ректор ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» Рубцов Виталий Владнмирович отметил, что инклюзивное образование в РФ начинает развиваться как целостная система: от дошкольного до вузовского образования, при этом очень важна опора на опыт и серьезные научные исследования. Виталий Владимирович отметил, что укрепляется связь образования с НКО, фондами, общественными организациями, которые вносят значительный вклад в развитие инклюзивного образования в стране.

Член Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, Президент Фонда академической профессиональной поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Талант преодоления» Каширина Ольга Валентиновна заявила, что необходимо формировать систему адресной профессиональной ориентации для молодых инвалидов.

Директор Института образования и социальных наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета Шаповалов Валерий Кириллович отметил, что необходимо включать выпускников с ОВЗ в социальное предпринимательство.

Уполномоченный по правам человека в Москве Потяева Татьяна Александровна в своем выступлении отметила важность решения проблемы межведомственного взаимодействия на региональном уровне при переходе от инклюзивного образования к инклюзивному обществу.

Председатель Совета по делам молодых инвалидов (18+) при ДСЗН города Москвы, руководитель БФ «Равные среди равных» Камал Юлия Игоревна заявила, что в настоящее время активно формируется родительское сообщество, которое является инициатором многих изменений в системе образования.

Затем ученица 7-го класса московской школы № 548, участница проекта "Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью" РООИ «Перспектива» Дженнет Базарова рассказала о своем опыте обучения в условиях инклюзивного образования.

Президент Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Смирнова Авдотья Андреевна констатировала, что предстоит еще большая и тяжелая работа по дальнейшему развитию инклюзивного образования в России.

Руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», член правления «Autism Speaks» Шпицберг Игорь Леонидович заявил, что предстоит еще много и интенсивно работать, поскольку инклюзивная система в России только создается, и перед специалистами, работающими в системе государственного образования, а также родительскими организациями и НКО стоят огромные задачи.

В рамках конференции были подведены итоги и прошло награждение победителей и лауреатов Второго Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России».

Второй день работы конференции был посвящен проведению тематических секций и тематических круглых столов. Заседания проходили в Московском городском психолого-педагогическом университете. Всего на второй день участия зарегистрировалось 846 человек из 74 регионов России, а также Белоруссии, Казахстана, Украины, Узбекистана, США, Канады, Чехии, Германии, Великобритании.

На утренних заседаниях тематических секций были обсуждены следующие проблемы:

  • Научные исследования в сфере инклюзивного образования;
  • Региональные модели развития инклюзивного образования: вопросы управления и организации;
  • Психолого-педагогическое сопровождение – ключевое условие инклюзивного образования;
  • Образовательная практика инклюзии: технологии и подходы;
  • Непрерывность инклюзивного образования лиц с инвалидностью и ОВЗ: школа-колледж-ВУЗ
  • Обеспечение доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями;
  • Система подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров для инклюзивного образования;
  • Особенности проектирования и реализации жизненного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью;
  • Образовательная практика инклюзии: технологии и подходы;
  • Доступность образования для детей с ОВЗ и дополнительного образования;
  • Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра.

Также состоялся семинар на тему: «Непрерывность инклюзивного образования лиц с инвалидностью и ОВЗ: школа-колледж-ВУЗ».

Во второй половине дня работа конференции была продолжена в форме тематических круглых столов и семинаров, на которых обсуждались такие темы инклюзивного образования, как:

  • Социальное партнерство: участие родительских ассоциаций и общественных организаций в развитии инклюзивного образования;
  • Экспертная оценка системы специальных образовательных условий в образовательной организации;
  • Проектирование универсальной безбарьерной среды в образовательной организации;
  • Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося с ОВЗ в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов;
  • Состоялась панельная дискуссия на тему «Инклюзивная культура как условие развития образования», а также семинары по организационно-правовым вопросам инклюзивного образования и реализации идей непрерывности образования на уровне среднего профессионального образования (работа с абитуриентами, колледжами).

После подведения итогов работы секций и круглых столов состоялось выступление лидерской группы проекта «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью» (РООИ «Перспектива»).

В третий день конференции участники конференции познакомились с практическим опытом развития инклюзивного образования на примере деятельности образовательных организаций города Москвы, в которых состоялись практико-ориентированные семинары и мастер-классы.

Специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ представили собственный успешный опыт в разработке и реализации адаптированных образовательных программ для детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), основанный на современных нормативных документах, в т.ч.: Федеральном законе «Об образовании в РФ», ФГОС для обучающихся с ОВЗ, ФГОС дошкольного образования. Отчет.

Участники конференции познакомились с моделями ЦПМСС «Взаимодействие» и образовательных организациях округа (директор Центра Е.В.Ковалев), Структуре и особенностях деятельности психолого-педагогического консилиума центра. Особый интерес вызвало сообщение методиста Центра И.А.Савченко о кейс-менеджменте в сопровождении детей с ОВЗ. Особенности проекта «Территория взаимодействия» были представлены А.А.Блудовой. Отчет.

На семинаре «Опыт инклюзивного обучения детей с РАС в гимназической среде» в ГБОУ «Гимназия № 1540 участники конференции познакомились с опытом реализации инклюзивной практики в гимназии, которая в рамках образовательного комплекса включает в себя две школы и три детских сада. Директор школы Моисеева М.В. рассказала об истории развития инклюзивного образования в своей гимназии и о двух основных составляющих, без которых, с ее точки зрения, не может развиваться инклюзивное образование: школа должна быть истинно демократичной, когда дети уважают взрослых, а взрослые детей и мнение каждого цениться. Вторая обязательная составляющая заключается в том, что педагоги должны владеть широким спектром самых различных педагогических технологий: от работы с одаренными детьми – до работы с детьми с выраженной неравномерностью развития (что специфично для детей с РАС).

Особенности организации образовательного процесса лиц с ОВЗ в условиях ГБОУ «Школа № 830» были представлены в сообщении директора школа М.В.Климовой. В состав школы вошла специальная (коррекционная) школа VIII вида, 6 детских садов и две общеобразовательные школы. Участникам конференции был представлен опыт взаимодействия школ, работающих по разным программам, опыт учителя-дефектолога, работающего с классом, куда включен особый ребенок, методики сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях дошкольного отделения инклюзивного образовательного учреждения. Участники конференции посетили здание новой школы, где учтены специальные условия образования для лиц с ОВЗ. В завершении семинара был представлен уникальный проект школы, который ведет инженер- изобретатель Крейндлин Л.Э. «Организация досуга с использованием рукомобиля Крейндлина: «Движение для всех».

Специалисты Школы №1321 «Ковчег» поделились опытом создания инклюзивной образовательная среды, рассказали об организации дополнительного образования, как важнейшего фактора формирования и развития школьной инклюзивной образовательной среды, рассказали о системе подготовки к школе в контексте инклюзивной образовательной среды школы. Гости из США показали Мастер-класс. «Инклюзия в спорте: включение детей с инвалидностью и без в общеобразовательные занятия физической культуры и спорта».

Специалисты структурного подразделения «Наш дом» школы № 1206 познакомили участников конференции с учреждением, Т.П.Медведева рассказала о технологиях коллегиальной консультации семьи, был показан видеофильм «Игровое занятие «Круг» – как форма включения особого ребенка в игровую и образовательную деятельность». Участники конференции познакомились с тем, как проходят занятия физкультурой в инклюзивной группе детского сада, индивидуальные занятия дефектолога в системе работы инклюзивного детского сада, как работает инклюзивная детско-родительская группа для детей раннего возраста.

Центр лечебной педагогики продемонстрировал инновационные подходы и технологии в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Специалисты центра рассказали о междисциплинарном подходе в системе помощи детям с нарушениями развития, о современных подходах и технологиях в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

На примере «Колледжа малого бизнеса № 4» участники конференции познакомились с моделью непрерывного образования (от дошкольного до профессионального) для эффективной социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Была проведена экскурсия по структурному подразделению Школа КМБ № 4 на тему: «Коррекционно-развивающая среда как условие для обучения и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями». Участники познакомились с особенностями деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в условиях интеграции общего и профессионального образования, с тем, как организована профессиональная подготовка и трудоустройство молодых людей с ментальными нарушениями.

В рамках конференции 26 июня прошло мультимедийное ток-шоу «Школа для всех» на тему: «Основные результаты реализации Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011–2015 годы», организованное при поддержке Министерства образования и науки РФ. На ток-шоу обсуждались вопросы о том, как в современном российском обществе реализуется социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, организуется в рамках массовой школы работа по созданию условий для инклюзии, вопросы готовности педагогов и руководителей школ к реализации инклюзивных образовательных программ.

Участники ток-шоу:

  • заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Людмила ВАКОРИНА;
    проректор Московского городского психолого-педагогического университета Светлана АЛЕХИНА;
    сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате РФ Елена КЛОЧКО;
    заведующая сектором обеспечения реализации образовательных программ общего образования для лиц с особыми образовательными потребностями Департамента образования г. Москвы Ольга МОСКВИЧЕВА;
    старший преподаватель Колледжа социальных наук Университета Линкольн (Великобритания) Валерия КЭРОЛЛ;
    координатор инклюзивного образования в МБОУ «СОШ №84» г. Северска Томской области Наталья ИГЛОВСКАЯ;
    директор ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» г. Москвы Ирина ШПИТАЛЬСКАЯ.

Модератор – руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья ТЮРИНА.

РООИ «Перспектива» организовала тематический кинопоказ и обсуждение лучших фильмов Международного кинофестиваля «Кино без барьеров».

Участники конференции обсудили: специфику организационно-управленческих моделей развития инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации; опыт разработки и  применения технологий инклюзивной практики в образовании; создание универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях; практику организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; результаты научных исследований в сфере инклюзивного образования; особенности профессиональной подготовки администрации образовательных организаций, педагогов, специалистов образовательных организаций; возможности межведомственное взаимодействие в интересах детей с ОВЗ; вопросы создания инклюзивной культуры в образовательной организации; роль специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в ресурсном обеспечении инклюзивной практики.

Участники конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования в России и разработали резолюцию. Резолюция направлена в Государственную Думу V созыва Федерального Собрания Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и руководителям образовательных организаций, общественным организациям и ассоциациям.