24 июня - 1-й день Конференции

Приветствия и первое пленарное заседание 

24 июня 2015 года в Москве начала свою работу III Международная научно-практическоя конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы».

Цель масштабного форума, который организован Минобрнауки России, Департаментом образования города Москвы, Московским городским психолого-педагогическим университетом и Северо-Кавказским федеральным университетом, - обсудить результаты реализации Государственной программы РФ «Доступная среда» на оды, выработать стратегию решения проблемных вопросов, касающихся создания универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, консолидировать усилия профессионального сообщества, представителей общественных организаций и органов государственной власти.

Читать полностью...

Конференция, собравшая более 400 экспертов из 54 регионов России, дальнего и ближнего зарубежья,  открылась выступлением студентки Российской государственной специализированной академии искусств Елены Мартиросовой (партия фортепиано – Владимир Золотцев).


Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Каганов Вениамин Шаевнч, который отметил важность развития инклюзивного образования в Российской Федерации, подчеркнув, что в этой области необходимо сотрудничество и созидательная работа, а главными задачами является обеспечение доступности и качества образования.

В своем выступлении первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию Смолин Олег Ннколаевич подчеркнул, что всем детям должны быть созданы особые образовательные условия, при этом коррекционное и инклюзивное образование должны развиваться параллельно, чтобы у родителей детей с ОВЗ был выбор образовательного маршрута.

Выступивший на конференции доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, ректор ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» Рубцов Виталий Владнмирович отметил, что инклюзивное образование в РФ начинает развиваться как целостная система: от дошкольного до вузовского образования, при этом очень важна опора на опыт и серьезные научные исследования. Виталий Владимирович отметил, что укрепляется связь образования с НКО, фондами, общественными организациями, которые вносят значительный вклад в развитие инклюзивного образования в стране.

Член Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, Президент Фонда академической  профессиональной  поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Талант преодоления» Каширина Ольга Валентиновна заявила, что необходимо формировать систему адресной профессиональной ориентации для молодых инвалидов.

Директор Института образования и социальных наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета Шаповалов Валерий Кириллович отметил, что необходимо включать выпускников с ОВЗ в социальное предпринимательство.

Уполномоченный по правам человека в Москве Потяева Татьяна Александровна в своем выступлении отметила важность решения проблемы межведомственного взаимодействия на региональном уровне при переходе от инклюзивного образования к инклюзивному обществу.

Председатель Совета по делам молодых инвалидов (18+) при ДСЗН  города Москвы, руководитель БФ «Равные среди равных» Камал Юлия Игоревна заявила, что в настоящее время активно  формируется родительское сообщество, которое является инициатором многих изменений в системе образования.

Затем ученица 7-го класса московской школы № 548, участница проекта "Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью" РООИ "Перспектива" Дженнет Базарова рассказала о своем опыте обучения в условиях инклюзивного образования.

Президент Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Смирнова Авдотья Андреевна констатировала, что предстоит еще большая и тяжелая работа по дальнейшему развитию инклюзивного образования в России.

Руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», член правления «Autism Speaks» Шпицберг Игорь Леонидович заявил, что предстоит еще много и интенсивно работать, поскольку инклюзивная система в России только создается, и перед специалистами, работающими в системе государственного образования, а также родительскими организациями и НКО стоят огромные задачи.

Видеоматериалы

Видеоинтервью участников конференции

 

Видеозаписи выступлений

Часть I Открытие конференции. Пленарное заседание.

Часть II Пленарное заседание (продолжение).

Часть III Подведение итогов II Всероссийского конкурса "Инклюзивная школа России". Награждение победителей.

Продолжение пленарного заседания. Награждение. Мастер-класс

В ходе первого дня работы III Международная научно-практической конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» состоялось пленарное заседание, первую часть которого вели доктор психологических наук, профессор, ректор Московского психолого-педагогического университета Рубцов Виталий Владимирович и директор Института образования и социальных наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета Шаповалов Валерий Кириллович. С докладами на пленарном заседании выступили Терехина И.О. (Россия), тема доклада «Государственная политика в сфере инклюзивного образования», а также гости конференции из Германии Биргит Данике, Файге Экхард, тема доклада: «Инклюзивные школы в Германии (на примере Специальной школы Пауля и Шарлотгы Книзе (Берлин) и Средней школы им. Роланда (Бремен)»

Читать полностью...

После перерыва пленарное заседание продолжилось, его вели заместитель руководителя Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Терехина Ирина Олеговна и проректор МГППУ по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Алехина Светлана Владимировна. Были заслушаны доклады российских и зарубежных участников конференции:

  • Дымочка М.А.(Россия), тема доклада: «Актуальные вопросы совершенствования медико-социальной экспертизы и межведомственного взаимодействия»;
  • Алехина С.В. (Россия), тема доклада: «Современные тенденции в развитии инклюзивного образования в России»;
  • Валерия Кэрролл (Великобритания), тема доклада: «Инклюзивное образование в Великобритании: текущее развитие, перспективы, практика»;
  • Кукушкина О.И. (Россия), тема доклада: «ФГОС для обучающихся с ОВЗ требует ориентировки на развитие ребенка;
  • Джилл Портер (Великобритания), тема доклада: «Трудности и возможности при взаимодействии с инклюзивной средой»;
  • Ефремова Г.И. (Россия), тема доклада: «Состояние инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях Российской Федерации»
  • Адам Дрейфус (США), тема доклада: «Обучение учащихся с диагнозом нарушений аутистического спектра в обычных классах государственных школ в Соединенных Штатах Америки».
  • Приходько О.Г. (Россия), тема доклада: «Повышение квалификации педагогических кадров в рамках реализации Государственной программы «Доступная среда».

 

После перерыва состоялось подведение итогов Второго Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России» и награждение победителей. Конкурс был организован Институтом проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета и РООИ «Перспектива» при поддержке Министерства образования и науки РФ. Участие в конкурсе приняли 120 образовательных организаций из 20 регионов России. Вел церемонию награждения известный актер и телеведущий Валдис Пельш, который зачитал собравшимся приветствие от заместителя министра Министерства образования и науки РФ Вениамина Шаевича Каганова.

Победителями в номинации Лучший детский сад, реализующий инклюзивную практику стали: ГБДОУ № 83 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга и Отделение «Наш дом» ГБОУ Школы №1206 г. Москвы. Лауреатами данной номинации стали: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области СОШ № 4 г. Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательную программу дошкольного образования, «Детский сад». ДОУ №16 г. Красноярск. Казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №301». Победителей поздравила актриса Эвелина Бледанс с сыном Семеном Семиным.

Лучшим ресурсным центром по инклюзивному образованию решением членов жюри стало Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр диагностики и консультирования» Новосибирской области. Лауреаты: Ресурсный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья (при центре ресурсные классы для детей с РАС) ГБОУ СПО Педагогического колледжа им. Н.К.Калугина г. Оренбурга. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №62 г. Екатеринбурга.

В номинации Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования победу одержала МБОУ Верх-Тулинская общеобразовательная школа №14 Новосибирской области Новосибирского района. В данной номинации лауреатами стали: «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» Ханты-Мансийского автономного округа Югра. МКОУ С(К)НШ №60 «Сибирский лучик». ГБОУ СОШ №2044 г. Москва. ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга».

В номинации Лучший координатор по инклюзии в образовательной организации победила Есикова Елена Владимировна, координатор МБОУ СОШ №21 г. Ставрополь. Лауреатом данной номинации стала Захламина Софья Ивановна МБОУ СОШ№5 г. Архангельск.

Победителем в номинации Лучший педагог инклюзивного образования стала Колпашникова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ №3 г. Ирбит Свердловской области. Лауреатами в данной номинации стали: Абрамзон Надежда Михайловна, учитель математики малой группы, классный руководитель инклюзивного класса, ГБОУ №1540 «Гимназия ОРТ» г. Москва. Балобанова Э.Ф., учитель биологии, ГБОУ СОШ №192 (СП Школа№198) г. Москва. Вафина Юлия Равильевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №64 г. Иваново. Ивасюк Ирина Александровна, учитель начальных классов, ГБОУ ЦО №1311 «Тхия», г. Москва.

Лучшей школой, реализующей инклюзивную практику признана МБОУ "СОШ №84" г. Северска Томской области Лауреатами номинации стали: ГБОУ СОШ №1465 г. Москва. Гимназия №1540 г. Москва. КУ Нижневартовская санаторная школа. МАОУ СОШ №62 г. Екатеринбург. МБОУ Каменогорский ЦО. МГОУ СОШ №30 г. Пенза. МГОУ СОШ №33 г. Казань. МГОУ СОШ №34 г. Джубга. МГОУ СОШ №51 г. Хабаровск. МГОУ СОШ №688 г. Санкт-Петербург. МГОУ Подгоренская СОШ № 1. МГОУ СОШ №7 с. Стародубское. Покровская СОШ №2 Неглиновский р-н.

В церемонии награждения победителей приняли участие председатель правления РООИ «Перспектива» Денис Роза, участник проекта «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью» РООИ «Перспектива» Евгений Ляпин, начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации Лариса Павловна Фальковская, участник конференции из США Адам Дрейфус, ученица 7 класса школы 548 (г. Москва), участница проекта «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью» РООИ «Перспектива» Дженнет Базарова, актер театра и кино Артур Смольянинов, участники интегрированной театральной студии Круг II.

В праздничном концерте по случаю награждения победителей конкурса выступили актеры студии «Этно-Ритм DEAF», участники телепроекта «Голос» Софья Авазашвили и Александр Бабенко, дуэт VIMADEAN, лауреаты международных конкурсов Анастасия Петрунина (скрипка) и Денис Петрунин (маримба), участница Клуба спортивных танцев на колясках, «Мисс независимость – 2013» Елена Пастухова, ансамбль танца «ART DANCE» (Северная Осетия).