23 июня в ГБОУ ВПО
«Московский городской психолого-педагогический университет»
(в рамках реализации ГК от «14» октября 2013 года № 07.028.11.0017 «Повышение квалификации специалистов
психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий,
руководителей образовательных организаций
по вопросам реализации типовых пакетов
специальных образовательных условий
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов)
стартовал Всероссийский семинар
«Актуальные вопросы создания специальных образовательных условий для детей
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов»
Цель семинара: повышение квалификации специалистов психолого-медико- педагогических консилиумов и комиссий, руководителей образовательных организаций в вопросах организации специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.
Участники семинара приехали из более чем 60 регионов России, в основном это руководители образовательных организаций, председатели Центральных Психолого-медико-педагогических комиссий, специалисты Комиссий и консилиумов.
На семинаре обсуждались следующие вопросы:
Пленарное заседание открыла и вела Алехина Светлана Владимировна, проректор МГППУ. Она представила цели семинара, рассказала о порядке работы трехдневного семинара, показала рабочие материалы, которые участники семинара смогут обсудить за время семинара и предложить свои варианты доработки методических рекомендаций по созданию специальных условий образования для детей с ОВЗ.
С докладом «Основные направления государственной политики в сфере права на образование детей с ОВЗ и инвалидностью: компетенции по созданию специальных условий» выступила Фальковская Лариса Павловна, нач. отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, канд. психол.н. Она рассказала о основных нормативных актах, разработанных МО, о проектах, запланированных МО по развитию инклюзивного образования в РФ.
Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГУ «Институт психолого-педагогических проблем детства», к.пед.н., профессор рассказала о внедрении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, о возможностях и барьерах на пути создания специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.
Макарова Екатерина Евгеньевна, начальник отдела специального образования, социально-правовой защиты детства и безопасности Государственного Управления образования Псковской области, рассказала о опыте сетевого взаимодействия по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в Псковской области. Под руководством Института повышения квалификации на базе СКОУ в Псковской области организованы сетевые центры, повышающие квалификацию специалистов и педагогов образовательных организаций, входящих в образовательные округа.
Леханова Ольга Леонидовна, канд. пед. наук, доцент кафедры дефектологического образования ФБГОУ ВПО "Череповецкий государственный университет" рассказала о роли высшего образования в создании условий для инклюзивного образования в Вологодской области, об особенности организации инклюзивного образования в вузе. Череповецкий университет включил курсы по инклюзивному образованию во все программы подготовки педагогов общеобразовательных школ и ДОУ. «Это решение отлично от создания магистратуры и бакалавриата по инклюзивному образованию – программам которые выбрали другие вузы и более соответствует идее инклюзивного образования» - прокомментировала выступление Алехина С.В.
Волховитин Николай Иванович директор ППМС-центра Калуга рассказал о неустойчивой позиции ППМС-центров в ситуации, когда у центров нет статуса образовательной организации. Ответ Министерства дала Фальковская Л.П. – она указала на то, что центрам необходимо получить лицензию на ведение образовательной деятельности. В таком случае, центр может продолжать свою работу в соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ». Конкретные решения за регионами.
После обеда пленарное заседание продолжила Самуйленко Светлана Васильевна, директор ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» она рассказала о специфике работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Новосибирской области.
Белова Светлана Николаевна старший преподаватель Тверского университета озвучила проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: отсутствие нормативной базы, подготовленных педагогов, материально-техническая необеспеченность образовательных организаций, отсутствие служб ранней помощи ит.д. – проблемы, характерные для многих регионов.
После этого выступления, весьма актуальны были слова Борисовой Наталии Владимировной - зам. директора ГБОУ СОШ №1321 "Ковчег" об ответственности руководителя образовательной организации, органов местного управления, а также родителей детей с ОВЗ за создание специальных условий для качественного обучения детей с ОВЗ.
Кутепова Елена Николаевна, зам. директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ, к.пед.н., рассказала о роли психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в создании специальных условий для ребенка с ОВЗ, а Семаго Михаил Михайлович, в.н.с. ИПИО МГППУ, к.психол.н., дополнил предыдущее выступление, рассказав об особенностях деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в реализации инклюзивного образования.
После пленарного заседания участники семинара получили задание прочитать Рабочие материалы и внести свои предложения 24 июня на секционной работе.