ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ФИНЛЯНДИИ

 

Хяккинен С.
Финляндия, г. Ювяскюля, Университет прикладных наук
(Реабилитация и социальные науки)

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Существует несколько определений инклюзивного обучения. Если говорить короче, его можно описать через понятия «мэйнстриминг» (Mainstreaming) и «образование для всех» (Education for All). В более позднем определении речь идет о процессе и способе мышления, согласно которому все учащиеся, несмотря на ограниченные возможности и дееспособность, а также другие особенности, учатся в своей ближайшей школе согласно возрастной группе. При рассмотрении инклюзивного обучения и воспитания определение становится многосторонним и многогранным. В данном докладе под инклюзивным образованием подразумевается целостная и последовательная система, которая пронизывает всю образовательную систему, включая теоретический и практический уровень.

Инклюзия основана на идее равенства всех людей, требование которого провозглашается в одобренной Декларации о правах человека ООН и уточняется Конвенцией о правах инвалидов ООН, заключенной в 2008 году; целью стратегии Европы стало продвижение входа учащихся и студентов с ограниченными возможностями в сферу образования и непрерывного обучения.

Инклюзивное образование выносит на рассмотрение понятие о разности и ограничении возможностей. Традиционное специальное обучение, основанное на сегрегационной практике, в соответствии с медикалистическим представлением об ограниченных возможностях, обратило внимание на наличие различий и недочетов по сравнению с другими учащимися и их уровнем знаний. В связи с социальным понятием инвалидности отличие заметно во взаимовлиянии индивидуума и окружающего его общества. В связи с этим обучение и препятствия участия в образовании основаны на всей организации обучения, влиянии культуры. Речь идет не о свойстве индивидуума, а скорее о способности всей организации отвечать на потребности всех студентов на физическом, психологическом и педагогическом уровне. Говоря короче, речь идет об инклюзивной культуре обучения и образования.

Обычно культура определяется как «соединение духовных и материальных достижений общества и всего человечества». С точки зрения общественных наук, культура – это система, с помощью которой мы классифицируем окружающую нас среду, оцениваем себя и других, строим чувство идентичности. Существование культуры часто сравнивается с айсбергом: мы можем видеть лишь малую часть ее, но большая часть представления о ней скрыта под водой. То есть культура основана на общественных ценностях и отношениях, что делает ее видимой частью общественной жизни. Культура обучения и образования делает видимыми значения сообщества, отношения и практики. Исследуя будни образовательного учреждения, можно оценить и развить инклюзивные принципы и практики.

Факторы инклюзивной культуры обучения тесно связаны с физической, социальной, психологической, педагогической и учебной средой. Физическая среда обучения рассматривает свойства и ресурсы окружения как, например, свободный доступ в учебные аудитории, а также наличие вспомогательных средств, помогающих учащемуся. Социальная окружающая среда включает возможность активного участия учащегося и взаимодействия, а также более обширное сотрудничество с его семьей и другими системами поддержки. Реализация такого многостороннего проекта на практике подразумевает равноправное присутствие родителей и сотрудничество со специалистами. Социально ориентированная информация излагается конструированно. На распространение психологической инклюзии влияет опыт и чувства учащегося, связанные с причастностью или пребыванием в роли безучастного наблюдателя. Педагогический подход напрямую связан со всеми предыдущими факторами среды обучения и становится видимым при взаимодействии учебного заведения, специалистов и учащихся.

В Финляндии с помощью законодательства и на основе принципа раннего вмешательства стремятся защитить и поддержать возможности посещения образовательного учреждения каждым учащимся, которому требуется особая поддержка в местной школе. С начала 2011 года в основах Закона «О базовом образовании» и Плане базового образования для каждого учащегося определены факторы, способствующие его обучению и поддержке в образовательном учреждении. Основные принципы этой системы – предвидение, оказание своевременной поддержки, методичность и постепенное ее усиление. Для поддержки инклюзивного образования в Финляндии была составлена трехступенчатая модель, включающая общую поддержку  для всех студентов, структурированную и регулярную усиленную поддержку и интенсивную особую поддержку. Общая поддержка – поддержка всем студентам, которая на практике подразумевает создание беспрепятственной среды обучения, консультирование и вспомогательное обучение. Под усиленной поддержкой подразумевается индивидуальная помощь, которая по характеру является более продолжительной. Усиленная поддержка основана на общей ситуативной оценке персонала школы и семьи, а также на составленном на ее основании  плане. Примером такой поддержки может служить особый режим обучения и другая поддержка, необходимая учащемуся. Специализированное, или особое, обучение ‒ прежде всего педагогическая поддержка, а не поддержка в отношении свободного физического доступа в учебное заведение, такая как: услуги в сфере обслуживания учащегося, услуги переводчика и сопровождающего. Особое обучение и другая получаемая учащимся с учетом потребностей поддержка образуют структурную и запланированную общность.

Законодательство формирует основу для общей государственной и качественной системы образования, регулирует принципы ее работы. Но при детальном рассмотрении культура обучения и воспитания ‒ результат достижений каждой организации. Поэтому член каждой образовательной организации несет ответственность за содержание культуры обучения. То, насколько культура соответствует потребностям всех учащихся, ‒ в наших руках. Инклюзивное образование – это МЫ.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Amendments and additions to the natonal core curriculum for basic education. 2011. The National Board of Education. Viitattu 10.5.2013. .

2.        Basic Education Act. 628/1998. Viitattu 10.5.2013. Valtion säädöstietopankki Finlex. http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1998/ en19980628.pdf.

3.        Booth, T., Ainscow, M., Black-Hawkins, K., Vaughn, M. and Shaw, L. 2000. Index for Inclusion: Developing Learning and Participation in Schools. Bristol: CSIE.

4.        Convention on the Rights of Persons with Disabilities. 2006. United Nations. Viitattu 10.5.2013. http://www.un.org/disabilities/convention/ conventionfull.shtml.

5.        Euroopan vammaisstrategia 2010–2020: Uudistettu sitoutuminen esteettömään Eurooppaan. 2010. Euroopan komissio. Viitattu 10.5.2013. http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:0636: FIN:FI:PDF.

6.        Frederickson, N. & Cline, T. 2009. Special education needs, inclusion and deversity. Glasgow: Open university press.

7.        Honkala, S. & Tuominen, R. 2010. Kulttuurin käsite. Opetushallitus. Viitattu10.5.2013. .