ФИЗИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

Хеймоваара-Котонен Э.
Финляндия, г. Ювяскюля, Школа здравоохранения и социальных исследований JAMK.
Университет прикладных наук

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Универсальный дизайн и физическая доступность должны рассматриваться как составные части учебной среды. Физическая доступность означает достигаемость, универсальность и функциональность. Доступность касается всех учащихся и всех сотрудников в учебном заведении (в учебной среде). В доступной среде все могут в равном положении. Доступная среда уменьшает потребность в помощниках и вспомогательных устройствах, снижает риск несчастных случаев, способствует большей самостоятельности и равноправию, не делает пассивными и ведет к экономии средств.

Здание должно соответствовать своему назначению, должно обслуживаться, ремонтироваться и быть приспосабливаемым, а также, по мере того как предусматривает его эксплуатация, соответствовать использованию лицами с ограниченными возможностями перемещения или функционирования. Физическая среда для учащихся со специальными потребностями имеет большее значение, чем для других пользователей помещений. В построенной среде может быть много различных видов препятствий, которые могут создавать трудности для учащихся с дефектами двигательного аппарата, зрения или слуха. Для учащегося с инвалидностью значительными аспектами, с точки зрения обхождения своими силами, являются, например: маршруты движения, такие как входы, двери, подоконники и лестницы; возможности слухового восприятия, например: акустика и подходящая для слабослышащих система звукопередачи; возможности зрительного восприятия: освещение, цвет пола и стен, контрасты, материалы и указатели-вывески.

Последствия проблем доступности зачастую бывают многоуровневыми. Плохо приспособленная учебная среда может влиять на самые различные уровни участия. Было установлено, что особенно часто сталкиваются с препятствиями в физической среде учащиеся с ограниченными возможностями передвижения. Препятствия возникают при передвижении в зданиях или между ними, при передвижении на стоянки, а также в учебные аудитории и к их оборудованию [1]. В дополнение к физическим препятствиям заслуживают упоминания условия слухового восприятия. Однако при опросе учащихся с дефектами зрения физические препятствия при доступе к помещениям совсем не упоминались [2].

Вопросы помещений играют ключевую роль в осуществлении доступности в учебных заведениях. Принятие во внимание доступности во всех видах деятельности предусматривает разработку плана и инспекцию доступности, а также систематическое развитие и построение помещений на их основе. Аспект доступности всегда должен быть в поле зрения как составная часть при осуществлении строительства и ремонта зданий. Доступность и включаемость не связаны только с обучением и работой в учебных заведениях, а относятся ко всему, что там происходит.

Целью содействия физической доступности в школьной среде является обеспечение полного участия всех учащихся. Целью является обеспечение функционального, безопасного и эстетического рабочего места не только для учащихся, но и для преподавателей и другого персонала путем содействия благополучию за счет доступности.

Учебный модуль доступности в физической учебной среде создан для преподавателей и персонала, работающих в школах или на строительстве или ремонте школ. Этот учебный модуль дает теоретические основы и практические инструменты для оценки и оказания влияния на отсутствие доступности в учебной среде, как например: во дворах школ и других учебных заведений, у входов, в помещениях и приспособлениях (раковины и т. д.). Доступность в учебной среде помогает всем учащимся, и особенно учащимся с особыми потребностями, быть более приспособленными к самостоятельности и чувствовать себя в безопасности в пределах своего учебного заведения.

Оценка доступности школьной среды перед ремонтом или строительством скажется позитивно и экономически эффективно. Инспектируя дворы, входы, помещения, залы, аудитории, приспособления и акустику школ и университетов, можно будет повлиять на доступность, чтобы учащиеся с особыми потребностями могли самостоятельно и безопасно использовать среду обучения в их повседневной жизни.

Принятие во внимание физической доступности в построенной учебной среде обеспечит функциональность, безопасность и доступность зданий учебных заведений. Учебное заведение, таким образом, может избежать непредвиденных потребностей в изменении и связанных с этим расходов. Исследования показывают, что чаще всего изменения в учебной среде приходится делать в вестибюлях, коридорах и туалетах. Путем предварительной оценки возможно рентабельно, сделав небольшие изменения, превратить учебное заведение в удобное для пользования учащимися с различными потребностями.

Доступность является инвестированием в будущее. Она должно быть не отдельным решением, а неотъемлемой частью любого планирования. Плохое планирование не должно подменяться услугами, вспомогательными инструментами или техникой. Доступность выгодна каждому.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Niemelä, A. 2007. Joutuu vähän taisteleen‒Tutkimus vammaisten ja kuurojen nuorten koulutuspoluista. Opiskelijajärjestöjen tutkimussäätiö Otus rs 29/2007.

2. Pietilä, P. 2009. Liikkumisen esteistä ajan hallintaan, Esteettömyyden hyvät käytännöt ja kovat kokemukset korkea-asteen oppilaitoksissa.