НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ

 

Сергеева В.Ф.
Украина, г. Луцк, Восточноевропейский университет имени Леси Украинки

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Дошкольное образование – обязательная  первичная составляющая системы непрерывного образования в Украине, а дошкольный возраст – базисный этап физического, психологического и социального становления личности ребенка. Конституция Украины, законодательные акты в образовательной сфере гарантируют всем детям право на образование, а также и возможность реализовать это право во всех государственных учебных заведениях независимо от пола, расы, национальности, социального и материального положения, состояния здоровья, места проживания и других факторов.

В нашем обществе есть разные категории маленьких граждан, в частности и такие, которые имеют проблемы, связанные с развитием и здоровьем. К сожалению, сегодня прослеживается тенденция роста количества детей, которым необходима коррекционно-реабилитационная помощь, содействие в социальной адаптации. Каждый год возрастают показатели заболеваемости  детей, и особенно увеличивается количество психологических заболеваний, врожденных пороков развития, в том числе и отклонений генетического происхождения. Поэтому сегодня государственным приоритетом является расширение и развитие сети дошкольных учебных заведений для детей с нарушениями психофизического развития и недопущения сокращения числа таких учреждений.

В нашей стране создана достаточно четкая дифференцированная система специальных учебно-воспитательных учреждений восьми типов, в которых обучаются более 60 тысяч детей,  в частности расширяется и усовершенствуется сеть дошкольных учебных заведений компенсаторного типа (санаторных и специальных), в которых бесплатно находятся больные дети и дети с нарушениями психофизического развития. В таких учебных заведениях детям предоставляется квалифицированная психолого-педагогическая и медико-социальная  помощь.

Конвенцией о правах детей определено, что умственно или физически неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечат его  максимальную реализацию, будут способствовать  развитию чувства уверенности в себе и активизируют его участие в жизни общества.

За последние годы в системе специального образования детей с особенностями психофизического развития произошли качественные изменения. Характерной чертой современности является реконструкция системы специального образования на демократических и гуманистических основах, создание в стране альтернативных моделей психолого-педагогической поддержки, механизмов для свободного выбора форм обучения детей, уровня и диапазона образовательных услуг. В основе такого подхода лежит два важных принципа:

- не отрывать ребенка от семьи и общества, когда это возможно, и содействовать естественному процессу его социализации;

- разработать и опробовать дополнительные модели специального образования и предоставить родителям детей с особенностями  психофизического развития возможность выбора  форм и видов будущего образования.

Современная дефектология, поднимая проблемы обучения и развития детей с психофизическими аномалиями, акцентирует на том, что такие дети  не являются менее развитыми или менее способными, чем их нормальные ровесники, а их развитие  есть отличное от развития здоровых детей. Аномальный ребенок характеризуется специфической и своеобразной собственной психикой. Поэтому психическое развитие такого ребенка квалифицируется как компенсаторное, то есть такое, которое осуществляется в форме замещения или выравнивания того или другого внутреннего процесса (мышления, восприятия и т.п.). На возможности психики к компенсации отдельных функций, создании новых механизмов, которые обеспечивают достижение определенных целей, строится учебно-воспитательный процесс в специальной школе. Однако ее реальные образовательные возможности не отвечают современным запросам. Дети с различными психофизическими дисфункциями, несмотря на длительное обучение, часто остаются недостаточно подготовленными к активной общественной жизни; их интеграция в общественные отношения неимоверно усложняется.

Более продуктивной является точка зрения, согласно которой желание преодоления собственного дефекта возникает у ребенка в определенных социальных условиях его существования, в определенной социальной ситуации развития, при которой ребенок не ощущает себя отлученным от совместной общественной жизни. Поэтому сегодня становится актуальной и значимой такая организационная форма обучения и воспитания, в частности дошкольников, как совместные группы детей с аномальным развитием и детей с нормальным развитием в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Иными словами, одним из альтернативных направлений развития системы специального образования становится инклюзивное образование, которое современной наукой трактуется как процесс и результат включения (объединения) детей с особенностями психофизического развития и детей, которые не имеют таких нарушений, к обучению в одном классе (группе) общеобразовательного учреждения [1, с.194].

Инклюзивное образование – инновационная модель обучения, обеспечение равноценного и полноценного образования, включение детей с особенными потребностями в массовые учебные заведения.

По мнению современных исследователей (О. Безпалько,  В. Бондарь, Л. Билецкая, В. Засенко, Е. Ишмуратова, А. Колупаева, Н. Малофеев, В. Синев, Л. Солнцева, О. Хохлина и др.), инклюзивное образование важно начинать с младшего возраста, поскольку именно первые годы жизни ребенка есть тот период, когда происходит  интенсивное физическое и психическое развитие, начальное формирование личностных качеств, первичное социальное становление. Кроме этого, в младшем возрасте наблюдаются широкие возможности эффективной психофизической коррекции.

Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в первую очередь предусматривает:

1)   пребывание ребенка с определенными нарушениями в массовой дошкольной группе;

2)    овладение им знаниями, умениями и навыками наравне со здоровыми ровесниками;

3)   научное, организационное руководство процессом  инклюзивного обучения; обеспечение необходимых условий для обучения, воспитания, коррекционно-компенсаторной работы (материальное, техническое, финансовое обеспечение);

4)    вовлечение в инклюзивное образование специально подготовленных педагогов, психологов, медицинских работников;

5)    усовершенствование  нормативно-правовой базы инклюзивного образования;  взаимодействие дошкольных учебных заведений с учреждениями системы охраны здоровья, общественными организациями;

6)    тесное сотрудничество с родителями детей.

Как на первоначальном этапе, так и на протяжении всей последующей работы педагог-воспитатель должен:

– определить приоритетные коррекционные, учебные, воспитательные направления деятельности;

– разработать индивидуальные коррекционно-компенсаторные планы работы для каждого ребенка с учетом нозологий (нарушение речи, слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата);

– адаптировать учебные планы, программный материал, методы, формы обучения к индивидуальным образовательным потребностям детей;

– ориентироваться на индивидуально-личностный опыт, познавательные возможности конкретного ребенка;

– разрабатывать оптимальные, эффективные приемы, способы, средства обучения, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка;

– создавать условия для социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития и здоровых детей; приобретения ими социальных навыков.

Учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях с инклюзивной формой обучения осуществляется дифференцированно, по индивидуальным программам, которые являются  посильными для детей с особенностями психофизического развития, и при условии квалифицированной специализированной коррекционной  помощи. Поэтому, кроме педагога-воспитателя, в учебном процессе активное участие принимает помощник (ассистент) педагога, который владеет коррекционно-компенсаторными технологиями. Он, как правило, осуществляет превентивное и коррекционное содействие и предоставляет психологические и коррекционные услуги. Кроме этого, особенностью таких дошкольных учреждений является меньшая по количеству детей комплектация групп.

Вариантом инклюзивного дошкольного образования в Украине является Центр развития ребенка, организуемый для детей возрастом от двух месяцев до шести (семи) лет, которые воспитываются дома или посещают другие дошкольные учебные заведения, где обеспечивается их физическое, умственное, психологическое развитие и оздоровление, а в случае необходимости – коррекция физического или умственного развития [2].

Кроме задач, которые стоят перед дошкольными учебными заведениями разных типов, Положением о Центре развития ребенка предусматриваются такие направления его деятельности, как: 

-    обеспечение всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с их наклонностями, талантами, интересами, индивидуальными, психическими и физическими особенностями, культурными потребностями;

-     обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям дошкольного учебного заведения и готовности к обучению в школе;

-    предоставление комплексной педагогической, психологической, коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста, которым необходима коррекция физического и (или) умственного развития, длительного лечения и реабилитации;

-     организация ранней коррекционной помощи и лечебно-профилактической работы;

-    предоставление методической и консультативной помощи семье, приобщение родителей к процессу воспитания, обучения и реабилитации детей;

-    осуществление посредничества между учебными заведениями, учреждениями охраны здоровья, социального обеспечения, общественными организациями с целью содействия решению задач всестороннего развития детей с различными психофизическими нарушениями.

Региональное распространение таких центров даст возможность расширить образовательные рамки для детей преддошкольного и дошкольного возраста, осуществить  предоставление ранней помощи детям с аномалиями психофизического развития, создать условия, которые смогут обеспечить удовлетворение потребностей детей и родителей в поручении современных квалифицированных коррекционно-образовательных услуг.

Таким образом, сегодня в Украине осуществляется создание и апробация новых моделей специального образования, которые должны способствовать эффективной реализации прав каждого ребенка на  получение образования и в то же время обеспечивать предоставление им комплексных психолого-педагогических, медицинских и социальных услуг. В рамках этих моделей, в частности модели инклюзивного образования, дети с младшего возраста должны вписаться в общеобразовательную систему, стать частью детского коллектива, получить необходимые социальные навыки, ощутить себя нужными, способными творить, создавать, саморазвиваться.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Дефектологический словарь: Учебное пособие / Под ред. В. И. Бондаря, В.  Н. Синева [сост. В. М. Тимашова]. К.: МП Леся, 2011. 528 с. (на укр. яз.).

2.    Положение о Центре развития ребенка / Постановление Кабинета Министров Украины № 1124 от 5 октября 2009 года [Электронный ресурс].URL: http: // zakon.rada.gov.ua (на укр. яз.).