Enter Title

ОЦЕНКА ИГРЫ КАК ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ
У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕБЫВАНИЯ В ДНЕВНЫХ ЦЕНТРАХ

 

Тийна Лаутамо
Финляндия, г. Ювяскюля,
Школа здравоохранения и социальных исследований JAMK.

Университет прикладных наук

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

С точки зрения идей трудовой терапии,  процесс игры может быть понят как основная деятельность, в которой дети участвуют каждый день, делая что-то значимое для себя  самостоятельно, или же, что более типично, с кем-нибудь еще [1]. Трудности в игре или в социальных ситуациях могут привести к дальнейшим проблемам в освоении навыков, необходимых в повседневной жизни [2]. Таким образом, с помощью оценки игровых способностей детей мы получаем необходимые знания об их способностях к выполнению действия в целом и о взаимодействии с окружающей их средой. Оценивание игровых возможностей ребенка должно быть основной частью работы профессионала в педиатрической реабилитации и образовании. Очевидно, что оценка игры требует разработки валидных и надежных инструментов, с помощью которых возможно выявление  детей, которые потенциально нуждаются в поддержке их участия в игровом процессе.

Методика оценки игры в условиях группы (The Play Assessment for Group Settings ‒ PAGS) была разработана для измерения игровой деятельности детей в естественных условиях группы (например, в дневном саду). PAGS – это основанный на принципах трудовой занятости инструмент оценивания. Он предназначен для использования в качестве структурированного метода наблюдения за игровой деятельностью ребенка  для того, чтобы регистрировать его отклики на «профессиональные» игровые сложности и социальные возможности в повседневной игровой деятельности. Основная цель нашей научно-исследовательской работы заключается в определении валидности и надежности шкалы игровых действий в PAGS. Процесс валидации включает в себя 4 различных исследования [3, 4, 5, 6].

Данные четырех исследований были собраны в результате наблюдения детей в возрасте от  1,8 до 8,9 лет в свободных игровых ситуациях в центрах дневного пребывания в Финляндии.  Для изучения  внутренней шкалы валидности и индивидуальных процессов реагирования с помощью методики (PAGS) была использована двухсторонняя модель Раша. Также был проведен дифференциальный анализ для выделения возможной групповой специфичности некоторых элементов в группе детей с языковыми нарушениями как в потенциальной группе сравнения с нормально-развивающимися детьми. Результат дифференциального анализа оценок игровой деятельности в двух подгруппах детей был подкреплен независимыми выборками Т-тестов.  Для определения коэффициента согласованности и ошибок, суровости оценщиков использовалась трехсторонняя модель Раша. Стабильность индивидуальных показателей игровой деятельности также исследовалась  с помощью внутригрупповой корреляции (intraclass correlation ‒ ICC).

В целом хорошая согласованность элементов обеспечивает внутреннюю валидность PAGS. Это означает, что элементы этой методики работают вместе и позволяют измерять один и тот же латентный признак – игровую деятельность детей. Следовательно, статистические результаты  наших исследований показывают, что мы преуспели в достижении цели охватить потенциально наиболее наблюдаемые элементы латентного признака игровой деятельности в одном континууме.

Нам представляется важным иметь валидный оценочный инструмент, с помощью которого можно дифференцировать людей, имеющих ограничения деятельности, от не имеющих таковых. Оценивая возможность методики (PAGS) отделить детей, испытывающих трудности в игровой деятельности, мы обнаружили, что индекс такого выделения равен 4,95 (надежность = 0,96). Это свидетельствует о том, что с помощью этой методики было выявлено по меньшей мере 5 различных уровней способности к игровой деятельности детей [7]. Также методика (PAGS) дифференцировала детей, у которых диагносцированы или наблюдаются трудности, и нормально развивающихся детей. По мере расположения на единичном иерархическом континууме 38 элементов  методики (PAGS) от менее сложных элементов к более сложным мы смогли подтвердить два следующих утверждения модели MFR: а) ребенок скорее всего достигнет высоких результатов, выполняя более легкие игровые элементы, чем трудные; б) более легкие элементы игры скорее всего являются более легкими в сравнении с трудными для всех детей [8]. Основываясь на наших результатах, мы подтверждаем, что методика оценки игры в условиях группы (PAGS) действительно помогает отделить детей, имеющих трудности в игровой деятельности, от тех детей, у которых диагносцированы или наблюдаются нарушения развития.

Однако, несмотря на высокий уровень согласованности элементов, отмечается отклонение выше ожидаемого в наблюдаемых в  детской игровой деятельности ответных реакциях, и это стало причиной дальнейшего рассмотрения внутренней структуры методики (PAGS). Мы провели дифференциальный анализ между двумя подгруппами детей. Мы решили оценить достижения в игровой деятельности у детей со специфическими нарушениями речи (specific language impairment ‒ SLI) как у потенциальной группы сравнения с типично развивающимися детьми (typically developing ‒ TD), поскольку в первой группе уровень развития игровой деятельности ниже оптимального [9, 10]. Как и ожидалось, мы обнаружили, что дети с нарушениями речи отличаются от своих здоровых сверстников во всей игровой деятельности. Более того, мы выявили семь различных по функциям элементов с точки зрения сложности, которую они представляют для таких детей. Это было больше, чем мы ожидали. Несмотря на в значительной степени стабильную иерархию элементов в PAGS, были обнаружены элементы, имеющие групповую специфичность. Два пункта были относительно менее сложными для детей с нарушениями речи по сравнению со здоровыми сверстниками. Четыре из пяти относительно более сложных пунктов, очевидно, требовали экспрессивных или рецептивных речевых навыков. Мы решили пока сохранить эти семь элементов  в шкале, так как речь представляет собой важный аспект игровой деятельности.  Так или иначе, мы обнаружили, что PAGS позволяет отделить детей с низким уровнем способности от детей с высоким уровнем способности к игровой деятельности, несмотря на семь различных по функциям элементов.

При заполнении методики большинство оценщиков показали высокую межэкспертную надежность. Наблюдались лишь небольшие различия между экспертами по уровню суровости. Была отмечена довольно слабая внутригрупповая корреляция при единичных измерениях игровой деятельности детей с недельным интервалом. Это показывало, что игра – это такое явление, которое имеет способность меняться время от времени и не может быть оценено путем краткосрочного наблюдения без контролирования средовых воздействий.

Условия окружающей среды (физической, социальной и культурной) влияют на игровую деятельность детей. Наша цель состояла в том, чтобы гарантировать знакомство детей с окружающей средой, выбирая для исследования тех детей, которые находились в тех же группах дневного пребывания, но в течение более длительного периода. Другие факторы среды не контролировались. Утверждается, что игровые способности ребенка должны всегда наблюдаться и измеряться в естественных условиях [11], в которых ему достаточно безопасно и комфортно, для поддержания игровой деятельности и игрового отношения[12]. Среда, бросающая вызов способностям ребенка, как правило, вызывает у него вовлеченность, внимательность и максимальную активность [13], хотя следует признать, что в естественной среде сверстников не обязательно будут создаваться одинаково трудные условия для всех детей и что уровень сложности может меняться изо дня в день. По нашему опыту, игровая деятельность также зависит от того, какое значение придается игре как таковой в социальной среде – в нашем случае, специалистами по дневному уходу. В дополнение, данные исследования были получены на культурно однородной популяции  (не было детей из других этнических групп); это также может оказывать влияние на то, какими видятся особенности игровой деятельности. У игры есть множество универсальных характеристик, однако культурный аспект может также повлиять на процесс интерпретации и подсчет очков (scoring).

Результаты нашего исследования подтверждают валидность внутренней структуры Методики оценки игры в условиях группы (PAGS), и, несмотря на игровые элементы, имеющие групповую специфичность, мы предполагаем, что методика (PAGS) может предоставить необходимую структуру для наблюдений за игровой деятельностью. Методика является валидным инструментом для выявления детей, испытывающих трудности в процессе игры, и, следовательно, может быть использована в практических целях. В целом, результаты показали наличие высокой межэкспертной надежности; оценщики вели себя как независимые эксперты. Тем не менее небольшая вариативность показывает, что при использовании этой методики должен быть применен дифференциальный анализ для сравнения игровой деятельности в разных подгруппах детей. Таким образом, процессы индивидуального реагирования детей требуют дальнейших исследований.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.       Lawlor, M. C. (2003). The significance of being occupied: The social construction of childhood occupations. American Journal of Occupational Therapy, 5. 424‒434.

2.         Pellegrini, A. D., Dupuis, D., & Smith, P. K. (2007). Play in evolution and development. Developmental review, 27. 261‒276.

3.         Lautamo, T., Kottorp, A., &Salminen, A-L., (2005). Play assessment for group settings: A pilot study to construct an assessment tool. Scandinavian Journal of Occupational Therapy, 12: 136‒144.

4.         Lautamo, T., Laakso, M-L., Aro, T., Ahonen, T., &Törmäkangas T., (2011). Validity of the Play Assessment for Group Settings: An evaluation of differential item functioning between children with specific language impairment and typically developing peers. Australian Occupational Therapy Journal, 58: 222‒230: doi: 10.1111/j.1440‒1630.2011.00941.x.

5.         Lautamo, T., &Heikkilä, M., (2011). Inter-rater reliability of the Play Assessment for Group Settings. Scandinavian Journal of Occupational Therapy, 18:1: 3‒12: doi: 10.3109/11038120903480048.

6.         Lautamo, T., Laakso, M-L., Aro, T., Ahonen, T., (submitted manuscript). Test-retest reliability of the Play Assessment for Group Settings (PAGS).

7.         Fisher, W. (1992). Reliability statistics.Rasch measurement transactions (serial online) (cited 2011 December 14); 3, 238. Available at: http://www.rasch.org/rmt/rmt63i.htm

8.         Bond, T. G., & Fox, C. M. (2001). Applying the Rasch model: Fundamental measurement in human sciences. New Jersey: LEA.

9.         Casby, M.W. (2003). Developmental assessment of play: A model for early intervention. Communication Disorder Quarterly, 24, 175‒183.

10.      Rescorla, L. &Goossens, M. (1992). Symbolic play development in toddlers with expressive specific language impairment. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 35, 1290–1302.

11.      Bundy, A. C. (2001). Measuring play performance. In: Law M., Baum C., & Dunn W. (Eds.), Measuring occupational performance (pp. 89‒102). Thorofare, NJ: SLACK.

12.      Pellegrini, A. D., Dupuis, D., & Smith, P. K. (2007). Play in evolution and development. Developmental review, 27, 261‒276.

13.      Csikszentmihalyi, M. 1990. Flow: The psychology of optimal experience. New York: Harper & Row.