ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Кузава И. Б.
Украина, г. Киев,
Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Актуальной проблемой развития современного общества является инклюзивное образование – процесс  и результат объединения лиц, нуждающихся в коррекции психофизического развития, в общеобразовательное пространство [2, с. 194].

Украина,  избравшая стратегический курс на построение социального правового государства, интегрированного в мировое экономическое пространство, на обеспечение достойной жизни человека, в том числе и с психофизическими недостатками, использует международные социальные стандарты, главным принципом которых является его право на интеграцию в общество.

Главными целями инклюзивного образования являются:

-       направление деятельности на формирование новой философии общества относительно гуманного отношения к лицам с нарушениями психофизического развития и инвалидностью;

-       создание условий для реализации государственной политики в части обеспечения их конституционных прав и государственных гарантий в сфере образования;

-       совершенствование системы образования и социальной реабилитации путем внедрения инновационных технологий, в частности инклюзивного обучения, с использованием адаптированного международного опыта [2].

По мнению современных ученых (В. И. Бондарь, Н. Н. Малофеев, В. Н. Синев и др.), организация инклюзивного образования является наиболее благоприятной в дошкольном возрасте, которому присущи более широкие возможности коррекции за счет значительной пластичности, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Ведь период дошкольного детства – это своеобразный фундамент для овладения воспитанниками специальными знаниями, умениями и навыками. Кроме того, создаются наиболее благоприятные условия для их общего развития, формирования личностных качеств, необходимых в дальнейшей жизни, обеспечивающие их социально-психологическую реабилитацию и адаптацию путем специально организованного учебно-воспитательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающими и лечебно-оздоровительными мероприятиями и т. п.

Поэтому приоритетной задачей государственной политики в области реализации права на образование детей с нарушениями психофизического развития является дошкольное образование. Его стратегия развития направлена на выполнение положений Закона Украины «О дошкольном образовании» по обеспечению надлежащих условий для его получения, в частности общедоступности, расширения вариативности и повышения качества образовательных услуг и т. п. [3, с. 61].

Основными направлениями такой деятельности являются:

1) максимально раннее выявление нарушений в их развитии и организация коррекционной работы с ними (как показывает практика, своевременное предоставление соответствующей медико-психолого-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволит обеспечить коррекцию основных нарушений в развитии ребенка и его готовность к обучению в школе);

2) создание вариативных условий для получения дошкольного образования детьми с психофизическими нарушениями;

3)усовершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы дошкольного образования детей с нарушениями психофизического развития;

4) создание адаптивной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения детей с психофизическими недостатками (соответствующие материально-технические условия ‒ пандусы, специально оборудованные учебные места, а также реабилитационное и медицинское оборудование, образовательные программы с учетом психофизических возможностей таких детей, специальная подготовка педагогического персонала и т.д.) [3, с. 62‒63].

Согласно ст.5 и ст.11 Закона Украины «О дошкольном образовании»«... систему дошкольного образования составляет дошкольное учебное заведение независимо от подчинения и форм собственности, обеспечивает реализацию права ребенка на получение дошкольного образования, его физическое, умственное и духовное развитие, социальную адаптацию и готовность продолжать образование» [3, с. 62‒64].

Поэтому существует потребность в выработке новых подходов относительно получения ими образования, в большей степени удовлетворяли бы потребности ее развития, улучшали процессы абилитации и реабилитации, способствовали интеграции в общество.

Инклюзивное образование дошкольников, которые нуждаются в коррекции психофизического развития, является одним из ведущих направлений деятельности КЗ «КЦРР», которая осуществляется в режиме экспериментальной педагогической площадки. Здесь созданы все необходимые условия, а именно:

1) материально-технические (наличие специального коррекционно-развивающего оборудования, комнат (игровой, музыкальной), медицинского блока (физиопроцедурный, массажный кабинеты);

2) кадровые (наличие соответствующих специалистов ‒ логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель);

3) научно-методические (разработана программа мониторинга индивидуальных достижений дошкольников, нуждающихся в коррекции психофизического развития, по результатам которой созданы методические рекомендации по работе с ними в условиях инклюзивного обучения; создан банк данных о детях дошкольного возраста; осуществляется диагностика уровня профессиональной компетентности воспитателей к организации учебного процесса на гуманоцентристской основе, а также прогностический анализ организационно-педагогических, материально-технических и финансово-экономических условий опытно-экспериментальной работы и т.п.

Основными этапами реализации данного эксперимента были определены:

1) подготовительный диагностико-концептуальный (май ‒ декабрь 2011 г.);

2) формировочно-экспериментальный (январь ‒ декабрь 2012 г.);

3) апробационно-обобщающий (январь ‒ октябрь 2013 г.)

В ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что построение модели инклюзивного образования дошкольников с психофизическими нарушениями возможно при наличии специально созданного образовательного пространства, учитывающего фазы процессов коррекции и реабилитации  для таких детей, сочетая в себе научно обоснованные традиции и подходы к их обучению. С целью создания единого образовательного пространства в рамках деятельности экспериментальной педагогической площадки сформирована творческая группа педагогов для проведения опытно-экспериментальной работы, в состав которой вошли научные сотрудники, учитель-дефектолог, практический психолог, воспитатели первой и высшей категории, врач-педиатр. В частности, проведено ознакомление с теоретическими и технологическими аспектами реализации опытно-экспериментальной работы с целью повышения их подготовленности по вопросам теории и методологии инклюзивного образования, а также формирования их мотивационной и практической готовности к разработке и освоению нововведений; изучена и проанализирована научно-методическая литература и педагогический опыт по проблеме исследования; создана информационная база для работы педагогического коллектива над воплощением в жизнь идей исследования; спланирована опытно-экспериментальная работа с учетом особенностей социальной среды воспитанников.

В процессе экспериментального исследования нами определены основные компоненты инклюзивной модели образования дошкольников, нуждающихся в коррекции психофизического развития:

1) организация личностно-ориентированного обучения;

2) создание благоприятных условий для развития детских способностей по самореализации;

3) гуманизация и гуманитаризация дошкольного инклюзивного образования;

4) формирование системы ценностей (взаимоуважение, толерантность, осознание себя частью общества, взаимопомощь, предоставление возможностей для развития навыков и талантов каждого воспитанника, возможность помочь самому себе и сверстникам в своем обществе);

5) применение здоровьесберегающих технологий в процессе совместного обучения.

Организационные условия позволили выделить следующие образовательные маршруты:

1) группы для детей с нарушениями интеллекта с разным режимом работы;

2) группы для детей с комплексными поражениями и нарушениями речи;

3) группа психолого-медико-педагогического патроната (социально-педагогические услуги на дому).

На постоянное наблюдение за процессом индивидуального развития дошкольников направлена диагностика их индивидуальных достижений.

Таким образом, инклюзивное образование предусматривает совместное обучение и доступность качественного образования для всех детей на основе создания образовательного пространства, отвечающего различным потребностям воспитанников.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дефектологический словарь: Учебное пособие / Под ред. В. И. Бондаря, В. Н. Синева; [сост. В. М. Тимашова]. К.: МП Леся, 2011. 528 с. (на украинском языке).

2. Концепция инклюзивного образования: приказ МОН Украины №912 от 01.10.10 г.  [Электронный ресурс]. URL: http://osvita.ua (на украинском языке).

3. Порядок комплектования дошкольных учебных заведений (групп) компенсирующего типа // Нормативные документы. Для заведующих ДОУ / [Сост. Чала Т.Т.]. Х.: Изд. группа «Основа», 2007. 528 с. (на украинском языке).