Психологический климат студенческой среды
в условиях инклюзивного пространства

 

Клопота Е. А.
Украина, г. Запорожье, Запорожский национальный университет

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В современном мире количество людей, имеющих нарушения зрения, превысило 161 миллион человек, из которых 37 миллионов являются слепыми [1]. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема интеграции, реабилитации незрячих и слабовидящих людей. 

Целью нашей статьи является оценка микроклимата и уровня сплоченности студенческих групп, в которых обучаются зрячие и незрячие в условиях инклюзивного образования.

Несмотря на интерес ученых к процессам интеграции в общество людей с нарушениями зрения, число фундаментальных украинских исследований данной проблемы незна­чительно. За рубежом изучению проблем создания инклюзивного пространства людей с ограниченными возможностями посвящены труды таких ученых, как Н. Агеева, М. Айшервуд, А. Батова, В. Блемерс, А. Быков, И. Волкова, Л. Выготский, В. Гудонис, В. Денискина, О. Денисова, Т. Егорова, И. Зарубина, М. Земцова, В. Кантор, Т. Карандаева, М. Коновалова, О. Липкова, А. Литвак, Н. Малофеев, Ю. Моздокова, В. Мурашко, Г. Никулина, И. Никулина, О. Подчуфарова, В. Сорокин, В. Феоктистова, G. Masciocchi, K. Miler, D. Apostolos, T. Majewski.

В Украине проблемы взаимодействия незрячих и общества исследовали такие ученые, как В. Бондар, Л. Вавина, Т. Гребенюк, В. Журов, Е. Клопота, О. Клопота, В. Кобыльченко, А. Колупаева, Г. Мустафаев, Е. Синева, А. Шевцов и др.

В настоящее время инклюзивное пространство, с одной стороны, рассматривается как серьезное достижение системы современного образования, а с другой – как череда проблем и препятствий. 

На протяжении многих лет процесс образования незрячих и слабовидящих детей осуществлялся в специальных учреждениях, в которых тифлопедагоги применяли различные методы обучения таких учащихся. С 1980 г. в европейских странах начались движения, направленные на совместное обучение детей со «здоровыми» сверстниками [2]. Согласно последним тенденциям незрячий ребенок может обучаться в обычной школе. При этом на учителей возлагается ответственность за таких учеников.

Итак, перед преподавателем стоят следующие вопросы: каким образом объединить в одно целое класс, в котором учатся незрячие и слабовидящие ученики; какие обязанности возлагаются на конкретного учителя, ассистента, других специалистов в соответствии с принципами инклюзивного образования; сколько незрячих и слабовидящих учащихся должно находиться в классе; кто будет помогать в разработке индивидуальной образовательной программы; какова ответственность консультантов; будет ли дополнительная плата учителю за подобную работу; где учитель может повысить квалификацию, а также  узнать об особенностях людей с нарушениями зрения и методах работы с ними.

В европейских странах наиболее распространена работа в виде командного и дополнительного образования, а также поддерживающей учебной деятельности [3]. Инклюзия готовит учащихся с нарушениями зрения к эффективной интеграции в общество и профессиональной деятельности.

Вместе с тем включение всех детей с нарушениями зрения в систему общего образования может иметь как положительные,  так и отрицательные последствия. Например, возникают проблемы в общении со сверстниками, непринятие со стороны родителей зрячих сверстников, стереотипное восприятие учителями  незрячих и слабовидящих учеников. Педагогам системы общего образования необходимо проходить дополнительное обучение, психологические тренинги, что не всегда возможно. Администрация учебного заведения должна обеспечить учеников с нарушениями зрения техническими средствами для обучения и оборудовать окружающее пространство для безопасного их передвижения.

Вопреки стереотипам, люди с нарушениями зрения не рождаются с более острым слухом, осязанием: им, в отличие от зрячих сверстников, приходится использовать ощущения, полученные от других анализаторов, и тем самым тренировать их для успешной адаптации в окружающей среде. Отсутствие зрения само по себе не влияет на когнитивную сферу личности, ее социальные возможности. Это является последствием стереотипов, которые существуют в обществе по отношению к слепоте [4]. Отметим, что речь идет о людях, у которых отсутствуют дополнительные дефекты.

Переходя в высшие учебные заведения, незрячие и слабовидящие молодые люди сталкиваются с такими проблемами, как затруднение доступа к информации, пространственная ориентация [5]. Такие проблемы в европейских странах разрешают с помощью предоставления постоянных или индивидуальных услуг. Незрячим и слабовидящим студентам предлагается специальная тифлотехника, а также изготовление учебных материалов в альтернативных формах, включая: печать шрифтом Брайля, увеличенную печать, аудио-, видео- и электронные записи. Для освоения же пространственных навыков существуют специальные курсы, специалисты, волонтеры, которые помогают студентам изучить базовые маршруты, аудитории, библиотечные ресурсы.

При этом хотелось бы отметить, что практически не уделяется внимания психологической составляющей: непринятие своего образа «незрячий человек». Часто такие студенты не хотят использовать альтернативные материалы, трость при ходьбе, проявляют низкую активность в студенческой среде, используют псевдопонятия по отношению к зрячим сокурсникам и взаимоотношениям с ними.

Все это говорит о том, что среди наиболее существенных препятствий успешной интеграции в студенческой среде является именно социально-психологическая проблема. 

Нами было проведено исследование с помощью методики определение индекса групповой сплоченности (Сишора) и оценка микроклимата студенческой группы (В. Завьялова). В исследовании приняли участие студенты Запорожского национального университета в возрасте 18‒21 года, которые учатся на разных специальностях. Выборка состояла из зрячих и незрячих студентов. Все результаты переведены в процентное соотношение.

Нами было получено среднее значение индекса групповой сплоченности  Сишора по выборке зрячих студентов 13,9 балла. Это свидетельствует о достаточно  высоком индексе сплоченности (максимальное количество баллов – 19). В то же время незрячие студенты, которые также обучались в различных учебных группах,  продемонстрировали результат в 4,7 балла, что свидетельствует о низком уровне групповой сплоченности в представлении незрячих студентов.

Оценивая микроклимат группы, зрячие студенты продемонстрировали следующие результаты: высокая степень благоприятности (ПМ 10,1%) и средневысокая степень благоприятности (ПМ 18,4%). В то же время незрячие студенты показали 2,4 и 7,6% соответственно. Это свидетельствует о том, что незрячие студенты не чувствуют высокой комфортности в студенческой группе. Среднюю степень благоприятности ПМ- продемонстрировали 41,5% зрячих и 22,8% незрячих студентов. И наконец, оценивая средненизкую степень благоприятности ПМ,  зрячие студенты продемонстрировали 15,7% и незначительную благоприятность ПМ 14,3%. В то же время незрячие студенты продемонстрировали 37,2 и 21,6% соответственно. Также был выделен у 8,4% незрячих студентов незначительный уровень неблагоприятности в студенческой группе.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что незрячие студенты, в отличие от зрячих сокурсников, в большей мере ощущают себя некомфортно в студенческой группе. Хотелось бы отметить, что речь идет о именно социально-психологическом взаимодействии. В ходе наблюдений и бесед с незрячими студентами было отмечено, что они зачастую относятся к своим сокурсникам с точки зрения долженствования, неадекватного межличностного взаимодействия, отгораживания от общей жизни студенческой группы и т. д.  

Таким образом, исходя из зарубежных, отечественных, а также собственных исследований хотелось бы сделать следующие выводы.

Во-первых, создание инклюзивного пространства – это процесс развивающийся, и нельзя ждать мгновенных результатов. В современных условиях системы образования Украины необходимо сохранять специальные школы для слепых и слабовидящих учащихся, постепенно переводя их на уровень консультативных центров, и в тоже время продолжать внедрение инклюзивного образования в массовых школах.

 Во-вторых, высшие учебные заведения должны быть исключительно инклюзивным пространством, так как после их окончания студенты должны быть подготовлены к интеграции в профессиональную среду. В Украине нет никаких программ, направленных на поддержку незрячих и слабовидящих студентов, их дальнейшую профессиональную деятельность, разрешение социально-психологических проблем, возникающих при взаимодействии зрячих и незрячих.

В-третьих, можно говорить о полноценной интеграции в общество незрячих и слабовидящих людей лишь в той ситуации, если бы  люди, имеющие глубокие нарушения зрения, в процессе своей социализации совместно проходили все социальные институты: детский сад, школу, вуз, профессиональную деятельность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Resnikoff S. Global data on visual impairment in the year 2002 / Resnikoff S., Pascolini D., Etya'ale D., Kocur I., Pararajasegaram R., Pokharel G., Mariotti S. // Policy and Practice. http://www.who.int/bulletin/volumes/82/11/en/844arabic.pdf.

2.        Nancq Hunt. Exceptional children and youth / Nancq Hunt, Kathleen Marshall. – Boston, New-York: Hougton Mifflin Company, 2005. P. 535.

3.        Judith Meece. Child and adolescent development for educators / Judith Meece. New-York: The McGraw-Hill Companies, Inc., 1997. P. 479.

4.        Stephen N. Elliott. Educational Psychology: Effective Teaching, Effective Learning / Stephen N. Elliott, Thomas R. Kratochwill, Joan L. Cook. Boston: McGraw-Hill H, 2000. P. 631.

5.        Maciej-Kwapisz J., Kuczyńska-Kwapisz J. Education and Rehabilitation System for Visually Impaired People Aged 6 to 24 ‒ Special, Integrated and General Education / Jacek Maciej-Kwapisz, Jadwiga Kuczyńska-Kwapisz // Good Practices in Rehabilitation of People with Disabilities Italy ‒ Poland – Greece [Apostolos D., Czerwińska K., Kuczyńska-Kwapisz J.]. – Warszawa: Academy of Special Education Press, 2007. P. 98‒117.