Инклюзивное образование в Украине: возможности, опыт и перспективы развития

В процессе модернизации и развития образования Украины происходят позитивные системные изменения в области инклюзивного образования.
Улучшению качества дошкольного,  общего среднего и внешкольного образования, созданию условий для равного доступа к качественному образованию способствовало решение комплекса вопросов кадрового и материально-технического обеспечения, формирование сети учебных заведений  соответственно потребностям населения, модернизация содержания образования, внедрение национальной модели инклюзивного образования.
Предпринят ряд шагов и действенных мероприятий в направлениях:
- приостановлено сокращение сети дошкольных учреждений. В сравнении с 2008 г. (Количество дошкольных учреждений возросло на 109 единиц, возобновили свою деятельность 238 ед., введено в действие 16 новостроек.);
- происходит дальнейшее внедрение всеохватывающего внешнего независимого оценивания выпускников учебных заведений системы общего среднего образования, которые выявили желание вступать в высшие учебные заведения;
- продолжается формирование национальной системы мониторинговых исследований качества образования;
- продолжается усовершенствование содержательного наполнения школьных предметов (с этой целью проводилась серия Всеукраинских совещаний по проблемам развития исторического, физико-математического, биолого-химического, художественно-эстетического образования, раннего изучения иностранных языков);
    - осуществляется реализация программы «Школьный автобус» (в 2008 году за средства Госбюджета было приобретено 246 автобусов, что способствовало обеспечению организованной доставкой к месту учебы и работы 90,2 % учащихся и педагогов сельской местности (до конца 2009 года в рамках совместного с мировым банком проектом «Равный доступ к качественному образованию» будет закуплено еще 100 школьных автобусов).
    Кроме этого продолжается совершенствование нормативной базы общего среднего образования (разработано более 50 нормативно-правовых документов и инструктивно-методических писем, обновлена концепция профильного образования и система конкурсного отбора учебников и учебных пособий).    
Непрерывно осуществляется целенаправленная деятельность в области инклюзивного образования. Продолжается научно-педагогический эксперимент «Социальная адаптация и интеграция в общество детей, которые требуют коррекции физического или умственного развития путем их инклюзивного образования».
В настоящее время успешно реализуется украинско-канадский проект по реализации инклюзивного образования, проведено Всеукраинское совещание по теме: «Внедрение в Украине инклюзивного образования» и разработан соответствующий план действий.
Проект «Инклюзивное образование для детей с особыми образовательными потребностями в Украине» (срок реализации: ) осуществляется при поддержке Канадского агентства международного развития. Цель проекта: подготовить общественность, улучшить политику планирования, координации и предоставления социальных услуг в рамках концепции инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и их семей.   
Прогнозируемое влияние результатов проекта будет состоять в усовершенствованной образовательной политике, что будет способствовать формированию, поддержке и развитию инклюзивного образования для детей с особыми потребностями, а также всех детей без исключения.
В 2009-2010 учебном году деятельность педагогических коллективов учебных заведений, методических служб, органов управления образованием предполагается спланировать на повышение качественного уровня образовательных услуг через модернизацию содержания дошкольного и общего среднего образования; последующего совершенствования системы мониторинговых исследований; создания условий для перехода с 2010-2011 учебного года старшей школы на профильное обучение; совершенствование содержательного наполнения подготовки педагогических, методических и управленческих кадров в контексте реализации заданий, определенных Отраслевой программой внедрения профильного обучения на г.; реализация интегрированного и инклюзивного обучения; воспитание у детей и молодежи целостной системы ценностей и духовных приоритетов.
С этой целью Коллегией Министерства образования и науки Украины был принят План действий по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательных учебных заведениях до 2012 года.
        Запланировано провести апробацию материалов международных мониторинговых исследований ТІMSS и PIRLS и обеспечить проведение мониторинговых исследований качества общего среднего образования на разных уровнях – от школьного до общегосударственного. Институтом инновационных технологий и содержания образования Министерства образования Украины совместно с Академией педагогических наук Украины на протяжении 2009-2012  гг. начата разработка нормативных документов для создания национальной системы мониторинговых исследований качества образования.   В связи с этим совместно с                                                                 
Директоратом программ развития образования разрабатываются критерии оценивания профессиональной деятельности педагогов: руководителей учебных заведений системы общего среднего образования, учителей, педагогов-организаторов, руководителей кружков, секций, как составляющую нового Положения об аттестации работников образования.
В настоящее время большое внимание уделяется организации курсов повышения квалификации для консультантов областных и районных пихолого-медико-педагогических консультаций. Кроме того, обеспечивается научно-методическая поддержка работы учителей в классах с инклюзивным обучением. Вместе с тем создаются условия для формирования оптимальной сети дошкольных, общеобразовательных и сохранения внешкольных учебных заведений с учетом прогнозируемых демографических изменений принимаются необходимые меры для недопущения необоснованной их ликвидации. Для этого необходимо проанализировать сеть существующих дошкольных и общеобразовательных учебных заведений, разработать планы действий соответственно потребностям населения для включения их в Государственную программу оптимизации сети.
Большое внимание уделяется в стране интегрированному обучению. Продолжается работа по модернизации учебно-материальной базы дошкольных, общеобразовательных, внешкольных учебных заведений с целью создания условий для интегрированного обучения в них детей с ограниченными физическими возможностями. Привлекается общественность, спонсорские и благотворительные организации для решения этих вопросов, а также проблем социальной защиты детей, лишенных родительской опеки.
Усиливается контроль за деятельностью руководителей интернатных учебных заведений в части соблюдения законодательства в части защиты прав детей сирот и детей, лишенных родительской опеки.
В развитии современного образования, а в особенности инклюзивного, в настоящее время значительную роль играют информационно-коммуникационные технологии и интернет. Интернет открывает широчайшие возможности доступа к мировым открытым образовательным ресурсам всем учащимся без исключения, независимо от их месторасположения и любых других особенностей доступа к образованию или особенностей развития. В связи с этим в Украине сегодня активизируется работа по подключению учебных заведений, а также местных органов управления образованием к сети Интернет. Кроме того обеспечивается внедрение в образование инновационных проектов, связанных с использованием ИКТ-технологий в учебном процессе и управлении образованием. Следует отметить, что этот процесс успешно осуществляется как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения инвестиций. Так, например, проводится исследовательско-экспериментальная работа на тему: “Научно-практические основы использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в среде «1 ученик – 1 компьютер» на базе школьных нетбуков».

Источник: http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=1381