ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ АТТИТЮДЫ

 

Казашка В.
Болгария, г. Пловдив, Пловдивский университет «Паисий Хилендарски»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

A happy life consists not in the absence, but in the mastery of hardships.

Helen Keller

 

Введение

По мнению Daruwalla и Darcy (2005) легче меняются общественные  аттитюды, чем аттитюды отдельного индивида.

В последние годы Республика Болгария реализирует активную интеграционную политику. С 2002 года принят Закон о народном образовании и его приложения. Это основной документ, который рекомендует и регулирует образование и обучение детей со специальными потребностями.

Исследования

Чтобы дети со специальными потребностями обучались в школе, образовательным учреждениям нужно принять во внимание следующие обстоятельства:

-         Тип и степень инвалидности.

-         Позиция родителей.

-         Архитектурная  среда города и школы.

-         Законы.

-         Размер города.

-         Аттитюды в школе.

-         Аттитюды общества.

-         Существующий и предыдущий опыт инклюзивного обучения.

-         Квалифицированные преподаватели для работы с детьми с ограниченными возможностями.

Очевидно, что инклюзивное образование не может развиваться без серьезной методологической, методической и психологической подготовки: не все педагоги положительно относятся к таким реформам, многие не владеют навыками, необходимыми для того, чтобы вести урок в «инклюзивном» классе, где дети сильно отличаются по своим исходным возможностям. Как правило, в данной ситуации речь ведется о программах переподготовки и повышения квалификации уже работающих учителей, а со стороны высшей школы, как правило, не уделяется должного внимания профессиональной подготовке студентов – будущих педагогов инклюзивного образования.

Задача в том, чтобы не позволять понижать планку образования для  детей, адаптируясь к возможностям «особых детей», и в то же время не снижать качество образования детей с ограниченными возможностями в обычной школе. Здесь важно сотрудничество специалистов и преподавателей из специальных и общеобразовательных школ, что делает модель инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, т. к. налаженное взаимодействие между специалистами учреждений различных типов способствует лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития.

Позитивная стигма особенно важный процесс. Стигматизационное напряжение развивается во взаимодействии личности с обществом. Это восстановление членами стигматизированных групп своих гражданских прав, утраченных в связи с самостигматизацией и внешней стигматизацией. К социальным технологиям дестигматизации относятся деинституционализация и повышение общественной толерантности.

Повышение общественной толерантности происходит за счет взаимодействия СМИ с институтами, которые работают с людьми со специальными потребностями. Много исследователей, проводивших долгосрочную оценку эффективности «позитивной кампании», не обнаружили отчетливого эффекта. В некоторых исследованиях было обнаружено обратное, то есть усиливающее уровень стигматизации, действие подобных дестигматизационных мероприятий.

Настоящая и эффективная антистигматизационная кампания не только должна быть направлена на разрушение внешней стигматизации, но и предлагать людям помощь в преодолении самостигматизирования и усиливать навыки  по защите от внешнего стигматизирования. Исследователи указывают, что неправильно проведенная антистигматизационная кампания может привести к драйву стигматизирования от одной группы в другую, что особенно значимо для людей с ментальными заболеваниями. Преодоление самостигматизирования оказывается делом не простым и продолжается всю жизнь. Речь идет о постоянной обработке ошибочных предустановок — предубеждений, негативных в отношении психического заболевания, которые активизируются при снижении толерантности общества к таким людям и после окончания обострения заболевания. Так как стереотипы и предубеждения зафиксированы в нашем обществе, они вряд ли легко могут быть распознаны и изменены в ходе терапии или участия пациентов и/или их родственников в группах самопомощи. Часто люди со специальными потребностями самостигматизируются. Чтобы уменьшить самостигматизирование, прежде всего необходимо нацелить усилия на повышение самооценки. Здесь важен любой опыт, повышающий чувство собственной значимости и доверия к самому себе. Наиболее значимыми источниками такого опыта могут стать профессиональная деятельность и поддержка друзей и семьи. Люди должны иметь возможность получить позитивный опыт в этих областях.

Особая роль в обнаружении и обработке самостигматизирования отводится общению человека со специальными потребностями с людьми в рамках групп самопомощи, а также участию в структурированных обучающих программах.

СМИ играют  важную  роль  в  формировании стереотипов  к  людям со специальными потребностями  и  к  вопросам,  связанным  с ними. (Adams, 2000; Chynoweth, 2000; Gilbert, MacCauley and Smale, 1997). В этом контексте влияние на общественное мнение и является  положительной стигмой для людей со специальными потребностями. Независимо от того, что медийные портреты склонны рассматривать  людей со специальными потребностями и зачастую делят их на «супергероев» и «демонизированных». Супергероями, например, выступают  паралимпийцы, а люди с ментальными заболеваниями бывают демонизированы. Надо иметь в виду и тот факт, что люди  со специальными потребностями не стараются добиваться сочувствия  или сожаления, и поэтому совсем не плохо было бы, если бы общество  как-то получало представление об их успехах или неуспехах. Сама  положительная стигма очень полезна в основном для  самоопределения и мотивации людей со специальными потребностями, но результаты проведения анкетирования показывают, что собственное отношение особенно важно для самоопределения.  Оппозиционная пара «позитивная стигма» и «навешивание ярлыков» является естественным продолжением оппозиционной пары «медицинская  модель»  и  «социальная модель». Так же как социальная модель ставит  людей со специальными потребностями над физическими, социальными, экономическими и политическими состояниями, так и позитивная стигма должна быть всегда над «навешиванием ярлыков». Согласно этой модели, причина инвалидности находится не в заболевании как таковом, ее надо искать в существующих в обществе физических («архитектурных») и организационных («отношенческих») барьерах, стереотипах и предрассудках. Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006): «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между людьми с нарушенным здоровьем и отношенческими и средовыми барьерами, которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Как же студенты воспринимают участие в мероприятиях по элиминации предрассудков к людям со специальными потребностями?

Мы провели исследование среди болгарских и чешских студентов, ниже представлено процентное соотношение их мнений по поводу следующего высказывания: «Я принимаю участие в деятельности по элиминации предрассудков в отношении к людям с ограниченными возможностями потому, что это важно для меня лично»:


 

Студенты из Болгарии

Xi

Доля (%)

Полностью не согласен

14,0

Нет мнения

60,0

Полностью согласен

24,0

Нет ответа

2,0

Итого:

100,0

 

 

Студенты из Чехии

Xi

Доля (%)

Полностью не согласен

6,0

Нет мнения

46,0

Полностью согласен

44,0

Нет ответа

4,0

Итого:

100,0

 

Заключение

-         Качество жизни человека является одной из основных задач современного общества.

-         Общество должно преодолеть любые барьеры для обеспечения качества жизни и благополучия всех людей, несмотря на  потребности.

-         Качество жизни определяется возможностями для профессиональной подготовки, занятостью, пониманием  собственной жизни, благополучием, здоровьем, отдыхом и социальной интеграцией.

-         Социальный запрос возрастает, если разработаны адекватные модели интеграции, если было эффективное инклюзивное образование и адекватные информационные кампании.

-         Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья, приходит «социальная» модель.

-         Инклюзивное образование невозможно без социального партнерства.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Андикян Б. Д. Инклюзивное образование: особенности и тенденции развития // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2011.

2.     Лавринец, К. Ю.  Инклюзивное образование: сущность, проблемы, перспективы развития // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». Выпуск 12. 2011.

3.     Adams, P. 2000 High Hurdles for Able-Bodied. The Weekend Australian (October 21): 31.

4.     American Foundation for the Blind Research Bulletin 7: 37–52.

5.     Darcy, S., and P. Daruwalla 2005,  Personal and societal attitudes to disability, Annals of Tourism Research, Vol. 32, No. 3, pp. 549–570.

6.     Gilbert, A., M. MacCauley, and B. Smale 1997 Newspaper Portrayal of Persons with Disabilities over a Decade. Therapeutic Recreation Journal 31(2): 108–120.