ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
В КЛАССАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Варенова Т. В.
Беларусь, г. Минск, Белорусский государственный педагогический
университет имени Максима Танка

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Основные ориентиры развития национальной системы образования Республики Беларусь  всецело согласуются с целями и задачами инклюзивного образования, понимаемого как образование, которое предоставляет каждому человеку равные возможности вовлечения в целостный образовательный процесс и обеспечивает равные возможности социализации.

Для развития инклюзивного образования основные аспекты интеграционных процессов – методологический, нормативно-правовой, программно-содержательный, научно-методический и социально-психологический – требуют переосмысления и несколько иного наполнения.

Согласно принципу оптимальности, желательно, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной системы уровня своего функционирования, избранная форма и вариант получения образования может изменяться в зависимости от познавательных возможностей и академических успехов ребенка, его физической и психической работоспособности.

Среди слушателей курсов переподготовки по специальности «интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» был проведен специальный опрос на тему:  «Какие проблемы возникают у Вас в работе с детьми с особенностями психофизического развития»? Все отмеченные в ответах трудности, можно разделить на несколько групп: организационные, материально-финансовые, психологические и методические. Наиболее остро стоит проблема организации, планирования, содержания и методики коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога в классе интегрированного обучения и воспитания.

Коррекционно-педагогическая работа органически входит в триединую схему образования: обучение – воспитание – развитие. Она направлена на формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, двигательной и социальной мобильности,  что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности ребенка.

Развитие компенсаторных приспособлений зависит от характера, времени и степени нарушения функций, оказания своевременной квалифицированной комплексной помощи, а также таких психологических факторов, как осознание дефекта, установка на компенсацию, соци­альная позиция индивида и т. д.

Наиболее эффективно реализация задач коррекционно-развивающей работы осуществляется на основе функционального подхода, который является одним из новых концептуальных ориентиров развития содержания специального образования и заключается в формировании комплекса жизненных умений, необходимых для самостоятельного функционирования в социуме. Структурные компоненты данного подхода:

1.               Функциональные области – сферы повседневной деятельности человека (режимные моменты, связанные с самообслуживанием, социальное взаимодействие, коммуникация, досуг и пр.).

2.               Уровни функционирования человека:

·                 функционирование на уровне организма человека: функции органов и систем организма;

·                 функционирование человека, отраженное в деятельности: способность выполнять действия (деятельность);

·                 функционирование человека в социальном окружении: способность участвовать в социальном взаимодействии.

3.               Функциональные умения – конкретные действия, которые ежедневно осуществляются в различных функциональных областях для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

4.               Функциональные ограничения – трудности субъекта в выполнении действий и сохранении активности в ряде функциональных областей.

5.               Функциональный статус – «портрет умелости» личности, который отражает уровень развития ее функциональных умений в различных областях.

В общее содержание коррекционно-развивающей работы на уровне цензового образования (специальные общеобразовательные школы для детей с нарушением слуха, с нарушениями зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) входят: «Социально-бытовая ориентировка»; «Социальное ориентирование»; «Современные средства коммуникации»; «Развитие познавательной деятельности»; «Ритмика и танец».

Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне нецензового образования (вспомогательные школы, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) составляют коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы (развитие эмоций), формированию игровой деятельности.

Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования. Выбор коррекционных занятий, формы их проведения, количества часов на их проведение осуществляет учитель-дефектолог на основе изучения психофизических особенностей для каждого ребенка индивидуально – выбор должен быть психофизиологически обоснован, социально и педагогически целесообразен, иметь коррекционно-развивающий эффект.

Организация работы с детьми может осуществляться в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наполняемость групп составляет 2–5 человек. Периодичность занятий не менее двух раз в неделю. Продолжительность коррекционных занятий определяется в зависимости от их содержания и психофизического состояния учащихся: с группой – 25–45 минут; с подгруппой – 20–35 минут; индивидуальных – 15–40 минут.

Так, учебный план специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата включает 5 направлений коррекционных занятий:

- двигательная мобильность, IXI (XII) классы;

- социально-бытовая ориентировка, IV (V) классы;

- социальное ориентирование, V(VI)XI(XII) классы;

- сенсорное развитие, IIV(V)классы;

- современные средства коммуникации, V(VI)XI(XII) классы.

Коррекционный цикл должен быть как можно более гибким. Например, коррекционные занятия по двигательной мобильности могут включать в себя музыкально-ритмические занятия, по сенсорному развитию – занятия по развитию познавательной деятельности.

Содержание коррекционных занятий должно определяться структурой нарушения, возможным сочетанием нарушений функций опорно-двигательного аппарата с интеллектуальной недостаточностью, с трудностями в обучении, с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, а также уровнем сенсорного, интеллектуального, моторного и речевого развития учащихся, особенностями личностного развития.

Направления коррекционных занятий следует отбирать в зависимости от имеющихся у детей нарушений:

- преимущественно двигательных;

- преимущественно речевых;

- сочетания двигательных и речевых нарушений;

- недостатков общего психического развития и др.

Содержание коррекционно-развивающей работы отражается в  перспективном плане в виде цели, задач, способов коррекционной помощи и социальной реабилитации. Специфика целей и содержания деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционных занятий определяет особый подход к планированию этой работы, отличающийся от планирования педагогической работы по учебному предмету. Эффективный план коррекционной работы может быть составлен учителем-дефектологом только на основе точного выявления проблем в развитии учащихся, затрудняющих их учебную деятельность. Поэтому в начале учебного года изучаются индивидуально-психологические особенности ребенка, уровень его познавательного и личностного развития, а также его потенциальные возможности.

Объединение детей в группы осуществляется на основе схожих проблем в развитии, а не общих симптомов учебных затруднений. Даже при наличии у нескольких детей одного и того же внешнего проявления трудностей в учении, причины и механизмы его возникновения у них могут быть разными, следовательно, разной будет и направленность коррекционной работы. Для тех детей, которые самостоятельно не передвигаются, допускается проведение ежедневных индивидуальных занятий продолжительностью 30–45 минут.

Коррекционная направленность образовательного процесса учащихся с особенностями психофизического развития предполагает применение специальных методов и приемов в обучении и воспитании, активного использования принципа индивидуального подхода в развитии мелкой моторики, мышления и речи, сенсорного воспитания, формирования пространственного анализа и синтеза, временных понятий и представлений, которые лежат в основе общешкольных знаний, умений и навыков.

 

Деятельность учителя-дефектолога на коррекционных занятиях должна быть направлена не на репетиторство по предметам, а на устранение причин затруднений в усвоении учащимися предметных знаний и умений. Содержательно это заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ребенка нарушений развития психических функций и в формировании учебной деятельности. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные интеллектуальные умения, которые повышают уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания. Поэтому содержание коррекционных занятий тесно связано с учебными затруднениями детей, а не с темами, изучаемыми на уроках. Разработка программно-методического обеспечения коррекционных занятий для разных категорий учащихся остается актуальной.