Семинар «Практика индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями развития в условиях инклюзивного дошкольного образования»

Семинар «Практика индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями развития в условиях инклюзивного дошкольного образования» организован Городским ресурсным центром по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета и Государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы Детский сад комбинированного вида № 154. Данное мероприятие является продолжением цикла ежемесячных обучающих семинаров «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса на дошкольной ступени образования».

ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 154 реализует практику инклюзивного образования с 2008г. В настоящее время на базе ДОУ функционируют группы коррекционной направленности (для детей с нарушениями слуха и сложной структурой дефекта, от 2 до 7лет) и группы совместного воспитания и обучения детей с особенностями развития и детей, не имеющих таковых.

Участниками семинара стали более тридцати специалистов детских садов города Москвы: воспитатели, старшие воспитатели, специалисты, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями, координаторы по инклюзии дошкольных образовательных учреждений города Москвы.

 В своем выступлении заведующий ГБОУ ДОУ №154 Наталья Викторовна Мокроусова рассказала о специфике и возможностях реализации инклюзии в Детском саду комбинированного вида.

Опыт инклюзивного дошкольного образования, в которое включены дети с нарушениями слуха различной степени тяжести, представили специалисты учреждения. Фрагмент непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию нормативно-развивающихся детей и детей со снижением слуха «Мы едем, едем, едем, колёсики стучат...» (2-ая младшая группа) продемонстрировал, как учитель–дефектолог включает детей с ОВЗ в совместную деятельность (Юлия Борисовна Соколовская, учитель-дефектолог и Надежда Николаева Воронина, воспитатель).

Участникам семинара был представлен и фрагмент театрализованной деятельности, которая была использована как средство развития коммуникативных способностей детей с ОВЗ и их нормативно развивающихся сверстников «Путешествие в сказочную страну» (Никифорова Алёна Александровна, педагог дополнительного образования). На основе анализа просмотренного занятия, Татьяна Николаевна Брагина, учитель-дефектолог, познакомила участников семинара с системой индивидуального сопровождение включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ.

Практические методы работы с детьми и их родителями в своих выступлениях осветили: Коробова Надежда Михайловна, учитель-дефектолог,

Зубова Екатерина Александровна, воспитатель, Веснина Мария Вячеславовна, педагог-психолог.

Проведенный семинар показал, что использование совместной деятельности детей с особенностями развития и детей, не имеющих выраженных особенностей, являются важной составляющей инклюзивного процесса в детском саду. В ней дети овладевают различными методами коммуникации, учатся взаимодействовать и помогать друг другу. А для эффективности инклюзивного процесса, так же необходимо тесное взаимодействие воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов сопровождения ( учителя -дефектолога, педагога - психолога) и родителей детей, посещающих детский сад.

Большой интерес участников семинара вызвало ознакомление с организацией в детском саду предметно-развивающей среды. Каждый уголок в здании оформлен с учетом интересов детей: уголок театра, музей «Пожарной охраны», библиотека и т.д.

Подводя итоги семинара, Людмила Игоревна Федорова (канд. психол. наук, ст. н. сотр. ГРЦ ИПИО МГППУ) обсудила с педагогами проблемы, возникающие в практике индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями развития в условиях инклюзивного дошкольного образования и создание в учреждении специальных образовательных условий для детей данной категории.

Следующий семинар из цикла «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса на дошкольной ступени образования» состоится 27 ноября 2013г. в Детском саду №385 (г.Москва, ул. Беговая, д.6, строение 1., тел. (495) 945-61-57.) Тема семинара: «Развитие ребенка в условиях инклюзии: отслеживание индивидуального прогресса». На семинар приглашаются сотрудники детских садов, заинтересованные в реализации инклюзивного дошкольного образования.