ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА
К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

Федорова Л. И.
Институт проблем инклюзивного образования МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Реализация инклюзивного образования, официально закрепленного в Законе «Об образовании в Российской Федерации», требует как теоретической, так и практической подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров всех уровней образования, в том числе и дошкольного. Именно состояние кадрового потенциала является важным фактором, влияющим на распространение современных технологий инклюзивного образования, методов воспитания, обучения и развития всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако многие руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают сложности при практической реализации инклюзии в своем учреждении, хотя и регулярно повышают свою квалификацию на курсах, семинарах и др. В связи с этим получает свое развитие имитация инклюзии ‒ попытки воспроизводства внешней формы без понимания сути и смыслов инклюзивного образования.

Зачастую это обусловлено тем, что основная подготовка специалистов на курсах повышения квалификации проводится в теоретическом плане, а конкретные практические вопросы остаются не до конца освещенными. В беседе с педагогами выясняется, что их интересуют технологии решения таких вопросов: какие изменения необходимо вносить в режим дня для ребенка с ОВЗ, как организовывать совместную детскую деятельность с «особым» ребенком, кто и когда помогает воспитателю, как и на каких основаниях договариваться с родителями, как разработать или адаптировать программу, какова роль специалистов при реализации инклюзии и т. д.

Безусловно, все эти вопросы можно задать опытным специалистам, работающим с дошкольниками в режиме инклюзии много лет и получить подробные ответы и рекомендации. Однако воплотить их в жизнь в детском саду бывает достаточно сложно, т. к. советы, как правило, учитывают особенности конкретного ребенка в условиях конкретного учреждения. Поэтому педагогам нужно не просто «предлагать рецепт», как действовать в условиях той или иной ситуации, а развивать у них способности к проектированию собственной профессиональной деятельности в новых условиях.

Фактически, педагог, работая в инклюзии, сталкивается с необходимостью строить свою новую образовательную практику: выявлять проблемные ситуации, анализировать их, ставить цели, искать, осваивать и применять новые знания и средства, изменять подходы, корректировать, оценивать свою деятельность, понимать свои профессиональные ограничения. Выстраивание такой практики напрямую связано с профессиональной позицией педагогов, в том числе с их самоопределением, которое становится одной из центральных проблем в понимании сущности инклюзивного образования. Сущностью профессионального самоопределения, по мнению Н. С. Пряжникова, является самостоятельное и осознанное нахождение в первую очередь ценностей и смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культур­но-исторической (социально-экономической) ситуации [2], а затем и постановка целей деятельности. Самоопределение представляет собой и акт принятия человеком ответственности за что-либо. У педагогов это выражается в постановке ими проблем, принятии решения о действии, взятии ответственности за разработку и реализацию своей образовательной практики. Беря на себя ответственность, педагог гарантирует себе определенную степень независимости, самостоятельности, свободы. Поэтому ответственность дает возможность не копировать чужие разработки, методики и технологии, а самостоятельно строить разные стратегии, пробовать разные способы достижения цели, искать наиболее оптимальные. Отметим, что в проект по реализации инклюзии включен, как правило, не один педагог, а целая команда тесно-взаимодействующих педагогов и родителей, у которых возникает необходимость соотнесения смыслов, целей и ценностей между собой в разработке своей общей программы деятельности.

В рамках реализации программы стажировки «Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивную практику» [1], создаются условия для развития профессиональной позиции педагогов, их профессионального самоопределения, расширения спектра профессиональных методов и средств, необходимых для реализации инклюзии в образовательном учреждении. Программа носит гибкий характер и состоит из девяти модулей:

1.         Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования на уровне дошкольного образования.

2.         Создание специальных образовательных условий для различных категорий детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном детском саду.

3.         Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с особыми образовательными потребностями.

4.         Обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования ребенка с ОВЗ при реализации индивидуальной образовательной программы.

5.         Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса.

6.         Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.

7.         Раннее выявление нарушений развития детей (с риском нарушения) и оказание им комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Методы и функции специалистов сопровождения при реализации инклюзивного процесса.

8.         Методы и функции специалистов сопровождения при реализации инклюзивного образования.

9.         Стратегии взаимодействия с родителями детей, посещающих инклюзивный детский сад.

Программа рассчитана на разных специалистов, работающих с дошкольниками. В ней могут принимать участие директора дошкольных образовательных организаций, руководители дошкольных отделений образовательных организаций, старшие воспитатели, воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, тьюторы. В зависимости от потребностей стажера составляется индивидуальный набор модулей и срок стажировки.

Реализация программы проходит в г. Москве на базе сетевой стажировочной площадки, в которую входят государственные образовательные учреждения, много лет осуществляющие инклюзивную практику. Для того чтобы у стажеров была возможность понять преимущества и недостатки разных моделей реализации инклюзии, в программу включено несколько видов образовательных учреждений: детский сад общеразвивающего вида; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка – детский сад, имеющий структурные подразделения (Центр игровой поддержки ребенка, Лекотека, Служба ранней помощи); дошкольное отделение при центре психолого-педагогического сопровождения.

При разработке программы стажировки учитывалась профессиональная особенность любого работника дошкольного учреждения, будь это логопед, музыкальный руководитель или инструктор по плаванию – каждый из них одновременно и прежде всего воспитатель.

Рассматривая воспитание дошкольника как процесс социализации ребенка в ходе его собственной активности и под влиянием среды и специально-организованной деятельности родителей и педагогов, особое внимание в программе стажировки уделяется специфике организации образовательного пространства в условиях инклюзии. Именно в нем любой ребенок, независимо от своих ограничений, начинает обретать общественно-признанные и одобряемые социальные ценности, нравственные нормы и образцы поведения, осваивает знания о мире, умение взаимодействовать с миром, отношение к миру как таковому. Именно в условиях дошкольного образования ярко видна зависимость между самоопределением педагогов и самостоятельностью, активностью детей, проявлением ими личной инициативы.

Кроме этого, заметим, что если педагогу предоставляется возможность непосредственно участвовать в инклюзивном образовательном процессе, а не рассматривать только его теоретический аспект или наблюдать его со стороны, то инклюзия воспринимается и понимается значительно глубже. Например, в связи с тем что при реализации инклюзии важно осознать смысл деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, стажеры участвуют в его заседании и в разработке рекомендаций для родителей и воспитателей по планированию самостоятельности ребенка и организации совместной игровой деятельности детей. Участвуя в организации образовательного процесса в разных структурных подразделениях и в группах кратковременного пребывания («Особый ребенок», «Адаптационная»), стажера имеет возможность выявить преимущества каждой из них для своего учреждения, понять необходимость, роль и функции сопровождающего (тьютора).

Особое внимание уделяется разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка и созданию специальных образовательных условий. Они проводятся на основе анализа конкретных ситуаций и наблюдений за детьми (изучение кейсов детей с различными образовательными потребностями) и изучения особенностей работы специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) при реализации инклюзивной практики.

Формирование общего взгляда на цели, задачи и методы развития ребенка и распределение ролей родителей и педагогов в этом процессе, формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников является залогом успешной реализации инклюзии. Стажеры определяют роль родителей на каждом этапе включения ребенка с ОВЗ в группу детей, знакомятся с деятельностью родительского клуба.

Участвуя в методических мероприятиях, стажеров получают возможность изучить особенности системы методической работы в инклюзивном детском саду (обучение кадров, наставничество, повышение квалификации и поддержка воспитателя).

Для грамотного документального оформления своей деятельности, стажеры анализируют локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие инклюзию, документацию структурных подразделений, программно-методическое обеспечение, выявляют специфику разработки Образовательной программы учреждения. 

Необходимо отметить, что погружение в каждодневную жизнь разных учреждений, взаимодействие со специалистами и управленцами, изучение и анализ разных моделей построения образовательного процесса формирует у стажера свое личное понимание и видение инклюзии, обогащает его арсенал новыми профессиональными способами и средствами, что позволяет ему в дальнейшем разработать и реализовать свою образовательную практику и избежать имитации деятельности. И это прямо соотносится с характеристикой позиции человека, данной В. И. Слободчиковым, в которой подчеркивается, что позиция является наиболее целостной характеристикой человека, отвечающего за собственную жизнь, которую занять невозможно раз и навсегда, так как в каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного выбора [4].

Кроме того, развертывание сети таких стажировочных площадок на базах лучших учреждений позволяет распространить опыт в сфере реализации инклюзивной практики в дошкольном образовании, чем будут обеспечены доступные и качественные образовательные услуги всем детям, а это является одной из самых актуальных задач, стоящих на сегодняшний день перед российским образованием.

(Более подробно с программами стажировок, разработанными для педагогов детских садов и школ, можно ознакомиться на сайте Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, раздел «Образование» http://www.inclusive-edu.ru.)

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Алехина С. В., Федорова Л. И. Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивную практику: Программа стажировки. М.: МГППУ, 2013. [Электронный документ]. URL: .

2.     Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

3.     Рябцев В. К., Ряшина В. В. Проектирование программ профессионального развития специалистов образовательных учреждений, ориентированных на становление системы проектной деятельности в развивающем и развивающемся образовании // Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования: Практическое руководство («философско-методические рекомендации»). Под научн. ред. Е. В. Хижняковой. М., Пушкинский институт, 2008. С.117‒126.

4.     Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан.: БГПИ, 2005. 272 с.