ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ряписов Н. А., Ряписова А. Г.
Россия, г. Новосибирск,
ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Одна из центральных проблем инклюзивного образования – кадровое обеспечение этой системы, поскольку именно профессионалы в данной сфере смогут успешно решать задачи эффективного преобразования нормативно-правовых, научно-методических, организационных, материально-технических, финансовых и других ресурсов в достижение соответствующих образовательных целей. 

Новосибирский государственный педагогический университет в сентябре 2011 года начал подготовку бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования», рекомендуемому Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

Введению нового профиля обучения предшествовала большая организационная работа. Прежде всего был подготовлен  кадровый состав преподавателей, привлекаемых к обучению студентов по данному профилю. Это было связано с тем, что значительный ресурс времени был отведен на повышение квалификации, переподготовку и самообразование штатных преподавателей кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук НГПУ. Кроме того, к преподаванию учебных курсов были приглашены опытные профессионалы-практики. Повышению квалификации сотрудников также способствовало участие в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (публикация научных статей, выступления с докладами на пленарных заседаниях, участие в работе секций, проведение мастер-классов, круглых столов, организация творческих площадок и т. д.).

Затем преподавателями кафедры были разработаны документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации основной образовательной программы данного профиля: учебные планы очной и заочной форм обучения, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, программы практик и организации научно-исследовательской работы студентов. При разработке учебного плана особое внимание уделено вариативной части, отражающей специфику инклюзивного образования и включающей такие учебные дисциплины, как  «Философия и модели организации инклюзивного образования», «Нейропсихология детского возраста», «Психология отклоняющегося развития», «Содержание и организация развивающей работы с детьми с ОВЗ», «Основы абилитации и реабилитации детей и подростков», «Организация деятельности консилиума образовательного учреждения», «Особенности и формы взаимодействия с семьей и ребенком с ОВЗ» и др. Кроме этого, студенту предоставляется право выбора восьми из шестнадцати дисциплин в статусе спецкурсов. Для реализации компетентностного подхода к подготовке бакалавров учебный план включает шесть видов практик, которые студенты проходят в течение всего периода обучения, начиная  с первого курса.

Основная идея программы – подготовка бакалавров, готовых реализовывать инклюзивный подход в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования, создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, организовывать детское инклюзивное сообщество.

Естественно, что при реализации разработанного учебного плана и программ дисциплин особую трудность вызывает содержательное наполнение учебно-методического сопровождения образовательного процесса, что связано с отсутствием российского опыта рефлексии инклюзивной практики и разработки соответствующих дидактических материалов. В этой связи преподаватели НГПУ были вынуждены самостоятельно  разрабатывать учебно-методические комплексы, содержащие такие базовые компоненты, как программа дисциплины, материалы к практическим занятиям, методические рекомендации для преподавателей и студентов, фонды оценочных средств для проведения контроля. Кроме названных компонентов в структуру учебно-методического комплекса преподаватели включают словарь терминов, хрестоматийные материалы разных жанров научно-теоретического и прикладного характера, демонстрационные презентации, видеоматериалы, материалы обучающих семинаров по данной проблематике, учебные фильмы с записью лекционных курсов, читаемых ведущими методологами инклюзивного образования, интерактивные тесты.

Очевидно, что подобные трудности испытывают педагоги вузов России, включившихся в процесс подготовки бакалавров для системы инклюзивного образования. Представляется целесообразным интегрировать усилия по разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса в рамках деятельности УМО по психолого-педагогическому образованию.

С целью обеспечения качества учебного процесса, становления профессиональной компетентности студенты включены в разнообразные формы учебно-профессиональной деятельности, в том числе международные научные школы, всероссийские, региональные и внутривузовские научно-практические студенческие конференции (с публикациями тезисов в сборниках материалов), научно-практические семинары и вебинары, проведение мастер-классов, педагогические и психологические олимпиады и конкурсы.

Для решения вопросов учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса в НГПУ создан и успешно функционирует учебно-методический совет, входящий в состав УМО при МГППУ.

На базе кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук НГПУ, осуществляющей подготовку бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования», решением ученого совета университета создан научно-образовательный центр «Инклюзивное образование», который установил сотрудничество и конструктивное взаимодействие с авторитетными образовательными учреждениями. В столице – это Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, в Новосибирске – Областной центр диагностики и консультирования, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов (ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образования»), НОУ «Школа «Аврора». На базе научно-образовательного центра разрабатывается научно-методическое сопровождение системы инклюзивного образования Новосибирской области по широкому спектру направлений (проводятся научно-практические конференции различного уровня, научные семинары, диссертационные исследования). Представители центра участвуют в работе Совета по делам инвалидов при губернаторе Новосибирской области.

В 2012 году сотрудниками научно-образовательного центра «Инклюзивное образование» разработана и сертифицирована программа дополнительного профессионального образования по повышению квалификации педагогических работников «Инклюзивное образование: теория и практика». Она направлена на повышение профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений основного, среднего  и высшего профессионального образования, может быть использована в работе по повышению квалификации  специалистов системы управления, государственной службы, здравоохранения и социального развития для обеспечения профессиональной и психологической готовности к участию в работе по развитию инклюзивного образования как инновационной образовательной практики.

В рамках подготовки по направлению  050400.68 Психолого-педагогическое образование в Новосибирском государственном университете открыта магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования». Первый набор обучающихся планируется в 2013 году. Реализация основной образовательной программы магистратуры обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла, как этого требует стандарт, привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций и учреждений – Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Областного центра диагностики и консультирования, негосударственных инклюзивных образовательных учреждений, городского центра образования и здоровья и т. д. Что касается содержания образования магистрантов, то оно предусматривает исследование обучающимися актуальных аспектов  теории и практики инклюзивного образования, проектирование деятельности педагога-психолога по решению соответствующих образовательных проблем, представленных в практике работы разных типов и видов учебных заведений. 

Таким образом, НГПУ использует разнообразные варианты организации профессионального образования педагогов и психологов, способных реализовывать инклюзивную практику в современном образовательном пространстве: подготовку кадров на двух уровнях высшего профессионального образования с присвоением квалификации «бакалавр» или «магистр», повышение квалификации педагогических работников.