РЕСУРСЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Комаровская Е. В.
Россия, г. Северодвинск,
Гуманитарный институт филиала  САФУ имени М. В. Ломоносова

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Изменение смысловых ориентиров образования в современной России предопределены чередой фактов. Так, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» декларирует тезис: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [3]. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования инициируют использование новых педагогических технологий. Наконец, изменения существующей законодательной базы в связи с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», упорядочивают используемую терминологию, и позиционирует личночностно-ориентированный подход [4]. Таким образом, возникает необходимость поиска ресурсов для подготовки педагогов нового поколения. Особенно эта проблема затрагивает новое для Российской школы понятие «инклюзия».

В законе «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование рассматривается как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4]. Исходя из выше обозначенного определения, следует, что различия между людьми стимулирует изменение системы образования, становится движущей силой изменения общества, детей, педагогов, родителей. Таким образом, инклюзивное образование само по себе является ресурсом гуманизации общественных отношений.

К каким бы источникам мы бы не обратились, отдельно выделяется проблема подготовки педагогов нового мышления, знающих теоретические и методологические основы инклюзивного образования [2].

В настоящее время в высшем образовании подготовка педагогов осуществляется по следующим направлениям:

·           Педагогическое образование (педагогические кадры для дошкольного, общего, среднего и дополнительного образования).

·           Психолого-педагогическое образование (кадры для психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на всех ступенях образования).

·           Специальное (дефектологическое) образование (педагоги для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья).

·           Профессиональное образование (по отраслям) (педагоги производственного обучения).

Модель подготовки определяется вузом на основе соответствующих федеральных образовательных государственных стандартов. Для будущих педагогов ресурсом введения в проблему образования людей с ограниченными возможностями здоровья может быть изучение дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии». Так как данная дисциплина была обязательной для изучения студентов (включалась в федеральный компонент стандартов высшего образования первого и второго поколения), то отмечается высокий уровень учебно-методического обеспечения ее. Однако можно констатировать, что в большинстве основных образовательных программ педагогического направления отсутствует выше обозначенный курс. Так как в ряде исследований говорится о недостаточной профессиональной подготовке педагогов общего образования, способных реализовать инклюзивный подход, можно рекомендовать включение дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» в вузовский компонент.

Известно, что в вузе должны быть созданы условия, способствующие «развитию студенческого самоуправления, участию обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ» [5]. Социально-воспитательный компонент учебного процесса станет ресурсом подготовки педагогов в контексте инклюзивного образования, если студенты будут активными инициаторами  и участниками проектов, которые имеют цель оказать помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. Студенты с интересом включаются в обследования доступности среды учреждений города, подбирают материалы для издания справочников, посещают курсы жестовой речи, организуют работу сайтов для родителей детей с ОВЗ. Включаются в волонтерское движение: помогают детям с ограниченными возможностями здоровья готовить концертные номера; разрабатывают и проводят уроки доброты; участвуют в городских акциях по сбору средств с целью оказания материальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовка специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход, в начале пути [1]. Гуманитарный институт Северного (Арктического) университета имени М.В. Ломоносова разработал основную образовательную программу психолого-педагогического образования для бакалавров («Психология и педагогика инклюзивного образования»). Разработана и проходит апробацию Основная образовательная программа, в которой профильный блок «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» ориентирован на конкретный вид дизонтогенеза. Компетентностный подход предусматривает включение в процесс обучения студентов активные и интерактивные формы проведения, аудиторных занятий и внеаудиторной работы. Аккумулирование опыта зарубежных стран и сохранение достижений отечественного специального образования, являются основными ресурсами для реализации учебного плана. Удовлетворению информационного запроса специалистов в этом направлении содействует деятельность института проблем интегративного (инклюзивных) образования МГППУ. Цикл интерактивных научных семинаров «Инклюзия в образовании» (2012 г.), организованный сотрудниками института, заслуживает особого признания и высокой оценки. Предоставленная возможность научной коммуникации, обсуждение новых идей и результатов, исследований, анализ эффективности технологических решений практик, доступность видеоматериалов, литературных источников библиотеки института, позволяют совершенствовать научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность с учетом достижений науки и практики инклюзивного образования в России и за рубежом.

Ресурсом подготовки специалистов сопровождения являются результаты проводимой научно-исследовательской работы. С целью проектирования процесса сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и общего образования выпускающей кафедрой психофизиологии и специальной психологии и педагогики гуманитарного института САФУ имени М.В. Ломоносова проведены прикладные исследования по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». В ходе научно-исследовательской деятельности выделены актуальные проблемы сопровождения детей с ОВЗ с теоретических и практических позиций современного образования. Разработаны и апробированы  психолого-педагогические технологии воспитания и обучения детей с особыми образовательными проблемами в условиях общего и специального образования. Итогом многолетней работы стала модель медико-психолого-педагогического консилиума и мониторинга развития ребенка в условиях специальной школы-интерната, Проведено обследование доступности для инвалидов общественных зданий, сооружений. Результаты представлены на заседании круглого стола «Доступный Северодвинск» в рамках реализации проекта «Если доступно – то всем!». Подготовлен к публикации информационно-просветительский справочник «Город без границ» для молодежи с ограниченными возможностями здоровья г. Северодвинска. Материалы конференций, организованных кафедрой (международных: «Экология образования: актуальные проблемы» (2008, 2010, 2012); «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в Северо-Западном регионе: проблемы и перспективы» (2011); региональной «Социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ в условиях семейного  воспитания и интегрированного обучения» (2010)), используются в практике преподавания профильных дисциплин.

Анализ  как зарубежного, так  и отечественного опыта воспитания и обучения, развития лиц с ограниченными возможностями здоровья показывает тернистость пути становления инклюзивного образования. В каждой стране, в каждом регионе это свой маршрут инклюзии, который зависит от целого ряда факторов. Нам представляется, что в настоящее время в России инклюзивное образование продолжает оставаться противоречивым и проблемным. Однако очевиден факт предопределенности процесса становления инклюзивного образования в российской школе [1]. Изменения системы образования на разных уровнях (финансирования, доступности, нормативно-правового обеспечения, управления, содержания, и т.д.) влечет изменение всех участников образовательного процесса, в том числе и педагога. И наоборот. Поэтому важнее сформировать новое педагогическое мышление, новую личность педагога в соответствии с требованиями времени. Это процесс сложный, длительный и болезненный. Поэтому важно анализировать опыт, искать ресурсы, которые будут способствовать формированию педагогов нового поколения в контексте инклюзивного образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.          Алехина С. В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». Инклюзивное образование в России. URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing.

2.          Барболин М. П. Фундаментальные основы воспроизводства социальной сущности человека в условиях инклюзивного образования / Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы Международной конференции. 19‒20 июня 2008 года. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

3.          Медведев Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива: выступление Президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010.

4.          Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).  М., 2010.

5.          Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://inclusive-edu.ru/docum/.