ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ПМПК

 

Кильдибекова Л. И., Хасанова Э. А.
Башкортостан, г. Нефтекамск,
ГБУ Нефтекамская зональная психолого-медико-педагогическая комиссия

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК) работают специалисты: логопеды, дефектологи, психологи, психиатры, педиатры, юристы.

Специфика деятельности ПМПК предполагает работу с родителями. Каждый специалист должен соблюдать этические нормы общения с пациентами (взрослые и дети), обратившимися к ним за консультацией. Многолетний опыт показывает, что результаты, достижения ребенка во многом зависят от того, как родители восприняли советы специалистов ПМПК и что поняли из этих рекомендаций. Обычно первое посещение комиссии у родителей вызывает негатив, а иногда и шок, хотя, возможно, в глубине души они уже предполагали, что трудности и особенности ребенка вызваны какими-то серьезными проблемами, но трудно было признаться самим себе в этом: «Вырастет и все пройдет», но не проходит. Задача специалистов ПМПК негативный монолог родителей с обвинением всех и вся постепенно превратить в конструктивный диалог. Только когда дефектологу доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка, с ним будут плодотворно сотрудничать.

При первой же встрече с родителями специалистам необходимо быть спокойными, открытыми для контакта, уверенными. Желательно без перехода на личности представить несколько вариантов дальнейшего развития ребенка и добиться того, чтобы родители уяснили важность своего участия в разрешении проблемы. Нежелательно давать гарантии и делать дальние прогнозы. «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно. Думаю, ваш сын (дочь) справится. Будет нелегко, но надо стараться», – вот примерный набор фраз для родителей. Это связано с тем, что часто возникают такие непредвиденные обстоятельства, ситуации, что лучше заранее не обнадеживать, но слова поддержки необходимы родителям.

Беседа с родителями преследует следующие цели:

1)         вызывать доверие родителей: «Мы ваши помощники» (доверительные отношения способствуют выяснению причины, истоков проблемы);

2)         четко разграничивать объективные и субъективные причины нарушений в развитии ребенка:

-            какие проблемы решаемы исключительно самими родителями (налаживание внутрисемейных отношений);

-            какие проблемы можно сглаживать, облегчать в результате работы специалистов ПМПК;

-            какие проблемы решаемы исключительно врачами-специалистами;

-            с какими проблемами в силу особенностей заболеваний ребенка (неспособность полноценно передвигаться, четко говорить и т. д.) нужно смириться и приспособиться жить.

Опыт работы показывает, что необходимо консультировать обоих родителей. Первые беседы надо проводить совместно, затем работать с каждым родителем отдельно. Слова поддержки нужны всем, но мама и папа по-разному видят проблему, по-разному находят выход из сложившейся ситуации. Рождение больного ребенка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье, возникает эмоциональный дискомфорт. Многие семьи не выдерживают и распадаются, и, как правило, все тяготы, связанные с воспитанием больного ребенка ложатся на долю матери. В семье, где папа остался, не ушел, особенно необходима филигранная работа специалиста. При общении с отцом необходимо быть особенно деликатным, менторский тон не уместен, не надо загружать: «Вы должны! Вы обязаны!», а надо подбирать убедительные слова: «Все дети разные, с разными способностями», которые помогут отцу увидеть в своем ребенке положительное, и даже талантливое. При консультировании также необходимо подчеркивать, что ответственность за воспитание ребенка лежит на обоих родителях, но при этом очень важно показать, насколько высока роль отца в воспитании ребенка и как необходима его помощь и супруге тоже. Специалисту необходимо подобрать такие слова, которые возвышают роль мужчины, подчеркивают его силу, уверенность, значимость в семье.

В ПМПК занимаются детьми с ограниченными возможностями здоровья, на прием приходят дети раннего возраста и подростки (от 0 до 18 лет).

При консультировании очень важно учитывать уровень образованности, информированности родителей, их индивидуальные, психологические особенности. Специалист должен сообщить правду, но очень деликатно, не оперируя сложными медицинскими диагнозами, подбирая понятные слова, которые раскрывают специфику трудностей ребенка. Для родителей нужно найти терминологию, которая подходит для их толерантности (например, термин «тяжелая умственная отсталость» можно заменить словами «грубые нарушения в развитии»).

При обследовании ребенка использовать простые показательные тесты, которые убеждают родителей: «Да, у моего ребенка есть проблемы!», и только после понимания этого можно приступить к более глубокому исследованию.

Таким образом, соблюдение этических норм профессиональной коммуникации специалистов ПМПК строится на следующих принципах:

- уважительный и демократический стиль взаимоотношений педагога с семьей;

- учет индивидуальных, психологических особенностей родителей.

Именно такая модель профессиональной коммуникации и сотрудничества специалистов ПМПК и родителей дает положительные результаты в обучении и воспитании ребенка с особенностями в развитии.