ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В КОСТРОМСКОМ РЕГИОНЕ
СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Е. А. Иванова
Россия, г. Кострома,
ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Проблемы инклюзивного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на данный момент активно рассматриваются в экспериментальных исследованиях, проводимых специалистами института коррекционной педагогики РАО (Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко и др.), а также в исследованиях, проводимых на базе Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ под руководством С. В. Алехиной. Однако анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что экспериментальная апробация существующих моделей интеграции, инклюзивных подходов и технологий образовательной направленности наиболее широко осуществляется в практике обучения детей с различными проблемами в здоровье при наличии сохранных интеллектуальных возможностей (дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). Применительно к детям со сниженными интеллектуальными возможностями активно развиваются разнообразные формы социальной интеграции и инклюзии. Отметим, что ежегодно в России выявляются тысячи детей с ЗПР и легкими формами интеллектуальной недостаточности. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья эти дети составляют самую многочисленную группу.

Вместе с тем в соответствии с ныне действующим Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» любое образовательное учреждение обязано создать условия обучения, отвечающие возможностям (в том числе уровню развития и  состоянию здоровья) каждого ребенка. Закон «Об образовании в РФ», вступающий в силу с 1.09.2013, официально утверждает термины «инклюзивное образование» и «адаптированная образовательная программа», что приводит к необходимости более широкого внедрения инклюзивного образования в обучение детей вышеобозначенной категории [4].

В современной практике специального образования выделяют две основные формы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками: интеграцию и инклюзию.

Различие этих форм состоит в следующем: за рубежом интеграцию обычно связывают с формой обучения «mainstreaming» (основной поток), при которой ребенок основное время находится в классе вместе с другими детьми и некоторое время ‒ отдельно в специально приспособленной среде. Считается, что при такой интеграции ребенок должен принять существующие нормы, следовать им и быть равным со всеми. Но для этого ему необходимо затратить много сил и времени на адаптацию к неприспособленной среде. Такая форма обучения является неподходящей для детей со сниженными интеллектуальными возможностями.

Напротив, вторая форма обучения inclusion (включение) предполагает изменение существующих норм, представлений и стиля поведения традиционно доминирующей группы здоровых детей. В этом случае исходят из того, что каждый ребенок, имея право на индивидуальность, должен обучаться в обычном классе обычной школы по адекватной его возможностям образовательной программе. Для этого он включается в общий образовательный процесс на полный учебный день и обеспечивается всем необходимым оборудованием и сопровождением, чтобы справляться с программой и темпом обучения в обычном классе [2]. Данная форма более гибкая, поэтому она наиболее адекватна для детей со сниженными стартовыми интеллектуальными возможностями (дети с ЗПР и легкими формами интеллектуальной недостаточности).

В Костромском регионе активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ЗПР и легким нарушением интеллекта. На сегодняшний день внедрение инклюзивного образования в практику обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в Костромской области осуществляется преимущественно путем создания на базе общеобразовательных учреждений экспериментальных площадок.

В 2008 г. в п. Судай Чухломского района Костромской области на базе ГОУ специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида и МОУ Судайская ООШ была открыта проектная площадка по теме: «Модель взаимодействия специальной (коррекционной) и общеобразовательной школы по вопросам интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в Судайской общеобразовательной школе». Результатом реализации данного проекта стало предоставление возможности для социальной и образовательной интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью в среду нормально развивающихся сверстников.

В Костромской области существует проблема обучения детей с нарушением интеллекта в условиях сельских малокомплектных школ. Попытка разрешения этой проблемы была предпринята в 2008 году посредством организации на базе МОУ Задоринская ООШ Парфеньевского района Костромской области проектной деятельности по теме: «Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях сельской общеобразовательной малочисленной школы». Эта работа нашла свое продолжение при создании опытно-экспериментальной площадки по вопросам организации инклюзивного и коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе на базе МОУ Антоновская ООШ Красносельского муниципального района Костромской области. Результатом деятельности этих площадок стала разработка технологии дифференцированного обучения детей в инклюзивном классе сельской малокомплектной школы, а также подготовка и выпуск методических рекомендаций по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в инклюзивном классе. Категория детей с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в деятельности данных экспериментальных площадок, была представлена группой детей с ЗПР и нарушением интеллекта.

Большой вклад в развитие теории, практики и методологии инклюзивного образования детей с ЗПР и нарушением интеллекта в Костромской области внесла открытая в 2009 г., ныне действующая муниципальная экспериментальная площадка на базе Судиславской ООШ п. Судиславля Судиславского муниципального района Костромской области по теме: «Интеграция детей с легкими формами интеллектуальной недостаточности в образовательное пространство массовой школы». Прикладное значение работы этой площадки состоит в том, что разработана модель инклюзивного образовательно-воспитательного пространства школы, создана локальная (уровень образовательного учреждения) нормативно-правовая база инклюзивного обучения в данном образовательном учреждении. Кроме того, разработаны и апробированы конспекты инклюзивных уроков, а также индивидуальные учебные планы на каждого учащегося с нарушением интеллекта, составлено инновационное расписание уроков для инклюзивных классов; регулярно проводятся региональные, муниципальные и «кустовые семинары» по диссеминации опыта инклюзивного обучения детей данной категории, осуществляется внутришкольный мониторинг инклюзивного образования как инструмент непрерывного самоаудита школы.

Еще одной проблемой внедрения инклюзивного образования в практику обучения детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью является подготовка педагогов общеобразовательных школ к обучению и воспитанию детей данной категории. С целью разрешения этой проблемы в 2011 г. на базе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида п. Вохмы Вохомского муниципального района Костромской области была открыта региональная стажировочная площадка по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных учреждений в вопросах инклюзивного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью». Эта стажировочная площадка служит для подготовки педагогов общеобразовательных школ северо-востока Костромской области к обучению и воспитанию детей с легкими формами интеллектуальной недостаточности в условиях общеобразовательного учреждения.

Проблеме подготовки учителей общеобразовательных школ к инклюзивному обучению детей с нарушением интеллекта значительное внимание уделяется в рамках деятельности региональной стажировочной площадки по теме: «Социализация детей с нарушением интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида», открытой на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида № 3 г. Костромы в 2011 г.

Проблема внедрения инклюзивного  (интегрированного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Костромской области разрешается не только в сфере школьного обучения, но и в области дошкольного образования. Так, в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 73 г. Костромы» в 2011 г. открыта и функционирует проектная площадка по теме: «Комплексная модель социальной и образовательной интеграции детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения». Работа этой площадки главным образом направлена на подготовку детей с ЗПР дошкольного возраста к инклюзивному школьному обучению и формирование толерантного отношения нормально развивающихся сверстников к детям данной категории, оказание консультационной помощи их родителям.

Результаты деятельности вышеназванных инновационных площадок позволяют говорить о реальных возможностях и широких перспективах осуществления инклюзивного обучения детей с нарушением интеллекта в Костромской области.

Одной из ключевых перспектив развития инклюзивного (интегрированного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Костромской области выступает создание единого сетевого комплекса региональных стажировочных площадок, реализующих инновационную деятельность в сфере инклюзивного образования. Достижение этой цели предполагается осуществить путем присвоения статуса региональных стажировочных площадок МОУ Судиславская ООШ и МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 73 г. Костромы». Эти образовательные учреждения, на наш взгляд, обладают необходимой степенью готовности к переходу в вышеобозначенный статус в связи с тем, что они регулярно демонстрируют опыт своей работы на региональном уровне и достигли достаточно высоких результатов в инновационной деятельности по развитию системы инклюзивного (интегрированного) образования. Единый сетевой комплекс региональных стажировочных площадок будет включать в себя дошкольное образовательное учреждение, реализующее комплексную модель социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, специальное (коррекционное) образовательное учреждение – ресурсный центр для подготовки педагогических кадров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОГКОУ «Вохомская школа-интернат Костромской области», уже обладающая статусом региональной стажировочной площадки), и общеобразовательную школу, работающую в классических традициях инклюзивного образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / Под ред. С. В. Алехиной. М.: Изд-во Мос. гор. псих.-пед. ун-та, 2011. С. 10‒11.

2. Ертанова О.Н. Интеграция и инклюзия в аспекте семантики // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / Под ред. С. В. Алехиной. М.: Изд-во Мос. гор. псих.-пед. ун-та, 2011. С. 17‒18.

3. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2007. № 11. С. 15‒29.

4. Носкова Г. В., Голубева М. С., Никитина С. М. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках. Кострома: КОИРО, 2010. 57 с.

5. Шматко Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. 1999. № 1. С. 41–45.