ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В ДЕТСКОМ САДУ

 

Анохина Н. В.
Россия, Свердловская обл., г.  Качканар, МДОУ детский сад «Звездочка» комбинированного вида

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Все чаще мы сталкиваемся с практикой реализации инклюзивного образования в России. Но если проследить путь развития инклюзивного образования именно в России, то можно столкнуться с интересной закономерностью: инклюзивная практика в большей степени развивается в детских садах и школах маленьких городов и деревень, которые отдалены от больших городов. Но этот факт объяснить довольно просто: в небольших городах не всегда возможно набрать детей в группу компенсирующей направленности, поэтому остается только путь инклюзивного образования. В этом случае инклюзивное образование становится практически единственно возможным вариантом получения «индивидуального образования» детьми с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их потребностями и возможностями.  Наш детский сад начал внедрять в практику идеи инклюзивного образования в 2008 году, именно потому, что не смогли набрать детей в группу компенсирующей направленности.

При организации инклюзивного образования мы опирались на ряд документов: СанПиН 2.4.1.2660-10 с изменениями и Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 года № 2562), в которых дано понятие групп комбинированной направленности. И только в 2012 году понятие инклюзивного образования закреплено и в законе «Об образовании в Российской Федерации» (гл.1 ст. 2 п. 27) от 29.12.2012 № 273. Но, хотя в нормативных документах инклюзивное образование и закреплено, общество не готово к нему, и в связи с этим на первый план выходит проблема отношения педагогов к инклюзивному образованию.

Многие педагоги и ученые отмечают, что основным психологическим «барьером» является профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми и другое [1]. Наталья Борисова на панельной дискуссии «Инклюзивное образование и «Наша новая школа» сказала так об этом аспекте: «Идея, что разных детей можно учить по-разному, и результат может быть разным, и разными могут формы сдачи итогового экзамена, пугает и учителей, и администраторов» [4].

Можно ли каждого педагога включить в реализацию инклюзивной практики, сделать активным, заинтересованным участником этого процесса, а не просто пассивным наблюдателем или отвергающим скептиком? Для повышения профессиональной компетентности педагогов мы используем в нашем детском саду интерактивные методы методической работы.

Интерактивность ‒ это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» ‒ «взаимный, между» и «aktio» ‒ действие [4]. Но интерактивность ‒ это не про­сто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятель­ность, носящая ярко выраженную социальную на­правленность. В  ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, разрешать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами [8].

Работа по повышению педагогической компетентности воспитателей по проблемам инклюзивного образования складывалась поэтапно. За основы были взяты этапы методической работы Никишиной И. В. [6, с. 105]:

1)   организационно-теоретический, на этом этапе происходит осознание идеи, осмысление передовых систем, создаются условия для повышения профессиональной компетентности педагогов; все мероприятия ведет методист, для педагогов даются только задания;

2)   методический – показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы; стимулирование педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме; педагоги готовят домашние задания и проводят мероприятия совместно с методистом, для этого перед подготовкой каждого мероприятия выбирается рабочая группа;

3)   практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями и специалистами новых технологий обучения и воспитания; педагоги уже работают самостоятельно индивидуально и рабочими группами, что способствует повышению их мотивации, методист в основном курирует мероприятия на этапе подготовки;

4)   аналитический – выявление результативности методической, в том числе опытно-экспериментальной работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения; на данном этапе методист готовит и проводит мероприятие совместно с педагогами.

Ниже, в таблице, представлены формы мероприятий в зависимости от этапа и целей.

Таблица

Организационный

Методический

Практический

Цель: ознакомление педагогов с новейшими дости­жениями науки, передового педагогического опыта и определе­ние путей их внедрения.

Консультации, оперативки

Методический день и декада

Творческий отчет

Цель: активизация педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами

Решение педагогических задач

Методические посиделки

Педагогические ситуации, экспромт, метод паратеатра

Цель: представление теоретической основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы.

Теоретический семинар, вечера вопросов и ответов, научно-теоретическая   конференция

Викторина, методический ринг, научно-практическая конференция

Коучинг-сессия, дискуссия, устный журнал, педагогический совет

Цель: активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, создание благоприятного психологического климата в группе педагогов; выработка быстрой реакции на изменениепедагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.

Обзор литературы и передового опыта, психолого-педагогический и диагностико-аналитический семинар

Дебаты, игры «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Морской бой», «Проще простого»

Педагогический КВН, судебное заседание,  игры «Крестики-нолики», «Умники и умницы», скачки, лотереи, соревнования

Цель: моделирование тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.

Аквариум, Квик-настройка

Деловая (ролевая) игра, технологии «контакт», «отказ»

Открытый микрофон, союз единомышленников

Цель: определение путей решения проблемы или ее составляющих

Круглый стол, методы «модерация», «форсаж», «635», глоссирование

Большой круг, методический диалог, методы кейсов, действий по инструкции 

Творческий     час     «Золотые     россыпи», кружки качества, методы синектики, Дельфи, «Шесть шляп мышления»

Цель: моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов

Имитационные и  управленческие деловые игры, проблемный семинар, коллоквиум, педагогический пробег

Организационно-деятельностные деловые игры, «мозговая атака», тренинг, проблемно-проектировочный семинар

Исследовательские и проективные деловые игры, видеотренинг, семинар-практикум, инновационно-творческая мастерская, панорама занятий, лаборатория 

Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания

Банк идей,  симпозиум

Методический фестиваль и мост, аукцион, «час открытых мыслей», опережающе-моделирующее занятие

Выставки-ярмарки  педагогических идей, мастер-класс, педагогическое «ателье», конкурс методических разработок

 

Аналитический этап в таблице не представлен, так как он будет повторять формы работы практического этапа. Конечно, многие формы работы, представленные в таблице, нельзя четко отнести к тому или иному этапу и цели, они будут плавно перетекать, в зависимости от содержания мероприятия и уровня самостоятельности педагогов. Также форма мероприятия будет во многом зависеть от направленности: совершенствование педагогической техники, педагогического мастерства, развитие креативных способностей, становление стиля педагогической деятельности, формирование готовности к инновациям и педагогической культуры, разработка составительских и рабочих программ, методик, технологий, создание индивидуальной системы.

Для примера можно рассмотреть примерный перечень мероприятий, которые проводились в течение 4 месяцев 2 раза в неделю в рамках подготовки к педагогическому совету «Социологический компонент образовательного процесса на совместных досуговых мероприятиях для детей дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду»:

-       комплекс консультаций и оперативок для воспитателей и специалистов;

-        методические посиделки «Социологический компонент образовательного процесса. Что это?»;

-       психолого-педагогический семинар «Проблемы межличностного взаимодействия педагог ‒ ребенок»;

-        проблемный семинар «Роли, которые играет человек в течение своей жизни»;

-       тренинг «Стили педагогической деятельности»;

-       аукцион идей «Особенности общения дошкольников со сверстниками и с детьми с ОВЗ»;

-       методический ринг «Особенности организации совместной деятельности детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ»;

-       семинар-практикум «Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста и детей с ОВЗ»;

-       открытые просмотры;

-       фотовыставки «Мы такие разные»;

-       выставки детских работ «Сделай вместе с другом»;

-       защита проектов «Я и моя группа»;

-       подобрана картотека игр, детских художественных произведений и мультфильмов по проблемам социализации детей и другое.

Результатами данной работы стали: мониторинг социализации детей дошкольного возраста, система оценки результатов социализации детей в детском саду, в том числе совместной, календарь годовых совместных досуговых  мероприятий, разработанная структура данных мероприятий, сборник игр и другое.

Итак, повышение профессиональной компетентности педагогов – это процесс непрерывный, подготовка же педагога к реализации инклюзивного образования – это результат совместных усилий администрации, специалистов и прежде всего самих педагогов, а использование интерактивных форм работы – это всего лишь средство для достижения первого и второго. Благодаря применению интерактивных форм работы педагоги стали не только более активными участниками образовательного процесса, но единомышленниками, они смогли открыто обсудить те проблемы, которые возникают у них в группах и вместе выработать пути их разрешения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Алехина C. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://inclusive-edu.ru/stat/1/256/  (дата обращения: 02.02.2013).

2.     Давыдова О. И., Богословец Л. Г. Использование  коучинг-сессий при аттестации педагогических кадров ДОУ // Управление ДОУ. 2007. № 2.

3.     Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. 170 с.

4.     Иванова Е. Панельная дискуссия «Инклюзивное образование и «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. URL: innovation2015.ru>inno/info/14058.htm (дата обращения: 10.04.2013).

5.     Технологическое обеспечение воспитательного процесса в учреждениях образования: Методические рекомендации / Составители Э. М. Колдунов, Л. В. Зенькова, Д. Н. Карась, Д. Н. Слепцов [Электронный ресурс]. URL: www.vachpsxolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist (дата обращения: 01.02.2013).

6.     Никишина И. В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Планета, 2012.  408 с.

7.     Прищепа Т. А. «Шесть шляп мышления»: технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию [Электронный ресурс]. URL: www.eidos.ru/journal/2007/0930-19.htm (дата обращения: 08.04.2013). (Интернет-журнал «Эйдос»)

8.     Формы методической работы с педагогами (общие рекомендации) [Электронный ресурс]. URL:   (дата обращения: 05.03.2013). (Уроки, справочники, рефераты)