ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Анохина Н. В.
Россия, Свердловская обл., г. Качканар, МДОУ детский сад «Звездочка» комбинированного вида
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Все чаще мы сталкиваемся с практикой реализации инклюзивного образования в России. Но если проследить путь развития инклюзивного образования именно в России, то можно столкнуться с интересной закономерностью: инклюзивная практика в большей степени развивается в детских садах и школах маленьких городов и деревень, которые отдалены от больших городов. Но этот факт объяснить довольно просто: в небольших городах не всегда возможно набрать детей в группу компенсирующей направленности, поэтому остается только путь инклюзивного образования. В этом случае инклюзивное образование становится практически единственно возможным вариантом получения «индивидуального образования» детьми с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их потребностями и возможностями. Наш детский сад начал внедрять в практику идеи инклюзивного образования в 2008 году, именно потому, что не смогли набрать детей в группу компенсирующей направленности.
При организации инклюзивного образования мы опирались на ряд документов: СанПиН 2.4.1.2660-10 с изменениями и Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 года № 2562), в которых дано понятие групп комбинированной направленности. И только в 2012 году понятие инклюзивного образования закреплено и в законе «Об образовании в Российской Федерации» (гл.1 ст. 2 п. 27) от 29.12.2012 № 273. Но, хотя в нормативных документах инклюзивное образование и закреплено, общество не готово к нему, и в связи с этим на первый план выходит проблема отношения педагогов к инклюзивному образованию.
Многие педагоги и ученые отмечают, что основным психологическим «барьером» является профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми и другое [1]. Наталья Борисова на панельной дискуссии «Инклюзивное образование и «Наша новая школа» сказала так об этом аспекте: «Идея, что разных детей можно учить по-разному, и результат может быть разным, и разными могут формы сдачи итогового экзамена, пугает и учителей, и администраторов» [4].
Можно ли каждого педагога включить в реализацию инклюзивной практики, сделать активным, заинтересованным участником этого процесса, а не просто пассивным наблюдателем или отвергающим скептиком? Для повышения профессиональной компетентности педагогов мы используем в нашем детском саду интерактивные методы методической работы.
Интерактивность ‒ это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» ‒ «взаимный, между» и «aktio» ‒ действие [4]. Но интерактивность ‒ это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, разрешать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами [8].
Работа по повышению педагогической компетентности воспитателей по проблемам инклюзивного образования складывалась поэтапно. За основы были взяты этапы методической работы Никишиной И. В. [6, с. 105]:
1) организационно-теоретический, на этом этапе происходит осознание идеи, осмысление передовых систем, создаются условия для повышения профессиональной компетентности педагогов; все мероприятия ведет методист, для педагогов даются только задания;
2) методический – показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы; стимулирование педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме; педагоги готовят домашние задания и проводят мероприятия совместно с методистом, для этого перед подготовкой каждого мероприятия выбирается рабочая группа;
3) практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями и специалистами новых технологий обучения и воспитания; педагоги уже работают самостоятельно индивидуально и рабочими группами, что способствует повышению их мотивации, методист в основном курирует мероприятия на этапе подготовки;
4) аналитический – выявление результативности методической, в том числе опытно-экспериментальной работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения; на данном этапе методист готовит и проводит мероприятие совместно с педагогами.
Ниже, в таблице, представлены формы мероприятий в зависимости от этапа и целей.
Таблица
Организационный | Методический | Практический |
Цель: ознакомление педагогов с новейшими достижениями науки, передового педагогического опыта и определение путей их внедрения. | ||
Консультации, оперативки | Методический день и декада | Творческий отчет |
Цель: активизация педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами | ||
Решение педагогических задач | Методические посиделки | Педагогические ситуации, экспромт, метод паратеатра |
Цель: представление теоретической основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы. | ||
Теоретический семинар, вечера вопросов и ответов, научно-теоретическая конференция | Викторина, методический ринг, научно-практическая конференция | Коучинг-сессия, дискуссия, устный журнал, педагогический совет |
Цель: активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, создание благоприятного психологического климата в группе педагогов; выработка быстрой реакции на изменениепедагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи. | ||
Обзор литературы и передового опыта, психолого-педагогический и диагностико-аналитический семинар | Дебаты, игры «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Морской бой», «Проще простого» | Педагогический КВН, судебное заседание, игры «Крестики-нолики», «Умники и умницы», скачки, лотереи, соревнования |
Цель: моделирование тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы. | ||
Аквариум, Квик-настройка | Деловая (ролевая) игра, технологии «контакт», «отказ» | Открытый микрофон, союз единомышленников |
Цель: определение путей решения проблемы или ее составляющих | ||
Круглый стол, методы «модерация», «форсаж», «635», глоссирование | Большой круг, методический диалог, методы кейсов, действий по инструкции | Творческий час «Золотые россыпи», кружки качества, методы синектики, Дельфи, «Шесть шляп мышления» |
Цель: моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов | ||
Имитационные и управленческие деловые игры, проблемный семинар, коллоквиум, педагогический пробег | Организационно-деятельностные деловые игры, «мозговая атака», тренинг, проблемно-проектировочный семинар | Исследовательские и проективные деловые игры, видеотренинг, семинар-практикум, инновационно-творческая мастерская, панорама занятий, лаборатория |
Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания | ||
Банк идей, симпозиум | Методический фестиваль и мост, аукцион, «час открытых мыслей», опережающе-моделирующее занятие | Выставки-ярмарки педагогических идей, мастер-класс, педагогическое «ателье», конкурс методических разработок |
Аналитический этап в таблице не представлен, так как он будет повторять формы работы практического этапа. Конечно, многие формы работы, представленные в таблице, нельзя четко отнести к тому или иному этапу и цели, они будут плавно перетекать, в зависимости от содержания мероприятия и уровня самостоятельности педагогов. Также форма мероприятия будет во многом зависеть от направленности: совершенствование педагогической техники, педагогического мастерства, развитие креативных способностей, становление стиля педагогической деятельности, формирование готовности к инновациям и педагогической культуры, разработка составительских и рабочих программ, методик, технологий, создание индивидуальной системы.
Для примера можно рассмотреть примерный перечень мероприятий, которые проводились в течение 4 месяцев 2 раза в неделю в рамках подготовки к педагогическому совету «Социологический компонент образовательного процесса на совместных досуговых мероприятиях для детей дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду»:
- комплекс консультаций и оперативок для воспитателей и специалистов;
- методические посиделки «Социологический компонент образовательного процесса. Что это?»;
- психолого-педагогический семинар «Проблемы межличностного взаимодействия педагог ‒ ребенок»;
- проблемный семинар «Роли, которые играет человек в течение своей жизни»;
- тренинг «Стили педагогической деятельности»;
- аукцион идей «Особенности общения дошкольников со сверстниками и с детьми с ОВЗ»;
- методический ринг «Особенности организации совместной деятельности детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ»;
- семинар-практикум «Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста и детей с ОВЗ»;
- открытые просмотры;
- фотовыставки «Мы такие разные»;
- выставки детских работ «Сделай вместе с другом»;
- защита проектов «Я и моя группа»;
- подобрана картотека игр, детских художественных произведений и мультфильмов по проблемам социализации детей и другое.
Результатами данной работы стали: мониторинг социализации детей дошкольного возраста, система оценки результатов социализации детей в детском саду, в том числе совместной, календарь годовых совместных досуговых мероприятий, разработанная структура данных мероприятий, сборник игр и другое.
Итак, повышение профессиональной компетентности педагогов – это процесс непрерывный, подготовка же педагога к реализации инклюзивного образования – это результат совместных усилий администрации, специалистов и прежде всего самих педагогов, а использование интерактивных форм работы – это всего лишь средство для достижения первого и второго. Благодаря применению интерактивных форм работы педагоги стали не только более активными участниками образовательного процесса, но единомышленниками, они смогли открыто обсудить те проблемы, которые возникают у них в группах и вместе выработать пути их разрешения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина C. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://inclusive-edu.ru/stat/1/256/ (дата обращения: 02.02.2013).
2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г. Использование коучинг-сессий при аттестации педагогических кадров ДОУ // Управление ДОУ. 2007. № 2.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. 170 с.
4. Иванова Е. Панельная дискуссия «Инклюзивное образование и «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. URL: innovation2015.ru>inno/info/14058.htm (дата обращения: 10.04.2013).
5. Технологическое обеспечение воспитательного процесса в учреждениях образования: Методические рекомендации / Составители Э. М. Колдунов, Л. В. Зенькова, Д. Н. Карась, Д. Н. Слепцов [Электронный ресурс]. URL: www.vachpsxolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist (дата обращения: 01.02.2013).
6. Никишина И. В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: Методическое пособие с электронным приложением. М.: Планета, 2012. 408 с.
7. Прищепа Т. А. «Шесть шляп мышления»: технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию [Электронный ресурс]. URL: www.eidos.ru/journal/2007/0930-19.htm (дата обращения: 08.04.2013). (Интернет-журнал «Эйдос»)
8. Формы методической работы с педагогами (общие рекомендации) [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 05.03.2013). (Уроки, справочники, рефераты)