РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГБОУ СЛШ № 7
Шпитальская И. Ю., Бражник Ю. В.
Россия, г. Москва, ГБОУ СЛШ № 7
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Они говорят, что я не могу бегать, но я могу смотреть.
Они говорят, что я не умею разговаривать, но я могу слушать.
Они говорят, что я не могу строить, но я могу задействовать воображение.
Они говорят, что я не могу читать, но я могу слушать рассказы.
Они говорят, что я не могу многого: но я могу подняться в горы… Если ты поможешь мне.
Пат Патфорт – бельгийский антрополог
ГБОУ Санаторно-лесная школа № 7 находится в шестидесяти километрах от Москвы на берегу Истринского водохранилища в лесном массиве экологически чистого района.
Основной контингент учащихся ГБОУ СЛШ № 7 – это дети с ограниченными возможностями здоровья ‒ физическими, интеллектуальными и другими особенностями (с заболеваниями нервной системы (невротические реакции, ММД, ЗПР), нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП, поражение суставов, черепно-мозговые травмы), мочевыводящих путей, сердечно-сосудистой системы, нарушением обмена веществ, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, онкологией, а также дети, имеющие нарушения психоэмоциональной сферы, в том числе с аутистическим спектром расстройств. Все они включены в общеобразовательную развивающую среду, где вместе учатся, поправляют здоровье, отдыхают и живут. Приоритетной задачей нашего учреждения, на данном этапе развития, мы видим развитие инклюзивной образовательно-развивающей среды, обозначающей такое включение в образовательное пространство, которое учитывает особые потребности детей.
Процесс реабилитации в ГБОУ СЛШ № 7 представляет собой многогранную совокупность согласованно проводимых медицинских, психолого-педагогических, рекреационных и социально-культурных мероприятий, направленных на развитие личности ребенка, полноценное включение его в жизнь общества, с учетом его возможностей и способностей. Цель комплексной реабилитации учащегося ГБОУ СЛШ № 7 – формирование активной жизненной позиции у школьников.
Основные принципы содержания инклюзивной среды СЛШ № 7:
- комплексность реабилитации ‒ успешная реабилитация детей с ОВЗ осуществляется только в комплексе, в тесном контакте всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, психологов, медицинских специалистов, обслуживающего персонала;
- личностно-ориентированный подход к детям; обеспечение комфортных, безопасных условий;
- уважение и любовь к ребенку, формирование позитивной «Я-концепции» у каждого ребенка;
- деятельностный подход – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка и ориентацией на личностно-значимый;
- избыточность среды – предоставление ребенку большого разнообразия дополнительных занятий и возможности самому выбирать интересные для себя.
Весь процесс реабилитации ГБОУ СЛШ № 7 базируется на:
• гуманизме и толерантности;
• развитии интеллекта и творческих способностей;
• балансе физиологических, эмоциональных и этнических компонентов личности.
И все это возможно лишь в безбарьерной среде, где нет преград в информационном, эмоциональном, коммуникативном и эргономическом пространстве школы.
Дети, приезжающие к нам, являются представителями разных ярко дифференцированных социальных стратификаций (благополучные и неблагополучные, многодетные и опекунские семьи, материально обеспеченные и семьи, доходов которых хватает лишь на приобретение необходимого питания и одежды (43% ‒ по результатам анкетирования за 2012/2013 учебный год).
Школа для наших детей не только образовательное, профилактическое учреждение, но и сфера их жизнедеятельности. Дети представляют собой коллектив, в котором они взаимодействуют друг с другом, выстраивают взаимоотношения, совместно с педагогами решают и преодолевают трудности, у детей развивается готовность к помощи. Это и есть педагогика сотрудничества, содействия и поддержки.
Нашей целью является создание микросоциума детей и взрослых, где любой готов откликнуться на зов ‒ «помоги мне сделать это самому» (М. Монтессори), и при этом каждый участник образовательного пространства живет с мыслью: «Он такой же, как я, а может даже и лучше!».
Одна из главных задач коллектива Санаторно-лесной школы № 7 – воспитание толерантности у учащихся. В рамках образования в городе ребенок-колясочник чаще всего находится на индивидуальном надомном обучении. В нашей школе он учится рядом со сверстниками. Дети и подростки из неблагополучных семей, с девиантным поведением оказываются за одной партой с ребенком с тяжелыми ограничениями возможностей здоровья, меняют свое отношение к инвалиду, учатся понимать его и помогать ему. Получив такой опыт социального общения, дети и подростки, возвращаясь домой, начинают принимать инвалидов более терпимо, транслируя свое отношение к ребенку с ОВЗ друзьям, сверстникам и родителям.
Многие дети, приезжающие в Санаторно-лесную школу № 7, воспитываются в неблагополучных семьях. Не все родители могут обеспечить своему ребенку необходимое домашнее питание, досуговую деятельность, не прививают социально-бытовые навыки (уход за своим телом, одеждой, поддержание чистоты и порядка в личных вещах), не контролируют режимные моменты жизни ребенка, не проводят профилактику аддиктивного поведения (азартные игры, интернет-зависимость, употребление алкоголя, наркотиков и курение). В свою очередь в СЛШ № 7 создана комфортная среда с четко организованными режимными моментами, полноценным шестиразовым питанием, с квалифицированным медико-психолого-педагогическим сопровождением. Учащиеся работают за компьютерами только в учебных целях. Ребенок, находясь в такой среде, получает положительный социальный опыт, который пытается затем перенести в повседневную жизнь своей семьи.
Во время пребывания ребенка-инвалида в Санаторно-лесной школе семья получает мощную психологическую поддержку. Сопровождающий член семьи наблюдает, как его ребенок общается со сверстниками, видит его достижения. Уровень гиперопеки снижается естественным путем. Безбарьерная среда позволяет ребенку-инвалиду многие бытовые проблемы разрешать самостоятельно или с помощью сверстников. Родитель, сопровождающий ребенка, сам становится более социально активным.
Психологической службой ГБОУ СЛШ № 7 во втором полугодии 2012–2013 учебного года была проведена работа по внедрению реабилитационной карты учащегося, разработанной под научным руководством И. Ю. Левченко – доктора психологических наук. Целью данного проекта является отслеживание эффективности процесса реабилитации в ГБОУ СЛШ № 7.
Для работы по реабилитационным картам была отобрана пилотная группа учащихся ‒ шестьдесят школьников, имеющих инвалидность, попавших в трудные жизненные ситуации, дети из многодетных и опекунских семей. Реабилитационная карта заполнялась учителями-предметниками, воспитателями и педагогами дополнительного образования. Полученные данные обрабатывались, исходя из них, рассчитывался коэффициент успешности (с использованием формулы) каждого учащегося пилотной группы (см. табл.)
Таблица
Динамика показателя коэффициента успешности
учащихся пилотной группы (человек)
| Отрицательный показатель коэффициента | Показатель стагнации коэффициента | Положительный показатель коэффициента |
Количество учащихся | 5 | 2 | 53 |
Выявленная в целом положительная динамика показателя коэффициента успешности учащихся пилотной группы отражает комфортность и успешность созданной реабилитационной среды ГБОУ СЛШ № 7. Совокупность реабилитационных мероприятий данного образовательного учреждения обеспечивает стимуляцию позитивного личностного потенциала каждого учащегося, поощряет его самореализацию и конструирует активно-деятельностный аспект жизни.