ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ИНКЛЮЗИВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Смирнов А. А.
Россия, г. Электросталь,
Московский областной базовый музыкальный колледж им. А. Н. Скрябина
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Одним из важных оснований успешного инклюзивного обучения являются педагогические условия, которые создают благоприятную ситуацию сотрудничества и позитивной мотивации для каждого из участников образовательного процесса, но прежде всего обращены на студента, имеющего особые образовательные потребности.
В методической литературе роль и значение педагогических условий имеет весьма широкий спектр толкований. В. И. Андреев видит в этом результат целенаправленного отбора, конструирования и применения методов и форм обучения. В. А. Сластенин объединяет в этом понятии предпосылки, обстоятельства и правила, обеспечивающие эффективность протекания педагогического процесса; по мнению С. В. Николаева, педагогические условия предполагают поиск средств, форм и методов образовательного процесса. Однако эти трактовки касаются лишь одной из сторон образовательного процесса, которую условно можно определить «как учить», и в них обходится стороной имеющий принципиальное значение для инклюзивного процесса вопрос о том, «кого учить».
Не соответствуют нашим задачам и педагогические условия, реализуемые в коррекционном образовании в учебных заведениях локального типа (Н. М. Назарова, И. В. Евтушенко, Е. Ю.Тишина). Элементы применяемых там принципов близки инклюзии, но в целом ориентированы на определенный контингент учащихся, в то время как инклюзивная среда разнопланова и требует диверсификации и индивидуализации обучения.
Стремление же экстраполировать методические предпосылки из общей или коррекционной педагогики в инклюзивную, чтобы найти некий универсальный ключ, пригодный в определенных случаях, но не подходящий для многопланового спектра инклюзии, может уподобиться содержанию притчи о том, как лошадь подбирали к телеге. В этой связи примечательными представляются материалы Саламанкской Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, где гибкость учебного плана рассматривалась в числе наиболее приоритетных проблем инклюзивного обучения. Пункт 28 гласит: «Учебный план следует адаптировать к потребностям детей, а не наоборот. Таким образом, в учебном плане школы [и в других образовательных учреждениях – А. С.] должны быть созданы условия, обеспечивающие получение образования детям с различными способностями и интересами» [3].
В связи с этим мы трактуем педагогические условия инклюзивного обучения как специально созданный в рамках учебного заведения общего типа комплекс элементов, факторов и предпосылок, направленный на планирование и организацию обучения лиц с особыми образовательными потребностями, способствующий достижению успехов в обучении, а также социализации, адаптации этих студентов и подготовке их к профессиональной трудовой деятельности в области музыки.
В идеальном случае инклюзивное обучение – это комфортное с точки зрения архитектурного благоустройства и инфраструктуры, оснащенное современным оборудованием и эстетически привлекательное для всех участников образовательное поле, на котором высококомпетентный педагогический коллектив и вспомогательный персонал (работники медицинской, психологической и социальной служб) осуществляют инклюзивное музыкальное обучение. По мнению автора, следует классифицировать педагогические условия на внешние и внутренние.
Внешние педагогические условия характеризуют место действия, среду, заранее подготовленную для студентов, способных обучаться в музыкальном учебном заведении общего типа в инклюзивных условиях.
Внутренние педагогические условия предполагают сам процесс, ориентированный на обучение и развитие студента, с учетом его здоровья, характерологических, психофизических и других особенностей.
Внутренние условия делятся на общеметодические и индивидуальные.
Общеметодические условия направлены на групповые занятия, а также связаны с решением социальных и психолого-медицинских задач. Индивидуальные – в рамках занятий по специальной дисциплине призваны решать задачи музыкально-творческого совершенствования в исполнительстве, музыкознании, слушании, анализе и восприятии произведений, стимулируя обучающихся к освоению профессии музыканта.
Ядро инклюзии ориентировано на подготовку студента к трудовой деятельности в области будущей специальности, что делает образовательный процесс осмысленным и более эффективным.
Именно поэтому внутренние условия именуются нами как профильно-мотивирующие педагогические условия. Они находятся в постоянном взаимодействии с другими элементами педагогических условий.
Каждый из элементов педагогических условий в свою очередь является многокомпонентным построением.
Таблица
Педагогические условия инклюзивного музыкального обучения
Вид | Параметры |
I. Внешние педагогические условия | 1. Соответствующее архитектурно-планировочное устройство зданий и помещений. 2. Современная инфраструктура и техническое оснащение аудиторий и вспомогательных помещений. 3. Наличие подготовленного преподавательского коллектива, психологически готового к работе с учащимися, имеющими ООП, и знакомого с работой в инклюзивных условиях. 4. Программно-методическое мультимедиа и интернет-оснащение аудиторий и других структурных учебных подразделений. |
II. Общеметодические условия
| 1. Создание условий позитивного социально-психологического климата в коллективе, взаимной поддержки и толерантности. 2. Организация учебного процесса на условиях здоровьесбережения. 3. Адаптация и социализация учащихся с ООП. 4. Внимание к вопросам психолого-физиологических особенностей, возрастных и соматических проблем учащихся и возможности для оперативного устранения возникающих проблем. 5. Медицинское, психологическое и социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса. |
III. Индивидуальные (профильно-мотивирующие) условия | 1. Создание условий, ориентирующих студента на самовыявление способностей и развитие мотивации к активной музыкальной деятельности. 2. Повышение имиджа профессионального музыкального заведения и престижности музыканта (исполнителя, педагога). 3. Развитие творческой самостоятельности, общественно-культурная, концертная, конкурсная, деятельность. 4. Создание атмосферы успешности на уроке и во время творческих мероприятий, связанных с музыкой. |
Предварительным этапом профильно-мотивирующего обучения в профессиональном музыкальном учебном заведении может служить предпрофильное обучение в заведении предшествующей ступени. Так, предпрофильное музыкальное образование студентов музыкального колледжа, имеющих особые образовательные потребности, осуществляется в музыкальной школе (школе искусств), а музыкальный колледж в свою очередь является предпрофильной ступенью к вузу [1]. Выстраивание системы непрерывного инклюзивного обучения, состоящей из этих трех уровней (музыкальная школа – колледж – вуз), является идеальным воплощением профильно-ориентированных педагогических условий и наиболее благоприятным решением для учащегося, имеющего особые образовательные потребности.
Развитие профессиональной музыкальной деятельности и формирование социального статуса учащегося с особыми потребностями определяется рядом факторов, среди которых заметную роль играет имидж учебного заведения и музыкальной профессии. Необходимо создание образа музыканта-выпускника как знающего, умеющего и успешного специалиста, популяризация всеми доступными средствами учебного музыкального заведения и его достойных и успешных выпускников как квалифицированных и востребованных профессионалов в целях соответствующей мотивации всех учащихся, включая имеющих ООП [2].
Условия инклюзивного обучения предполагают и последующее (последипломное) профильное сопровождение выпускников музыкального учебного заведения, оказание им помощи в музыкальной деятельности и трудоустройстве по профессии. Установка на активное творческое взаимодействие позволяет педагогу более эффективно реализовывать музыкальный образовательный процесс, а мотивированные творческие занятия помогают учащимся, имеющим особые образовательные потребности, найти для себя позитивную доминанту, стать самостоятельными, творчески успешными и уверенными в себе людьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ министра образования № 2783 от 18.07.2002 [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru.
2. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования. М.: Школа-Пресс, 1994. 206 с.
3. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. ЮНЕСКО и Министерство образования и науки. Испания, 1994.