ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Полетаева Т. В., Злотник А. В.
Россия, г. Петропавловск-Камчатский,
МБОУ ДОД «Дом детского творчества «Юность»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
 научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Приоритетной задачей современного образования является изменение его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса. Это связано с обновлением государственной  политики развития образования, которая отражена в последних нормативных актах и законах.

Одной из важных тенденций государственной политики в области образования является особая забота и внимание к детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.   Обозначена необходимость создания условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции  нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней  коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц…» [Закон, ст. 5, п. 5.1. С. 8].

Не так давно вошли в педагогический обиход такие понятия, как «особый» ребенок, «ребенок с ограниченными возможностями» и даже – «особенная семья». Родителям такого ребенка раньше предлагалось поместить его в специализированный интернат или лечебное учреждение. Современный подход в вопросе оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ ориентирован на включение их в среду обычных сверстников, что отражает собой реализацию прав детей на получение образования.

Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребенка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительного образования.  Оно (дополнительное образование), являясь  одним из институтов социализации личности,  развивающая среда которого имеет свою специфику, способно создать благоприятные условия оказания помощи и поддержки  детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Это понимают педагоги  Дома детского творчества «Юность»,  которые включают детей с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс.

Когда и как мы начали работу с детьми данной категории? В 2006 году решили собрать информацию о семьях, воспитывающих «особых» детей, проживающих в нашем микрорайоне. Помогли нам соседи – врачи городской детской поликлиники № 2. Педагоги установили контакт с семьями, опросили родителей, узнали об области интересов детей и характере помощи, которая требуется родителям в воспитании и развитии ребенка.

И первые дети потянулись к нам: их было совсем немного. Образовательная среда Дома детского творчества располагает широкими возможностями для реализации интересов каждого  ребенка:  кто-то любит рисовать, кто-то танцевать, кто-то лепить, а кто-то просто приходит пообщаться. Сегодня  13 детей с ОВЗ систематически посещают разные творческие объединения и участвуют в мероприятиях, которые организуются в ДДТ «Юность».

Педагоги понимают, что практически невозможно «исправить диагноз», привести  ребенка к норме, но включить его в социальную среду, научить общаться  со сверстниками, развивать творческие способности – все это очень полезно. Ведь если ограждать «особого» ребенка от здоровых детей, у него сужается круг общения, нарушается процесс социальной адаптации и интеграции, сужается обзор окружающего мира (ограничен рамками семьи).

С другой стороны, введение ребенка с ОВЗ в группу детей с нормой развития создает ситуацию с большим потенциалом для воспитания таких духовно-нравственных качеств, как милосердие, доброта, сочувствие, забота о ближнем.

Ситуация успеха для каждого ребенка ‒ приоритетный принцип, который реализуют  педагоги ДДТ «Юность» в своей работе.

Большую роль в решении задач психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, играют специалисты социально-психолого-педагогической службы (социальный педагог, педагоги-психологи, педагог дополнительного образования (дефектолог), учитель-логопед) и руководители детских творческих объединений (ИЗО, хореография, бисероплетение, тестопластика и др.)

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи строится по следующим направлениям:

- «Ты знаешь, я рядом». Данное направление связано с созданием интегрированных коллективов (введение ребенка с ОВЗ в группу сверстников с нормой развития). Совместное развитие творческой личности способствует формированию у здоровых детей  терпимости к физическим недостаткам «особых» детей, развивает чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.  Здесь же происходит коррекция отношений всех участников процесса интеграции (детей, педагогов, родителей). Доброта, сострадание, стремление формируют личность здорового сверстника, который сам затем старается повлиять на привычное для многих отношение к миру инвалидов.

- Индивидуальное и надомное обучение направлено на выполнение социального заказа родителей: подготовить ребенка к школе, развить мелкую моторику рук и  музыкальные способности, разрешить проблемы  социализации.

- Поддержка и развитие творческих способностей. Педагоги ДДТ «Юность» организуют поиск, поддержку, пропаганду талантов в среде ребят с ограниченными возможностями здоровья, предоставляют условия для привлечения детей с ограниченными возможностями к творческой деятельности: участие в фестивалях, концертах, выставках, конкурсах.

- Участие детей и родителей в жизнедеятельности ДДТЮ – посещение мероприятий ДДТЮ. Дом творчества  ‒ это та благодатная среда, где может раскрыться талант любого ребенка. Мы привлекаем ребят с ОВЗ к участию в различных мероприятиях. В процессе творческой деятельности совместно с педагогами и родителями ребенок  с нарушениями в развитии стремится творить, общаться,  делиться своими достижениями  со сверстниками и родителями. Расширяются его социальные контакты, преодолеваются психологические барьеры, расширяются возможности взаимопонимания между здоровыми детьми и  детьми с ОВЗ. И как  следствие,  происходит улучшение психологического климата  в семье.

- Акция «Особая забота» ‒ ежегодная акция в преддверии новогодних праздников, которая проходит совместно с Городским советом старшеклассников. Мы поздравляем ребят   на дому: готовим для них мини-спектакли  со сказочными персонажами (Дед Мороз, Снегурочка, Клепа и др.) и вручаем новогодние подарки.  Дети тоже  готовятся к нашей встрече:  учат стихи, песни, разучивают танцы. Кроме этого, дети приходят в Дом творчества  на новогоднее представление. Они – благодарные участники и  зрители.

- Детско-родительский клуб «Кораблик надежды» ‒  новое направление в нашей работе. Уже при первой встрече поняли, что такое общение нужно не только детям, но и родителям.  Сотрудничество с различными структурами – Краевое государственное автономное учреждение социальной защиты «Камчатский центр социальной помощи семье и детям», ОРО «Общество молодых инвалидов Камчатки», Благотворительный фонд «Спаси жизнь», театрально-кинологическая студия «Маленький капитан», ООО «Маленькая страна» и др. – делает встречи интересными и содержательными. Родители могут пообщаться со специалистами данных служб, получить ответы на интересующие их вопросы. Для детей готовится игровая программа, приглашаются артисты-воспитанники ДДТ «Юность» с номерами художественной самодеятельности. Чаепитие, которым обычно завершается встреча, способствует созданию домашней, душевной атмосферы. Частыми гостями мероприятий, проводимых в клубе, являются не только семьи, проживающие в нашем микрорайоне, но и семьи из других районов города.

Дети всегда остаются детьми, каждый  родитель хочет, чтобы у его ребенка было счастливое детство. Вместо косых взглядов – открытая улыбка, вместо грубого высмеивания – доброжелательное отношение, вместо одиночества – верные друзья. Такую атмосферу для детей с ОВЗ создают педагоги ДДТ «Юность». Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, поучаствовав в одной из встреч или в одном из мероприятий, стараются прийти к нам снова и снова.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков [Электронный ресурс]. URL: .

2.Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс].  URL: http://минобрнауки.рф.

3.     Черепанова,  Т. С. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями // Дополнительное образование и воспитание.  2011. № 12. С. 7–10.