ИНКЛЮЗИВНЫЕ УРОКИ ТВОРЧЕСТВА
НА БАЗЕ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО ЦЕНТРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СВЕТОЧ»

 

Мартемьянова А. А.
Россия, г. Солнечногорск,
Региональный научно-методический центр
дистанционного образования детей-инвалидов,
У
чебно-творческий центр дополнительного образования «Светоч»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
 научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Стабильность общества определяется взаимоблаготоворным влиянием людей друг на друга. Инклюзия, как форма образования, отвечает сразу нескольким важным параметрам при оценке стабильности и гармоничности общества. Во-первых, это действия в рамках гуманистической парадигмы. Во-вторых, значительная экономия ресурсов, расходуемых на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья отдельно от здоровых, в-третьих, возможность специалистам различного профиля совместно делать аналитические выводы и совершенствовать практику образовательного процесса всех категорий детей: и тех, кому не требуется особой образовательной среды, и тех, кому она необходима.

В данном докладе мы хотели бы представить данные о становлении и развитии инклюзивного дополнительного образования на базе учебно-творческого центра «Светоч» в г. Солнечногорске  Московской области. «Светоч» является некоммерческой автономной организацией дополнительного образования. Идея попытаться внедрить инклюзию возникла у директора центра Балашовой О. А. Так как на базе «Светоча» к началу осуществления этой гуманистической идеи из доступных ресурсов были только оборудованные мастерские для творчества и занятий физической культурой, то возникла естественная потребность в организации пространства для занятий творчеством детей с ОВЗ. Для этого была предоставлена просторная мастерская для живописи, студия детского творчества, мастерская мозаичного искусства, спортивные и танцевальные залы, кабинет специального психолога. В перспективе планируется создание доступной архитектурной среды (спусков, перил и т. д.).

Вторым шагом стала специальная подготовка педагогов центра для работы с детьми с ОВЗ. В методическом плане штатным психологом центра был разработан ряд методических презентаций, отражающих наиболее важные и значимые аспекты психологии и физиологии детей с ОВЗ, а также рекомендации по педагогической работе с такими детьми.

Следующий этап подразумевал превращение центра «Светоч» в центр инклюзивного (дополнительного) образования. Также возникла идея дистанционного дополнительного образования на базе центра. Осуществлять эти технические и организационные вопросы было некому, но со временем в штате сотрудников появился специалист Регионального научно-методического центра дистанционного образования детей-инвалидов, психолог А. А. Мартемьянова

Отдельно стоит сказать о трудностях, которые возникли при попытке создать инклюзивную образовательную среду. Так как учебно-творческий центр «Светоч» ‒ это некоммерческая организация, не включенная в систему Министерства образования и науки Российской Федерации, администрации центра пришлось решать множество возникающих вопросов без поддержки соответствующих структур и учреждений. Это и технические трудности осуществления дистанционных онлайн-уроков для тех учеников, которые на первичном этапе не смогли посещать занятия лично. Методическая подготовка учителей осуществлялась силами психологической службы центра. Пока нет возможности обустроить доступную архитектурную среду. Кроме того, в г. Солнечногорске только одна школа из 25 (по всему району) включена в систему инклюзивного образования, так что эта форма была, в принципе, новой как для педагогов, так и для родителей и детей. Теперь об успехах: в дружественной атмосфере центра положительные тенденции инклюзии налицо. Многие родители «не особых» детей помогают в организации уроков. Ученики, видя пример со стороны взрослых, видя, что к ним заниматься пришли не «новички», а уже вполне знакомые со всем дети, сами идут на контакт.

Многие из трудностей оказались успешно преодолены. Успешное социальное партнерство и межведомственная организация сделали свое дело, и в центр стали прибывать воспитанники реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Незабудка» (Солнечногорский район). Так как идея состоит в том, чтобы инклюзия когда-нибудь стала полной, то необходимо было осуществить подготовку. Вначале педагоги центра выезжали к детям из «Незабудки» сами. Показывали мастер-классы по лепке, живописи, декоративно-прикладному творчеству. Затем в центр приглашались все желающие воспитанники, где для них были организованы отдельные уроки творчества. Одновременно с этим появились постоянные волонтеры, дети постарше и подростки, тоже обучающиеся в «Светоче». Они помогали детям в процессе, попутно общаясь. Такая форма взаимодействия была успешной, и несколько воспитанников «Незабудки» теперь успешно посещают учебно-творческие занятия в центре: по вязанию, живописи и лепке.

Другой пример инклюзии. Молодой человек Паша, 18 лет, сильно пострадавший от черепно-мозговой травмы, полгода находился на реабилитации. В этот период он не мог даже вставать. Тогда педагог «Светоча» организовал онлайн-уроки живописи. Не спеша они разбирали основы композиции, цветоотношения, перспективы. Раз в две недели педагог навещала Пашу, где они вместе корректировали рисунки и обсуждали новые задания.

После полугода таких занятий Паша смог сидеть за мольбертом, и качество уроков сразу повысилось. В это время у него возникла идея поступить на первый курс вместе с другими студентами. Он был зачислен. Когда состояние здоровья Паши еще больше улучшилось, он смог приходить в студию сначала на полчаса ‒ час после урока и заниматься с педагогом индивидуально. Тогда же он познакомился с группой. В это время благодаря сети Интернет продолжались онлайн-уроки. Сейчас Паша ходит заниматься на два часа, как и остальные студенты, вместе с ними, и планирует продолжать учебу и на втором курсе.

Сейчас «Светоч» предоставляет широкий спектр услуг: занятия по декупажу, живописи, вязанию, лепке, мозаике, танцам и айкидо, йоге, театральному мастерству, работает фотостудия, студия авиамоделирования, действует школа дошколят. На базе центра возможно осуществление как дошкольного, так и школьного инклюзивного образования, и самое главное – всем детям и взрослым найдется занятие по душе, что сделает их счастливее.