СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 

Лозовицкая О. В.
Россия, г. Петропавловск-Камчатский,
МБОУ ДОД «Дом детского творчества «Юность»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Изобразительная деятельность интересна многим детям, они с удовольствием ей занимаются. В последние десятилетия она привлекла большое внимание теоретиков и практиков как в нашей стране, так и за рубежом в контексте исследования возможности использования изобразительной деятельности в коррекции развития и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее: ОВЗ):

- лечение заикания и снятие тяжелых аутичных состояний посредством живописи и лепки (Е. Г. Макарова);

- психотерапевтические занятия с детьми, имеющими задержку психического развития (Е. А. Медведева);

- коррекция страхов (А. И. Захаров);

- формирование уверенности в себе (Е. Е. Кравцова, А. А. Нуруханова);

- развитие общей и мелкой моторики у детей с ОВЗ (И. А. Грошенков);

- содействие социальной адаптации ребенка с ОВЗ в обществе.

Новый закон «Об образовании в РФ», регламентирующий деятельность педагога, говорит о необходимости создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов [1, ст. 5, п. 5]. Инклюзивное образование рассматривается в качестве одного из эффективных путей обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1, ст. 2, п. 27].

Инклюзивное образование ‒ это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений [2]. В его основании такие принципы, как

-    ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

-    каждый человек способен чувствовать и думать;

-    каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

-    все люди нуждаются друг в друге и в поддержке и дружбе ровесников;

-    подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

-    для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

-    разнообразие усиливает все стороны жизни человека [2].

Педагоги МБОУ ДОД «Дом детского творчества «Юность» понимают важность поставленной задачи по реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ и стремятся создать необходимые для этого условия. Дополнительное образование – это особая творческая среда, в которую возможно включить детей с ОВЗ, естественно, сопровождая их по индивидуальной программе.

Дети данной категории не первый год занимаются в изобразительной студии «Вдохновение» по программе «Гармония» (индивидуального сопровождения). Они посещают занятия наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Включая ребенка в процесс рисования, мы помогаем снятию эмоционального блока, тормозящего его развитие, разблокированию механизмов самореализации. Творческая работа ребенка сама по себе может не иметь эстетического значения. Но при этом она, несомненно, оказывает влияние на его развитие, что гораздо важнее, чем конечный продукт – рисунок.

Изучение психолого-педагогических особенностей изобразительной деятельности показало, что обучение рисованию детей с ОВЗ признано одним из важных коррекционно-развивающих факторов, который также способствует познанию ребенком окружающего мира.

У детей с проблемами в развитии отмечаются грубые нарушения познавательной сферы, кроме того, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений, представлений. Все это ставит перед нами задачу, направленную на развитие у учащихся нормативного дифференцированного восприятия предметов.

Рисование является одним из эффективных средств наглядного обучения детей. На это в свое время указывали Я. А. Коменский, Д. Локк, И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский. Известный  немецкий педагог и деятель в области народного образования И. Дистервег утверждал, что тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит.

Существенное место рисование занимает в пропедевтический (подготовительный) период обучения. В значительной мере он (период) служит основой для подготовки руки к письму, а также реализации творческого потенциала детей с ОВЗ. Конечно, результат зависит от степени заболевания ребенка и индивидуального психолого-педагогического подхода.

Занимаясь изобразительным творчеством с детьми с ОВЗ около десяти лет в МБОУ ДОД «Дом детского творчества «Юность», мы все больше убеждаемся, что изобразительная деятельность очень нравится детям и обладает рядом положительных особенностей:

·           она доступна для всех детей без исключения;

·           привлекает богатством красок, эмоций;

·           может быть использована как метод налаживания контакта, результатом которого явится красочная работа – плод творения юного художника;

·           способствует процессу социализации (расширяет представление о предметах и явлениях окружающего мира, тем самым обогащает социальный опыт ребенка);

·           развивает и корригирует познавательные процессы: память, речь, внимание, восприятие;

·           развивает мелкую и общую моторику;

·           через создание ситуации успеха для ребенка способствует формированию уверенности в своих силах, чувства радости творчества. Все это может  даже повлиять в дальнейшем на выбор профессии.

Понимая важность задачи оказания поддержки и помощи детям с ОВЗ, на протяжении многих лет мы создаем условия для включения таких детей совместно в группу с детьми с нормой развития. Обычно это дети  от 6 лет и старше. Есть случаи, когда ребенок с ОВЗ вырос и вышел из школьного возраста, но продолжает участвовать в работе студии.

Введению ребенка в группу предшествует пропедевтический этап: беседа с родителями, ознакомление с заключением ПМПК, особенностями здоровья, знакомство с ребенком, диагностика, составление плана индивидуального сопровождения. Важным подготовительным моментом является формирование у воспитанников творческого объединения (в которую вводится ребенок) установки на его принятие. Создание психологического комфорта – обязательное условие инклюзии.

Практика показывает, что первая реакция детей с нормой развития на ребенка с ОВЗ часто бывает специфическая: пристальное любопытство, внимание к его внешности, поведенческим особенностям, изобразительным умениям, специфике в методике преподавания. Но предварительные беседы с детьми, активное привлечение ребенка с ОВЗ к участию в различных мероприятиях (чаепития, общекружковые мероприятия, праздники, конкурсы) помогают адаптации самого ребенка и его сверстников. Конечно, иногда возникают ситуации разногласия и непонимания. Мы их разрешаем вместе с детьми. Желание детей общаться, творить, видеть результат своего труда помогает преодолевать коммуникативные барьеры. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что у нас в кружке и в Доме творчества в целом научились принимать всех детей на равных и проявлять особую заботу, сочувствие и внимание к детям с ОВЗ.

Система конструктивного взаимодействия в триаде «ребенок – семья – педагог» является основанием для успешной работы. Неотъемлемый момент ‒ включение родителей в образовательный процесс: освоение ими методов и приемов оказания поддержки ребенку (упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения «Дорожки», работа с трафаретами и шаблонами и др.) Если не будет помощи, то и не будет результата. В модели «ребенок – семья – педагог» требуется полная самоотдача от каждого звена. Родители зачастую являются участниками занятий с детьми, радуются малейшим успехам, записывают рекомендации по ходу урока.

В связи с тем что работа с детьми с ОВЗ носит индивидуальный характер, хотим рассказать о наших результатах через достижения конкретного ребенка.

Иван (д/з.: ДЦП, тремор конечностей, солевация. Домашнее обучение), сегодня ему 18 лет. Он пришел к нам неуверенным 11-летним подростком, но благодаря его стремлению, совместным усилиям родителей и педагогов (творческие объединения ИЗО, шахматы, народное пение) мы наблюдаем хорошую динамику. Иван участвовал во многих конкурсах и выставках, он лауреат краевого конкурса «Безопасность на дороге», победитель городских конкурсов рисунков «Огонь – друг и враг», «Мир глазами детей», городского конкурса «Солнышко» для детей с ОВЗ. Он любит рисовать природу, работает на больших листах, в силу своих физических особенностей. Сейчас это успешный молодой человек, который окончил профессиональное училище по специальности «оператор ЭВМ», прошел практику в общеобразовательной школе. Иван работает в частной фирме (ремонт и налаживание компьютеров), увлекается компьютерным дизайном, музыкой и вокалом (хорошо поет), фотографией. Когда у него есть свободное время, приходит к нам в гости, участвует в мероприятиях выходного дня. Мы рады, что он чувствует себя равным в среде сверстников!

Еще одна судьба – Сергей (д/з.: аутизм, ДЦП, умственная отсталость. Домашнее обучение), сегодня ему 22 года. Пришел к нам 12-летним подростком. Долгое время, посещая студию, наблюдал за ребятами, присматривался, но при этом рисовал, приводя в восторг всех своими работами. Ему очень удаются пейзажи, изображение мира животных (особенно птиц), цветов. Очень любит рисовать Камчатку. Вместе с родителями путешествует, фотографирует, затем рисует с фотографий. В нашем Доме творчества была организована персональная выставка Сергея, которая не оставила никого равнодушным. Его работы экспонировались (в 2009, 2010 гг.) в городской библиотеке, посетители оставили много интересных, положительных отзывов. Он является художником-оформителем книги «Волшебное перо», изданной краевым центром социальной помощи семье и детям. Сергей ‒ неоднократный победитель конкурсов муниципального и краевого уровня. В настоящее время продолжает посещать нашу изостудию, а также художественную школу и студию художника В.Ф. Гуранда. Его мечта стать художником, но мы считаем, что он уже состоявшийся художник.

Олеся (д/з.: ДЦП, слабая моторика, акселерация, моторная алалия. Учится в специальной коррекционной школе), 10 лет. Посещает изостудию в течение 4 лет. Работа с Олесей началась с занятий по развитию моторики рук: специальные упражнения для рук, массаж, затем ‒ рисунок по трафарету, техника обрыва, налепа. Вместе с мамой и бабушкой занимается бисероплетением (крупным бисером), ей хорошо удаются коллажи с использованием различных техник (бумагопластика, работа с природным материалом, пластилином). Мы не только наблюдаем позитивную динамику в развитии моторики, но и  видим, что девочка стала более усидчивой, терпеливой. И все это благодаря совместным усилиям родителей и педагогов.

Подобных примеров можно привести много: сегодня 15 детей с ОВЗ включены в образовательное пространство Дома детского творчества. Каждый из них индивидуален, имеет специфику диагноза и развития. Но общее для всех случаев одно: ребенок погружается в творческую деятельность, которая позитивно влияет на развитие познавательной и личностной сферы; расширяются его социальные контакты, преодолеваются психологические барьеры, расширяются возможности взаимопонимания между всеми взаимодействующими сторонами: ребенок – педагоги – родители – сверстники.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:  http://минобрнауки.рф.

2.     Инклюзивное образование в России / Справка. [Электронный ресурс]. URL:  .