КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С СДВГ

 

Кузева О.В.
Россия, г. Москва, ГБОУ ВПО МГППУ

Тимофеева С.В.
ГБОУ ЦДиК «Коньково»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В современной практической психологии особую значимость приобретает вопрос об эффективных методах сопровождения детей с СДВГ и их семей. Дети с СДВГ испытывают сложности в организации и регуляции поведения, что приводит не только к недостатку усвоения учебных навыков, но и к школьной дезадаптации. Современное психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ требует комплексного подхода, согласованной работы разных специалистов  (возрастных и семейных психологов, нейропсихологов, социальных педагогов, администрации учебного учреждения) и родителей ребенка. Применение такого подхода позволяет достичь стабильных положительных результатов.

В настоящей работе приведен анализ индивидуального случая психолого-педагогического сопровождения ребенка с СДВГ, который иллюстрирует возможности и ограничения комплексного подхода.

Мальчик Т.Н., 7 лет 6 мес., 1 класс, неврологический диагноз: СДВГ. Воспитывается в неполной семье (только мамой). Психологическое обследование выявило недостаток развития регуляторного компонента в познавательной, эмоциональной сфере и в поведении, что поддерживается дисфункциональными семейными отношениями. Это приводит к школьной дезадаптации, трудностям социализации и трудностям в обучении.

В течение 4 месяцев мальчик и его семья находились на психолого-педагогическом сопровождении в ГБОУ ЦДиК «Коньково» (семейное консультирование, психологическая и нейропсихологическая коррекция, социально-педагогическое сопровождение). Индивидуальные занятия с нейропсихологом были направлены преимущественно на коррекцию регуляторных функций [1]. Для коррекции детско-родительских отношений использовались стратегические методы семейной терапии [2].

На первом этапе происходило установление социальных границ и правил поведения. В семейном консультировании ключевой целью являлось установление функциональной иерархии в детско-родительских отношениях.

На втором этапе проводилась работа по развитию планирования и контроля, произвольного внимания. В семейном консультировании фокус вмешательства ‒ способность матери поощрять усилия сына, поддерживать его успехи, быть последовательной в отношении ограничений.

К третьему этапу наблюдались качественные изменения: ребенок стал более внимательным, усидчивым, был способен безошибочно действовать по несложной инструкции. Одновременно с этим нарастала напряженность матери во взаимоотношениях с учителем. Это закономерно, потому что изменения, произошедшие в поведении и когнитивном развитии ребенка, требовали трансформации стереотипов педагога. Для преодоления конфликтной ситуации между семьей и школой был привлечен социальный педагог (медиатор), результатом работы которого явилась согласованность в действиях между учителем и родителем.

После преодоления конфликта продолжилась индивидуальная работа с семейным психологом и нейропсихологом. В ходе коррекционных занятий достигнуты стабильные результаты в состоянии регуляторных функций; успеваемость ребенка значительно улучшилась (в начале четвертой четверти Т.Н. лучше всех в классе справился с итоговой междисциплинарной работой). Эмоциональное напряжение семьи, связанное со школой, значительно снизилось.

В настоящий момент продолжается коррекционная работа с семьей: закрепляются изменения в системе отношений «родитель ‒ ребенок», «родитель ‒ учитель»; обозначились перспективы работы, связанные с развитием социально-коммуникативных навыков. Нейропсихологическая работа временно приостановлена.

Высокий результат в короткие сроки был достигнут благодаря слаженности действий специалистов, высокой мотивации всех участников образовательного процесса. Таким образом, описанный случай иллюстрирует необходимость комплексного подхода в работе с детьми, испытывающими трудности адаптации в школе.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.

2. Варга А.Я. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания. М.: ОГИ, 2006.