ИНКЛЮЗИЯ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВОМ

 

Корнеева О. А.
Россия, г. Тула, МКОУ ДОВ ИАЦ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Понятие инклюзии в нашу жизнь вошло недавно, но в силу своей необходимости стало реальностью дня сегодняшнего. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет, словно снежный ком. О необходимости введения инклюзивного образования детей уже никто не спорит. Закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Положительное значение введения инклюзии в практику общеобразовательной школы отмечает национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по ‒ разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени». Из этого следует, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Главная задача при инклюзивном образовании ‒ организация пространства вокруг ребенка, позволяющего полностью вовлечь его в жизнь класса, общества в целом. Однако инклюзия должна осуществляться не только для детей с ОВЗ, но и для педагогов школы, всех учащихся общеобразовательного учреждения и их родителей.

Абсолютно понятно, что введение инклюзии имеет и ряд объективных трудностей материального и кадрового характера. Существуют при введении инклюзивного образования и затруднения субъективного характера: личностная неготовность педагогов и родителей к обучению детей с ОВЗ совместно с классным коллективом.

Для успешного введения инклюзивного образования необходимы качественные изменения в образовательной среде. Ведь инклюзия подразумевает не только обучение, но и вовлечение детей особенно уязвимой категории в  активную жизнедеятельность, полную социализацию, являющейся предпосылкой дальнейшей социальной активности человека.

Правильно организованные процессы совместной деятельности, сотрудничества всех участников образовательной процесса приводят к формированию инклюзивной среды и культуры. Инклюзия позволяет воспитать у всех участников образовательного процесса понятие ценности каждого члена общества вне зависимости от его физических данных, способностей и достижений. Включение детей – инвалидов в одинаковые виды деятельности со  своими сверстниками формирует атмосферу уважительного отношения к каждому ребенку, подчеркивает его таланты и успехи. Девизом инклюзии должны стать не жалость, а уважение за достигнутые результаты, полученные большим трудом, чем у обычных детей.

Инклюзия должна подразумевать  социализацию, сопричастность каждого ребенка к жизни школы и общества.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, должна начинаться до поступления  ребенка в образовательное учреждение. И на первой ступени обучении ребенок с ОВЗ должен закрепить свой социальный опыт, опыт общения как с детьми, так и со взрослыми, заработать свой «жизненный капитал», выработать навык поведения и поступков в различных жизненных ситуациях.

Процесс социализации бесконечно трудный,  и осложняется он тем, что нет единого рецепта вовлечения ребенка в жизнь общества. А общество детей — особое. Ведь у ребят, обучающихся в начальной школе, еще полностью не сформировалась саморегуляция, взаимоуважение. То есть эти дети говорят, что видят, зачастую не понимая, насколько жестоки их высказывания, обидны прозвища.

Грамотно сформированная инклюзивная среда приводит к тому, что здоровые дети самостоятельно, без помощи взрослых, без напоминания со стороны педагогов начинают помогать своим сверстникам с особыми возможностями здоровья, обучающимся в одном классе, посещающим кружки и клубы.

Поэтому, адаптируя ребенка с ОВЗ в школьную жизнь, педагог должен делать акцент на имеющиеся у малыша достижения, помогая ему достигать положительной динамики при реализации своих предпочтений, увлечений, интересов.

Одно из средств социализации детей с ограниченными возможностями здоровья ‒ активное вовлечение таких детей в творческую жизнь. Ведь все люди- творцы от природы. Понятно, что не все могут петь или танцевать. Для этого нужны особые способности, физические данные от рождения. Рисовать и лепить так же не все дети, в силу своих ограниченных возможностей, смогут. Спортивные состязания не под силу многим…

Что же могут делать все дети? Конечно же, сочинять, выдумывать, фантазировать! Поэтому самая приемлемая форма творчества ‒ сочинение. И, делая поправку на возраст детей, хочется говорить о сочинении сказок.

Говоря о маленьких детях ‒ дошкольниках и учениках начальной школы, ‒ следует помнить, что не все умеют красиво и грамотно писать. Здесь на помощь ребятам должны приходить родители, родственники и педагоги. Они могут записывать придуманные детьми сказочные  истории, а использование компьютера уравнивают шансы таких детей в каллиграфии.

За год до вступления закона «Об образовании в Российской Федерации» в законную силу, когда шли последние приготовления к формированию нормативной базы инклюзивного образования, в общеобразовательных учреждениях города Тулы был объявлен конкурс творческих работ учащихся «Сказочный мир».

Управление образования администрации города Тулы в рамках реализации проекта инклюзивного образования совместно с центром психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» (городская творческая лаборатория инклюзивного образования) в целях создания условий для выявления и развития способностей детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей ‒ инвалидов, удовлетворения их потребностей в творческой самореализации и профессиональном самоопределении средствами литературы, воспитания толерантности в социуме, привлечения общественности к проблемам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов объявило о муниципальном конкурсе творческих работ учащихся «Сказочный мир». Всем обучающимся общеобразовательных учреждений города предложили написать свои сказочные истории и представить их на конкурс.

Во всех общеобразовательных учреждениях города Тулы были развешены красочные плакаты, призывающие стать участниками конкурса  «Сказочный мир» каждого школьника, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение конкурса проходило при поддержке Фонда помощи детям «Обнаженные сердца», благотворительной организацией, созданной Натальей Водяновой с целью оказания помощи детям в России и за ее пределами.

Более ста тридцати ребят направили свои сказочные истории для участия в районных этапах конкурса. Детей с ограниченными возможностями было только восемь процентов. Некоторые из них с охотой откликнулись на инициативу организаторов конкурса. Кого-то приглашали педагогические работники – учителя и классные руководители, кто-то поддался на уговоры родителей. Но они все-таки рискнули!

Согласно принципам инклюзии все участники конкурса на равных основаниях представляли свои творческие работы на суд жюри. Все участники конкурса творческих работ получили свидетельства участника.

Победителями и призерами конкурса стали как ребята, имеющие нарушения здоровья, так и здоровые.

Награждение ребят, написавших по мнению жюри лучшие сказки, проходило в торжественной обстановке в конференц-зале центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» города Тулы.

Ребята получали заслуженные награды без учета наличия недугов. Для всех ‒ равные призы, одинаковые дипломы. Единственное различие было в возрасте: малышам в качестве подарка предлагались развивающие игры, ребятам постарше – энциклопедии, книги школьной тематики. Юные писатели видели, что главным критерием оценки их работ было творческое начало, возможность интересно вести сказочное повествование, выражать позитивные мысли, идеи.

Праздничное чаепитие завершило церемонию вручения призов. Ребята подавали друг другу булочки, угощали конфетами.

Хочется думать, что все участники конкурса получили важный жизненный урок, формирующий социальную сознательность, повышающий уровень нравственности, развивающий самосознание, самооценку. Совместное проведение мероприятий такого характера становится началом творческой дружбы, взаимного уважения.

Конечно, дети, принявшие участие в конкурсе «Сказочный мир», не имели тяжелых недугов. Но нам кажется, это только начало! Под силу педагогическому сообществу Тулы вовлечь детей, в первую очередь  с ОВЗ, в активную творческую деятельность, которая поможет сформировать определенные стандарты их поведения, образа жизни, открыть возможности для самообразования, саморазвития, и, возможно, определить направления  жизненного пути.

Благодаря Фонду помощи детям «Обнаженные сердца» появилась возможность издать сборник детских работ, победивших на конкурсе. Все авторы  получат сборник «Сказочный мир», в который включена и его сказка. И это позволит показать ребятам личностную ценность человека без учета его физических недугов, сформирует  чувство сопричастности к детской литературе, желание активно участвовать в творческой жизни города.

Использование информационных образовательных ресурсов сети Интернет поможет транслировать  творческие работы детей (сказки, рассказы и проч.), поднимая их самооценку, закрепляя уважительное отношение сверстников, поддерживая творческую инициативу.

Проведение в Туле конкурсов с вовлечением для участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья ‒ это только одно из направлений работы по включению таких ребят в большую жизнь города, их социализацию, интеграцию в общество, формирования профессионального  самоопределения.

Социализация творчеством — это часть большой работы по развитию инклюзивной практики в общеобразовательных учреждениях города Тулы и она будет продолжена.