ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ТРУДА И ДЕЯТЕЛЬНОГО
ОТДЫХА ЛЮДЕЙ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

 

Гордиенко Н. Ф., Дереновская В. Г.
Россия, Московская обл., пгт Нахабино, Педагогический колледж № 16, Региональная
общественная  организация содействия социальной реабилитации лиц
с ограниченными возможностями «Яблочко»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В 2006 году неравнодушные матери детей-инвалидов создали Региональную общественную организацию содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Яблочко». 

Наши дети закончили коррекционные школы VIII вида г. Москвы.  Дальнейшего пути их  развития не было. Кто-то сидел дома, кто-то посещал центры досуга, кружки. Кому-то повезло закончить колледжи, но устроиться на работу не получилось. 

И вот настал год равных возможностей. Нашим ребятам предложили поступить учиться в Педагогический колледж № 16 на отделение «ткач» или «вышивальщица».  Это была  победа в жизни ребят и их родителей  – ощутить, что ты нужен, что у тебя есть будущее. Но, закончив колледж, встала проблема, что дальше? Где найти работу?  Для решения этой задачи  руководство Педагогического колледжа № 16 и РОО содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями  «Яблочко», объединив свои возможности и усилия, создали уникальную экспериментальную площадку реабилитационного инклюзивного труда и деятельного отдыха инвалидов с психофизическими нарушениями.

Отличительной особенностью этого Центра является сочетание прикладного и деятельного отдыха (театр, танцы, музыка).  Мир творчества – это единственная практическая возможность для людей с психофизическими нарушениями войти в мир культуры, социума.  Правильное проникновенное сочетание реабилитационного труда в мастерских прикладного искусства и деятельного отдыха дает максимальное развитие людей с интеллектуальной недостаточностью, потому что эта деятельность пронизана собственными творческими импульсами человека.

С детства изначально человеку присущи чувственно-эмоциональные способы постижения мира и фиксация результатов этого постижения образными средствами в образной форме.  Ручная деятельность способствует развитию логико-вербального мышления. Но одной ручной деятельности недостаточно. Только в совокупности с работой воображения, чувственно-эмоциональных переживаний создается целостная картина мира. Коррекционно-формирующая педагогическая деятельность центра, импровизационный язык искусства, продуктивная созидательная деятельность, воспитание толерантности  создают плодородную почву для вторичного развития интеллекта, высших психических функций. 

Экспериментальная площадка на сегодня вмещает в себя группу из 27 человек. В центре две мастерские: ткачества и вышивки. Дополнительно ребята занимаются бисероплетением. В 2013‒2014 гг. здесь будут работать 35 человек. Обучающиеся  и стажеры с выраженными психофизическими нарушениями находятся в едином  студенческом  социуме  педагогического колледжа, имеют возможность свободно общаться  во время совместного досуга.

Ребят, работающих в центре, мы настраиваем, что это их работа. Значимо и для них, и для родителей, что ребята вступили во взрослую жизнь. Ходят на работу, делают нужные для людей вещи, трудятся с мастерами и  студентами колледжа, получают денежное вознаграждение.  Все это приводит к пониманию понятия труда и ценности денег, активизирует собственные инициативы в работе и быту с переносом наработанного опыта в домашние условия.

У молодых людей качественно улучшились коммуникативные навыки в процессе профессиональной деятельности и свободного общения. Развивается  внутренняя жизнь, ребята задумываются над вопросами: кто я, зачем я живу, что я смогу делать и как жить в будущем. Постоянно наши стажеры участвуют  в выставках-ярмарках, конкурсах, мастер-классах, фестивалях.

После двух лет обучения 65%  вышивальщиц и 60%  ткачей перешли на работу в мастерские.  Такой высокий процент перехода молодых людей после получения профессионального образования в центр говорит  о востребованности такой модели трудовой занятости.

Наши молодые люди освоили профессии ткача и вышивальщицы. Но, помимо основного профиля занятий, мы стараемся совместно с педагогическим  коллективом, максимально расширить творческие способности  своих подопечных.

Ребята создают уникальные произведения ручного труда – шьют одеяла, сумки, кошельки, вышивают картины. Ткут полотна, из этих полотен мастера делают уникальные вещи (сумки, рюкзаки,  кошельки,  картины). Еще они занимаются бисером, делая прекрасные украшения, пользующиеся спросом у наших женщин.

Ценность всех изделий невозможно измерить деньгами, ведь каждое творение, произведенное таким молодым человеком, – это маленькая победа и еще один кирпичик для моста в нормальную жизнь.

За 2 года работы в центре ребята получили уже какой-то опыт, расширили ассортимент изделий  и их реализацию, но этого очень мало.

Но самое главное  ‒ они научились контактировать в инклюзивной среде, между собой и студентами колледжа, педагогами, создавая маленький мир в большой жизни.

В 2012 году мы съездили в Крым, где нас приняла Крымская ассоциация психологов, психотерапевтов и психиатров.  Мы получили колоссальный заряд энергии и получили ответы на интересующие нас вопросы  в отношении наших детей. Летний лагерь, в который ездили инвалиды и их родители в  2011, 2012 годах,  помогает молодым людям развиваться как личностям, адаптироваться к социуму, контактировать с окружающими людьми.

Психологи на тренингах и круглых столах помогают родителям выстраивать отношения с повзрослевшими детьми, решать разные вопросы взаимодействия.  Если вспомнить, что по закону с такими заболеваниями запрещено ездить в санатории, то такие психолого-социальные лагеря  ‒ единственная возможность получить для наших детей, да и для нас, родителей, необходимую помощь, укрепить их здоровье

Всего этого могло бы и не быть без центра.

Центр  реабилитационного инклюзивного труда и деятельного отдыха людей с психофизическими нарушениям – это макет настоящей полноценной жизни ребят с психофизическими нарушениями, здесь они дышат полной грудью, чувствуют себя нужными, здесь они живут, а не существуют.