ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

 

Шорохов Л. А.
Россия, г. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В период модернизации российского образования и в связи с ратификацией Международной конвенции о правах инвалидов в обществе все чаще поднимаются вопросы получения высшего образования людьми с инвалидностью. В настоящее время принята политкорректная форма обозначения студента-инвалида: в сфере образования используется понятие – «студент с особыми образовательными потребностями» (ООП).

По данным Министерства образования Российской Федерации в последние 10 лет прием инвалидов в вузы России увеличился втрое, удельный вес инвалидов среди студенчества составляет 0,4% (в европейских странах – 5%), в 2008 г. в вузах обучалось 24 тыс. студентов с ООП.

В последние годы в 299 вузах системы Минобразования России обучалось 11 073 студента-инвалида, в том числе 40,6% – в политехнических вузах, 32,4% – в классических университетах, 19,5% – в педагогических вузах, 7,5% – в экономических вузах.

Одним из способов включения человека с ОВЗ в жизнь общества является его включение в образовательный процесс, в том числе в интерактивные коммуникации. Понятие «интерактив» происходит от английских слов inter ‒ взаимный и act ‒ действовать, interaction ‒ взаимодействие. Интерактивность ‒ это способность находиться в режиме взаимодействия, диалога с кем­-либо.

Так, для человека, передвигающегося с помощью инвалидной коляски, в аудитории можно предусмотреть пространство, где он беспрепятственно мог бы перемещаться, общаться.

Люди с нарушением слуха наиболее качественно воспринимают визуальную информацию. В этом случае, по возможности, максимально следует материал представлять в виде текста, наглядности. Если человек с нарушением слуха понимает речь по артикуляции, то говорящему желательно стоять лицом к нему. Идеальный вариант – наличие сурдопереводчика.

Люди с нарушением зрения в данных условиях часто остаются вне учебного пространства или слабо задействованы в нем. При вовлечении в интерактивный процесс здесь можно предложить прокомментировать происходящее и помочь включиться в коммуникацию. Незрячий человек может для письма использовать рельефно-точечную систему Брайля, электронную технику с речевым выводом, диктофоны и т.д.

Для начала корректным будет преподавателю спросить самого студента с ОВЗ о возможностях его участия в интерактивном процессе и уточнить способы, а не игнорировать его присутствие.

Если учитывать, что интерактивное обучение включает метод группового взаимодействия, то совместная деятельность студентов в процессе обучения позволяет каждому вносить свой индивидуальный вклад. Это способствует развитию толерантности и взаимопонимания.

Технологии сопровождения студентов с ОВЗ в своем труде предложила Мартынова [2]. Так, она выделяет:

·          организационно-педагогическое сопровождение;

·          психолого-педагогическое сопровождение;

·          медицинско-оздоровительное сопровождение;

·          технологическое сопровождение;

·          социальное сопровождение.

В данной статье предлагаем концепцию создания в вузах ресурсных центров поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Цель: формирование благоприятных условий для получения высшего образования и последующего трудоустройства учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Экспертно-правовое направления деятельности центра

-        экспертная оценка государственных и корпоративных программ в области образовательного и профессионального становления инвалидов;

-        подготовка законодательных инициатив по вопросам высшего образования людей с ограниченными возможностями здоровья;

-        взаимодействие с федеральными и региональными органами управления образованием по  реализации проектов, направленных на развитие доступности высшего профессионального образования для инвалидов;

-        юридическое консультирование учащихся вузов по правам инвалидов.

Организационное направление деятельности центра

-        участие в реализации вузовских мероприятий по развитию доступной среды;

-        сотрудничество с факультетами по выявлению учащихся с особыми образовательными потребностями;

-        организационная поддержка производственной практики студентов-инвалидов;

-        организация внутрироссийских и международных программ академического обмена для студентов и аспирантов с ограниченными возможностями здоровья;

-        организация в вузах волонтерской сети по образовательной и социальной поддержке студентов-инвалидов;

-        содействие трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья;

-        поддержка участия учащихся-инвалидов в деятельности малых инновационных предприятий при вузах;

-        организация публичных мероприятий согласно целям центра.

Образовательное направление деятельности центра

-        создание при поддержке вуза и организаций-спонсоров специализированной материально-технической базы для обеспечения доступности образовательного процесса;

-        адаптация учебно-методических материалов для студентов разных нозологий
(аудио-, видео-, тактильное и электронное обеспечение);

-        организация психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса; ознакомление профессорско-преподавательского коллектива с особенностями обучения инвалидов;

-        содействие администрации вуза и студентам-инвалидам в выработке оптимальных индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих индивидуальные и личностные особенности учащихся;

-        совершенствование дистанционных форм и средств обучения.

Реабилитационное направление деятельности центра

-        предоставление помощи в социальной реабилитации студентов-инвалидов, в т.ч. в части педагогической, психологической, культурной, бытовой адаптации, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спорта;

-        внедрение в университете Социального паспорта студента с ограниченными возможностями здоровья;

-        консультирование и информирование инвалидов по вопросам реабилитации и обеспечения техническими средствами реабилитации;

-        создание базы технических средств реабилитации, оказание услуг по их прокату, техническому обслуживания и ремонту;

-        формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Информационное направление деятельности центра

-        создание информационного интернет-ресурса центра в целях:

·     информирования студентов-инвалидов о возможностях организации образовательного процесса и социальных условий,

·     оперативного оповещения;

·     эффективного распределения ресурсов и задач;

·     аккумуляции опыта российских вузов и зарубежных организаций в сфере доступности высшего образования;

-        поддержка сетевого взаимодействия с российскими и вузовскими центрами адаптации инвалидов;

-        организация и проведение российских и международных конференций, семинаров, круглых столов, выставок  и иных мероприятий по тематике деятельности центра;

-        организация взаимодействия центра с образовательными учреждениями интернатного типа по вопросам привлечения для обучения в университет детей-инвалидов;

-        взаимодействие со СМИ;

-        подготовка и издание научно-методической  литературы, а также видеопродукции по вопросам получения инвалидами высшего образования.

Техническое обеспечение деятельности центра

Для осуществления деятельности персоналом центру необходимы:

-        техника, позволяющая производить синхронизацию аудио- и сурдоперевода;

-        программное обеспечение, в том числе программы экранного доступа;

-        специальное оборудование: брайлевский принтер, брайлевский дисплей, фотосканер, комплект оборудования для выпуска рельефно-графических пособий, аудио устройства (микрофоны, наушники), специальная бумага для печати рельефно-точечных материалов и рельефной графики;

-        специальная техника, подъемник, кнопку вызова, гарнитуры для слабослышащих, технические средства реабилитации для различных категорий инвалидности, которые позволят сформировать кабинет реабилитации.

Имеющийся опыт создания центров поддержки студентов с ОВЗ единичный, разрозненный. В этой связи формулируем следующие предложения:

1.  Создание Федерального межвузовского образовательного ресурсного центра (ФМОРЦ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

2.  Распространение опыта социально-педагогического сопровождения в региональных вузах;

3.  Проведение всероссийских научно-практических семинаров по обмену опытом обучения и социализации студентов с ОВЗ на базе функционирующих центров поддержки;

4.  Создание федерального банка данных методик, учебных программ, УМК и кредитных модулей методического сопровождения учебного процесса студентов с ОВЗ.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция о правах инвалидов: Принята Резолюцией 61/106 ГА ООН 13 декабря 2006 г.

2. Мартынова, Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями / Е. А. Мартынова. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. 383 с.