ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Шорохов Л. А.
Россия, г. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
В период модернизации российского образования и в связи с ратификацией Международной конвенции о правах инвалидов в обществе все чаще поднимаются вопросы получения высшего образования людьми с инвалидностью. В настоящее время принята политкорректная форма обозначения студента-инвалида: в сфере образования используется понятие – «студент с особыми образовательными потребностями» (ООП).
По данным Министерства образования Российской Федерации в последние 10 лет прием инвалидов в вузы России увеличился втрое, удельный вес инвалидов среди студенчества составляет 0,4% (в европейских странах – 5%), в 2008 г. в вузах обучалось 24 тыс. студентов с ООП.
В последние годы в 299 вузах системы Минобразования России обучалось 11 073 студента-инвалида, в том числе 40,6% – в политехнических вузах, 32,4% – в классических университетах, 19,5% – в педагогических вузах, 7,5% – в экономических вузах.
Одним из способов включения человека с ОВЗ в жизнь общества является его включение в образовательный процесс, в том числе в интерактивные коммуникации. Понятие «интерактив» происходит от английских слов inter ‒ взаимный и act ‒ действовать, interaction ‒ взаимодействие. Интерактивность ‒ это способность находиться в режиме взаимодействия, диалога с кем-либо.
Так, для человека, передвигающегося с помощью инвалидной коляски, в аудитории можно предусмотреть пространство, где он беспрепятственно мог бы перемещаться, общаться.
Люди с нарушением слуха наиболее качественно воспринимают визуальную информацию. В этом случае, по возможности, максимально следует материал представлять в виде текста, наглядности. Если человек с нарушением слуха понимает речь по артикуляции, то говорящему желательно стоять лицом к нему. Идеальный вариант – наличие сурдопереводчика.
Люди с нарушением зрения в данных условиях часто остаются вне учебного пространства или слабо задействованы в нем. При вовлечении в интерактивный процесс здесь можно предложить прокомментировать происходящее и помочь включиться в коммуникацию. Незрячий человек может для письма использовать рельефно-точечную систему Брайля, электронную технику с речевым выводом, диктофоны и т.д.
Для начала корректным будет преподавателю спросить самого студента с ОВЗ о возможностях его участия в интерактивном процессе и уточнить способы, а не игнорировать его присутствие.
Если учитывать, что интерактивное обучение включает метод группового взаимодействия, то совместная деятельность студентов в процессе обучения позволяет каждому вносить свой индивидуальный вклад. Это способствует развитию толерантности и взаимопонимания.
Технологии сопровождения студентов с ОВЗ в своем труде предложила Мартынова [2]. Так, она выделяет:
· организационно-педагогическое сопровождение;
· психолого-педагогическое сопровождение;
· медицинско-оздоровительное сопровождение;
· технологическое сопровождение;
· социальное сопровождение.
В данной статье предлагаем концепцию создания в вузах ресурсных центров поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Цель: формирование благоприятных условий для получения высшего образования и последующего трудоустройства учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Экспертно-правовое направления деятельности центра
- экспертная оценка государственных и корпоративных программ в области образовательного и профессионального становления инвалидов;
- подготовка законодательных инициатив по вопросам высшего образования людей с ограниченными возможностями здоровья;
- взаимодействие с федеральными и региональными органами управления образованием по реализации проектов, направленных на развитие доступности высшего профессионального образования для инвалидов;
- юридическое консультирование учащихся вузов по правам инвалидов.
Организационное направление деятельности центра
- участие в реализации вузовских мероприятий по развитию доступной среды;
- сотрудничество с факультетами по выявлению учащихся с особыми образовательными потребностями;
- организационная поддержка производственной практики студентов-инвалидов;
- организация внутрироссийских и международных программ академического обмена для студентов и аспирантов с ограниченными возможностями здоровья;
- организация в вузах волонтерской сети по образовательной и социальной поддержке студентов-инвалидов;
- содействие трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья;
- поддержка участия учащихся-инвалидов в деятельности малых инновационных предприятий при вузах;
- организация публичных мероприятий согласно целям центра.
Образовательное направление деятельности центра
- создание при поддержке вуза и организаций-спонсоров специализированной материально-технической базы для обеспечения доступности образовательного процесса;
- адаптация учебно-методических материалов для студентов разных нозологий
(аудио-, видео-, тактильное и электронное обеспечение);
- организация психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса; ознакомление профессорско-преподавательского коллектива с особенностями обучения инвалидов;
- содействие администрации вуза и студентам-инвалидам в выработке оптимальных индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих индивидуальные и личностные особенности учащихся;
- совершенствование дистанционных форм и средств обучения.
Реабилитационное направление деятельности центра
- предоставление помощи в социальной реабилитации студентов-инвалидов, в т.ч. в части педагогической, психологической, культурной, бытовой адаптации, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спорта;
- внедрение в университете Социального паспорта студента с ограниченными возможностями здоровья;
- консультирование и информирование инвалидов по вопросам реабилитации и обеспечения техническими средствами реабилитации;
- создание базы технических средств реабилитации, оказание услуг по их прокату, техническому обслуживания и ремонту;
- формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Информационное направление деятельности центра
- создание информационного интернет-ресурса центра в целях:
· информирования студентов-инвалидов о возможностях организации образовательного процесса и социальных условий,
· оперативного оповещения;
· эффективного распределения ресурсов и задач;
· аккумуляции опыта российских вузов и зарубежных организаций в сфере доступности высшего образования;
- поддержка сетевого взаимодействия с российскими и вузовскими центрами адаптации инвалидов;
- организация и проведение российских и международных конференций, семинаров, круглых столов, выставок и иных мероприятий по тематике деятельности центра;
- организация взаимодействия центра с образовательными учреждениями интернатного типа по вопросам привлечения для обучения в университет детей-инвалидов;
- взаимодействие со СМИ;
- подготовка и издание научно-методической литературы, а также видеопродукции по вопросам получения инвалидами высшего образования.
Техническое обеспечение деятельности центра
Для осуществления деятельности персоналом центру необходимы:
- техника, позволяющая производить синхронизацию аудио- и сурдоперевода;
- программное обеспечение, в том числе программы экранного доступа;
- специальное оборудование: брайлевский принтер, брайлевский дисплей, фотосканер, комплект оборудования для выпуска рельефно-графических пособий, аудио устройства (микрофоны, наушники), специальная бумага для печати рельефно-точечных материалов и рельефной графики;
- специальная техника, подъемник, кнопку вызова, гарнитуры для слабослышащих, технические средства реабилитации для различных категорий инвалидности, которые позволят сформировать кабинет реабилитации.
Имеющийся опыт создания центров поддержки студентов с ОВЗ единичный, разрозненный. В этой связи формулируем следующие предложения:
1. Создание Федерального межвузовского образовательного ресурсного центра (ФМОРЦ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2. Распространение опыта социально-педагогического сопровождения в региональных вузах;
3. Проведение всероссийских научно-практических семинаров по обмену опытом обучения и социализации студентов с ОВЗ на базе функционирующих центров поддержки;
4. Создание федерального банка данных методик, учебных программ, УМК и кредитных модулей методического сопровождения учебного процесса студентов с ОВЗ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция о правах инвалидов: Принята Резолюцией 61/106 ГА ООН 13 декабря 2006 г.
2. Мартынова, Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями / Е. А. Мартынова. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. 383 с.