ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Шаяхметова Н. Н.
 Республика Башкортостан, г. Салават,
ГАОУ СПО Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Развитие инклюзивного образования в учреждениях не только является отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение доступного образования. Согласно ратифицированной Конвенции ООН о правах инвалидов мы должны стремиться снять барьеры, мешающие полному и эффективному участию лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества наравне с другими. Доступность для инвалидов социальных условий жизни и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок обеспечения их прав и свобод.

Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается прежде всего как средство социальной реабилитации не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

В течение 4 лет в колледже функционирует Региональный ресурсный центр социально-психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Студенты работают в ресурсном центре на основе учебно-производственного проекта «Учебные фирмы». В их задачи входит формирование профессиональных компетенций, а также приобретение студентами-инвалидами опыта работы в современных условиях рынка.

В данном направлении реализуются программы деятельности учебных фирм, творческих лабораторий. Учебные фирмы «Я+5», «Спектр», театральная студия «Вдохновение», Краеведческий центр «Юрматы», учебная фирма компьютерных технологий «Inside», «Детский клуб «Маленький гений», «Wellcome», «Коррекция речи», «Мозаика», «Спорт и здоровье» реализуют целевые программы, оказывая образовательные услуги детям-инвалидам. В учебных фирмах задействованы студенты с особыми образовательными потребностями. Эта деятельность позволяет сформировать у них дополнительные компетенции в будущей профессиональной деятельности, менеджерские и лидерские позиции.

            В Ресурсном центре реализуются образовательные программы в области информационно-компьютерных технологий для младших школьников, подростков и лиц пожилого возраста. Студенты под руководством преподавателей осваивают программы «Компас», «Multimediaflash», CoralDraw, Photoshop, затем создают полиграфическую продукцию: брошюры, буклеты, календари.

Элективный курс «Создание сайтов. SaaS платформа» в рамках предпрофильной подготовки по информационно-компьютерным технологиям проводится в ГБОУ Стерлитамакская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида. Студенты в качестве тьюторов оказывают информационное и методическое сопровождение школьникам. В колледже ведется планомерная профориентационная работа с учащимися школы, ее выпускники обучаются по специальности «педагогика дополнительного образования», профессии «мастер по обработке цифровой информации».

Краеведческий центр «Юрматы» проводит экскурсии для школьников по городам Салават, Уфа, Стерлитамак, на конезавод в Мелеуз, к памятникам природы Республики Башкортостан. Взаимодействие с Городской общественной организацией «Материнское сердце» способствует расширению туристических маршрутов. Так, в рамках программы лагеря-сплава «Силы внутри нас» по реке Белой принимают участие дети-инвалиды и их родители. Студенты с ограниченными возможностями здоровья выбирают природные объекты и памятники культуры, учатся разрабатывать туристический маршрут, выступают в качестве гидов и экскурсоводов.

Учебная фирма «Спектр» реализует программы дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, вдохновенно подростки осваивают программы: «Графический дизайн», художественной росписи, батика, гончарного дела, конструирования. Работа в учебной фирме выстраивается на принципах доступности и развития творческой активности детей-инвалидов через участие рисунков, проектов в интернет-конкурсах, международных выставках, благотворительных акциях. Студенты колледжа работают с детьми-инвалидами разного возраста, так, занятия проводятся с дошкольниками, младшими школьниками, подростками, слушателями «Народного университета третьего возраста».

Учебная фирма «Вдохновение» занимается организацией для детей театрализованных представлений, тематических вечеров и культурно-досуговых программ. Детский клуб «Маленький гений», учебная фирма «Мозаика» организуют и проводят программы дополнительного образования, творческие занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они осваивают первоначальные знания по окружающему миру, английскому языку, логике, чтению и развитию речи, изобразительному творчеству. Занятия в Детском клубе проводятся на основе инклюзивного подхода, где дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются совместно со всеми и где учитываются их индивидуальные возможности.

Одним из самых востребованных направлений деятельности Регионального ресурсного центра является развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной фирме «Коррекция речи». Методисты учебной фирмы применяют современные технологии реабилитации детей-инвалидов. В рамках Международного проекта «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт» происходит расширение информационного пространства, так, освоена технология эрготерапии на основе Концепции Б. Падован. Эрготерапевтические занятия способствуют эффективному развитию речевых и коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учебная фирма «Спорт и здоровье» предлагает инвалидам, детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья занятия паралимпийскими видами спорта, в тренажерном зале, фитнес-клубе. Студенты занимаются стрельбой из лука, пауэрлифтингом, лыжными гонками, легкой атлетикой, плаванием, волейболом, настольным теннисом, бильярдом. Традиционным для спортсменов-паралимпийцев стал ежегодный Фестиваль спортивных игр, на котором чествуют призеров и победителей международных, российских, республиканских соревнований.

 Основными социальными партнерами Регионального ресурсного центра выступают учреждения общего и дополнительного образования, дошкольные образовательные учреждения, общественные организации инвалидов, реабилитационные центры, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, психоневрологические диспансеры. Специалисты данных учреждений активно участвуют в семинарах-практикумах, мастер-классах, научно-практических конференциях по вопросам развития речи и слуха, организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В Региональном ресурсном центре социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализуются следующие принципы:

- комплексность развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями;

- личностно-ориентированный подход к организации всех видов деятельности;

- партнерское взаимодействие с родителями и специалистами образовательных и социально-культурных учреждений;

- создание условий для социальной адаптации и успешного устойчивого развития личности ребенка на основе инклюзивного подхода;

- вариативность развивающей среды;

- самостоятельная активность ребенка.

В статье 24 Конвенции говорится: «Государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования». Современная система образования способствует переосмыслению отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, с признанием их прав на предоставление равных возможностей в различных сферах жизнедеятельности. Ведущую роль в изучении, обобщении и распространении инновационного опыта организации инклюзивного образования за рубежом и в нашей стране, в научно-методическом сопровождении школ, реализующих инклюзивную практику, играет Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО. На базе колледжа осуществляет свою деятельность Научно-образовательный ресурсный центр по развитию инклюзивного образования Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО. Региональный ресурсный центр создает условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования, воспитания и развития, что является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

2.        Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / Авт.-сост. И. В. Возняк, Л. В. Годовникова. Волгоград: Учитель, 2011.

3.        Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 2009.