ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Шакирова Э. Ф.
Россия, г. Москва, Социально-педагогический колледж
Московского городского психолого-педагогического университета

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Формирование социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессиональной и социальной деятельности.

Рост числа студентов, нуждающихся в особом подходе к обучению и воспитанию, в настоящее время является актуальной проблемой среднего профессионального образования.  Важную роль в разрешении данной проблемы призвано сыграть инклюзивное образование, которое обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся, дает возможность личности развивать и приумножать свои субъективные качества, формировать особую систему отношений к окружающей действительности и самой себе.

Формирование социальных качеств студентов с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в системе среднего профессионального образования, происходит в процессе социального воспитания, ориентированного на нравственную, самостоятельную, активную личность с выраженной гражданской позицией и способной к постоянному самосовершенствованию. Одним из условий формирования социально активной личности будущего специалиста выступает технологизация этого процесса.

Реализация технологии формирования социальной активности студентов с ОВЗ должна опираться на основные принципы технологизации воспитания:

- создание общей для всех организационной формы воспитания (специально организованной внеучебной деятельности), направленной на формирование социальной активности студентов с особыми образовательными потребностями;

- индивидуализация данной деятельности и доведение ее до каждого субъекта воспитательной системы колледжа.

Важными условиями технологизации процесса формирования социальной активности студентов с ОВЗ в условиях колледжа являются:

-                 создание единой образовательной среды для студентов, имеющих различные стартовые возможности;

-                 коллективный характер деятельности, направленный на развитие толерантного самосознания у всех участников образовательного процесса;

-                 социально-педагогическая направленность на создание условий эффективной социализации – самостоятельного освоения студентами социального опыта, общественных и профессиональных норм и ценностей с учетом индивидуальных возможностей обучаемых;

-                 оптимизация процесса организации воспитательной работы в колледже (адаптация программы воспитательной работы, внедрение инклюзивного подхода) путем программирования деятельности педагогов и студентов;

-                 индивидуальное мастерство педагогов, организующих внеучебную деятельность студентов, учет их профессиональных умений, направленных на формирование личности будущего специалиста в определенных социально-педагогических условиях.

Социальная активность личности учащегося с ограниченными возможностями представляет собой интегративное общественное качество, включающее в себя наличие необходимых знаний и умений, проявляющихся в инициативной деятельности; совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие  с социальной средой; ценностное понимание социальной действительности. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности [4].

Отметим, что социальная активность студентов с ограниченными возможностями здоровья, формирующаяся в период обучения в колледже, обеспечивает психологическую устойчивость и относительную стабильность существования личности в сложной и противоречивой социальной действительности. Учебный процесс, кроме образовательных целей, одновременно содействует решению задач воспитания и развития личности, а внеучебная деятельность влияет на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования социальной активности будущего специалиста. Внеучебная деятельность может помочь студенту с ограниченными возможностями здоровья осознать мир, в котором он живет, людей, которые его окружают, воспринять эстетические ценности, оценить достижения науки, ценности бытия, отношение к миру, природе и т. д.

Технология формирования социальной активности студентов с ОВЗ относится к социально-педагогическим технологиям, т. е. способам создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации, социальной защиты человека путем воспитательного воздействия на его личность и поведение [2]. Поэтапное включение студентов с особыми образовательными потребностями во внеучебную деятельность осуществляется на основе учета целей среднего профессионального образования, воспитания и развития личности будущего специалиста, предполагает разработку и внедрение конкретной социально-педагогической технологии.

Технология представляет собой оптимальную последовательность социально-педагогической деятельности, организуемой в рамках внеучебной работы со студентами с ОВЗ, позволяющей получить оптимальный результат в виде сформированности на высоком уровне компонентов социальной активности личности, в соответствии с запрограммированными затратами времени и средств. Это система традиционных и инновационных воспитательных средств, направленных на поэтапное формирование социальной активности личности, способствующих более успешной социализации.

Технологизация процесса формирования социальной активности студентов с ОВЗ представляет собой трехлетний цикл деятельности, в течение которого все участники успевают осознать целесообразность и значение организуемого процесса, апробировать его на опыте.

Этап целеполагания связан с общей целью воспитания в колледже и направлен на достижение прогнозируемого результата – формирование социальной активности студентов, с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов образовательного пространства и организаторов внеучебной работы. Цель обуславливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности студентов. На данном этапе также осуществляется исходная диагностика уровней сформированности социальной активности студентов с ОВЗ, готовности педагогов к организации внеучебной деятельности в условиях инклюзивного воспитания, подбор соответствующих диагностических методов и процедур.

Планово-прогностический этап. Сущность планирования организуемого процесса заключается в определении структуры организуемого процесса, основных видов внеучебной деятельности и мероприятий, их содержания на конкретный период. Цель планирования, с одной стороны, ‒ выработка единства действий со всеми субъектами образовательного процесса: администрацией и педагогическим коллективом, студентами с ОВЗ, их родителями, здоровыми студентами и другими специалистами образовательного пространства; с другой стороны – установление сроков реализации решений, уточнение приоритетных направлений, этапов деятельности.

Прогнозирование предполагает систематический анализ и предвидение тенденций формирования социальной активности студентов с ОВЗ во внеучебной деятельности, подготовку заблаговременно обоснованных предложений, программ, определение путей конструктивного решения поставленных задач.

Содержательно-деятельностный этап отражает последовательную реализацию намеченных адаптированной программой (планом воспитательной работы) мер социального воздействия конкретными исполнителями в назначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.

На данном этапе осуществляется координация действий преподавателей, кураторов, социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов в контексте решения задач формирования социальной активности студентов с ОВЗ; формирование единых установок, педагогических позиций, требований учебного заведения и общественных структур социума в организуемом процессе.

На коррекционно-аналитическом этапе фиксируются изменения, произошедшие в социальной активности студентов с ОВЗ, осуществляется оценка результативности реализуемой технологии. В то же время задачей данного этапа является внесение необходимых изменений в воспитательную работу колледжа по формированию социальной активности студентов с особыми образовательными потребностями, устранение причин, тормозящих данный процесс.

Реализация предложенной технологии осуществляется во внеучебное время и предусматривает помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья в компенсации психологических изменений (когда врожденный или приобретенный дефект занимает центральное место в формировании и становлении личности), в формировании положительных установок, развитии других способностей личности, способных  компенсировать инвалидность.

Процесс формирования социальной активности имеет свои особенности в зависимости от вида инвалидизирующей патологии, пола и возраста студента, особенностей его социального положения. Так, у студентов с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 16‒20 лет наличие ограничения жизнедеятельности может усугубить трудности жизнеобеспечения и общения, вызвать  изменение личности, ее социальную изоляцию и привести к асоциальному поведению. Поэтому технология формирования социальной активности студентов с особыми образовательными потребностями должна быть направлена в сторону преодоления имеющихся ограничений жизнедеятельности, на поиск путей реализации собственных возможностей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Иванова Г. П., Шакирова Э. Ф. Методика формирования социальной активности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности. М.: МПГУ, 2009. 62 с.

2.    Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии.  Рязань: Изд-во «Ярмарка», 1999. 92 с.

3.    Хайкин В. Л. Активность: характеристики и развитие.  М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2000. 443 с.

4.    Шакирова Э. Ф. Формирование социальной активности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2012. 197 с.