СОВРЕМЕННЫЕ ТИФЛОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

Соколов В. В.
Россия, г. Москва, МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

При обучении студентов и школьников с глубоким нарушением зрения в условиях инклюзии основная задача ‒ снизить дефицит информации и, тем самым, сделать процесс обучения доступным для них. Учитывать необходимо не только ограничения, возникающие при доступе к учебной информации, но и проблемы ориентирования, как в здании, так и на прилегающей территории.

Предлагаемая статья опирается на практический опыт обучения студентов с глубоким нарушением зрения, накопленный на факультете информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета в сотрудничестве с Институтом коррекционной педагогики РАО.

В современном учебном процессе основным средством доступа и обработки информации для учащихся с глубоким нарушением зрения стал компьютер с соответствующим программно-аппаратным обеспечением и портативные компьютеризированные устройства. Принцип действия всех этих устройств основан на преобразовании визуальной информации в доступные для незрячего учащегося формы:

1)       визуальная информация преобразуется в речь (программы невизуального доступа к информации, синтезаторы речи и читающие устройства);

2)       визуальная информация преобразуется в рельефно-точечный шрифт Брайля (брайлевские дисплеи и брайлевские принтеры в сочетании со специальным программным обеспечением, тифлокомпьютеры);

3)       информация, оставаясь визуальной, увеличивается, изменяет контрастность и цвета (программы увеличения изображения на экране компьютера, автономные видео увеличители).

Подобная классификация достаточно условна, т.к. синтезаторы речи и брайлевские дисплеи бесполезны без программ невизуального доступа, тифлокомпьютеры можно отнести как к первому, так и ко второму классу, а программы увеличения изображения на экране, как правило, одновременно имеют возможность озвучивания увеличиваемого текста синтезатором речи.

Программы невизуального доступа к информации (Screen Reader) ‒ это специальные программы, позволяющие людям с нарушением зрения работать на персональном компьютере без визуального контроля. Эти программы по своему функционалу похожи на «зрячего ассистента», который отыскивает на экране текстовую информацию и либо прочитывает ее вслух, либо отображает на брайлевском (тактильном) дисплее.

Наиболее распространенной в нашей  стране программой этого класса является JAWS for Windows американской компании Freedom Scientific (http://www.freedomscientific.com). Ее используют в большинстве специальных школ, реабилитационных центров и компьютерных точек Всероссийского общества слепых. Русификацией и распространением JAWS for Windows на российском рынке занимается компания «Элита Групп» (http://www.elitagroup.ru).

Программы этого класса позволяют не только получать информацию невизуальными способами, но и осуществлять управление компьютером и прикладным программным обеспечением. Достигается это с помощью особого функционала, основанного на клавиатурных комбинациях. Незрячие учащиеся достигают достаточно высокой скорости работы на ПК, но процесс формирования навыков такой работы требует в несколько раз большего времени, чем для обучения свободного от зрительной депривации человека. Пользователь, не использующий визуальный интерфейс, должен помнить большое количество клавиатурных команд заменяющих возможности манипулятора «мышь».

Сами программы невизуального доступа к информации не «разговаривают», они лишь отыскивают на экране и передают текстовую информацию на синтезатор речи или брайлевский дисплей. В настоящее время программные синтезаторы речи, в сочетании с программами невизуального доступа к информации,  являются основным инструментом для незрячих пользователей компьютерной техники. Количество и степень разнообразия синтезаторов речи постоянно увеличиваются. Существует достаточно обширный перечень программных синтезаторов русской речи. К их числу относятся:

·      синтезатор L&H компании Lernout & Hauspie Speech Products (Бельгия);

·      семейство синтезаторов компании Acapela Group (Франция), из которых наиболее используемыми, являются синтезаторы Speechcube голосовой модуль «Николай» и голосовой модуль "Алена" для синтезатора Infovox Desktop;

·      семейство синтезаторов Speaking Mouse, первоначально разработанных клубом речевых технологий Московского Государственного Университета, а впоследствии совершенствуемых другими российскими производителями программных средств и индивидуальными программистами;

·      Синтезатор русской речи ‒ RHVoice, свободно распространяемый синтезатор разрабатывается индивидуальными программистами на основе речевой базы русского голоса для синтезатора «Фестиваль».

Читающее устройство (или, как его называли ранее, читающая машина) – это устройство для чтения плоскопечатной информации и информации, представленной в электронном виде. Поскольку для чтения текстовой информации в электронном виде существует достаточно много более удобных портативных устройств, читающие машины в основном используют для чтения плоскопечатной информации. До недавнего времени эти устройства были оснащены сканером, под крышку которого помещалась раскрытая книга или лист с отпечатанным текстом, и после нажатия одной кнопки печатный текст озвучивался с помощью синтезатора речи или выводился на брайлевский дисплей. Современные читающие устройства оснащены не сканером, а камерой на штативе, под которую следует помещать печатный текст. Такая конструкция более удобна и позволяет экономить место на столе.

Подчеркнем, что преобразовать в речь или в брайль читающая машина может только печатный литературный текст, рукописные тексты и математические формулы можно только увеличить, а отобразить на брайлевском дисплее или озвучить синтезатором речи нельзя.

Брайлевский дисплей (или тактильный дисплей, брайлевская строка) представляет собой планшет с одним рядом из 20, 40 или 80 пьезоэлектрических модулей (клеток). Каждый модуль способен отобразить один 8-точечный брайлевский символ. Брайлевские дисплеи используют  8-точечный (компьютерный) брайль. Это вызвано тем, что с помощью шести точек можно отобразить лишь 63 комбинации, а в стандартной компьютерной ASCII-таблице отображаемых символов более 200, восьмиточечный формат позволяет отобразить уже 255 символов. Использовать, как в обычном брайле, систему префиксов (цифровой знак, признаки большой и малой буквы) технически достаточно сложно и пока в русскоязычном варианте программного обеспечения этого нет. Поэтому для обозначения заглавных букв, букв латинского алфавита и в других случаях, где в обычном брайле используется соответствующий префикс, на брайлевском дисплее применяются 7-я и 8-я точки.

Использование программы невизуального доступа с брайлевским дисплеем позволяет получить тактильный доступ к текстовой информации, выводимой на экран компьютера. Клавиши брайлевского дисплея дают возможность осуществлять навигацию по экрану, управлять прикладным программным обеспечением и вводить текст, используя 8 клавиш, аналогичных клавишам брайлевской печатной машинки.

Брайлевский дисплей и синтезатор речи не являются альтернативами, а прекрасно дополняют друг друга. Опираясь на более чем пятнадцатилетний опыт использования речевого и тактильного вывода информации в процессе обучения детей с нарушением зрения, накопленный в московской школе-интернате III–IV видов № 1, можно сказать, что брайлевский дисплей удобен при работе с текстовой информацией (редактирование текстов, программирование, заполнение анкет и т.д.), а при управлении операционной системой (выполнение различных настроек, поиск и копирование файлов и т.д.) эффективнее опираться на речевой вывод.

Таким образом, наибольшая эффективность и комфортность использования персонального компьютера в процессе обучения детей с нарушением зрения достигается при совместном использовании речевого и тактильного вывода информации, причем учебное место должно быть оснащено 40-символьным брайлевским дисплеем и программой невизуального доступа одного производителя, а также несколькими синтезаторами речи.

Но не следует думать, что компьютерные методы доступа к информации заменяют собой традиционный брайль. Пока ничего более удобного и универсального чем рельефно-точечная система письма для незрячих не изобретено. Далеко не любую информацию можно воспринять на слух, например, доказательства теорем значительно легче усваиваются при чтении. В этих ситуациях альтернатив брайлю нет. Выполнить математические преобразования по брайлю на бумаге так же гораздо удобнее. С целью повышения эффективности изучения математических дисциплин, на факультете ИТ организовано мелко тиражное издание учебного материала рельефно-точечным шрифтом Брайля. Разработано специальное программное обеспечение для преобразования файлов в формате TEX в файлы, готовые к печати на брайлевском принтере.

Брайлевские принтеры (Embosser) – это чрезвычайно полезные в учебном процессе устройства. С помощью брайлевского принтера можно распечатать учебный материал, необходимые рельефные рисунки и схемы, раздаточный материал и т.д. Уже около 15 лет в России используются принтеры шведской компании Index Braille (http://www.indexbraille.com).

Но эти принтеры хороши только для печати текстовой информации, высококачественных рельефных изображений с их помощью не изготовить. Акцент на печать рельефной графики имеют принтеры Tiger, выпускаемые американской компанией ViewPlus (http://www.viewplus.com).

В российских школах для детей с нарушением зрения получил распространение принтер этой линейки Tiger Emprint. Основным преимуществом этого принтера является возможность совмещения рельефной и цветной печати. Т.е. рисунок, изготавливаемый этим принтером, является одновременно рельефным и цветным, что очень полезно для детей с остаточным зрением. Но использовать его для печати текстов неудобно, так как в этом принтере нет двусторонней печати и работает он только с бумагой формата A4.

Программы увеличения изображения на экране компьютера позволяют обеспечить пользователю с нарушением зрения комфортные условия работы на персональном компьютере. Достигается это с помощью улучшения визуальной составляющей интерфейса и преобразования части визуальной информации в речевую. Эти программы не просто увеличивают изображение на мониторе (как встроенные средства операционной системы Windows), а способны обрабатывать его и выводить на экран в удобной индивидуально подобранной для пользователя форме.

Таких программ существует достаточно много, но наибольшую популярность в нашей стране приобрела программа MAGic, все той же американской компании Freedom Scientific. MAGic работает под всеми современными версиями операционной системы Windows, полностью русифицирован и комплектуется синтезатором русской речи.

В данной статье представлен далеко не полный список существующих тифлотехнических устройств, но он является минимальным для обеспечения условий образовательного процесса в любой форме. Также следует учесть, что для эксплуатации данного оборудования и обучения пользователей необходимы специально подготовленные квалифицированные кадры.