ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ШАГ К СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ И ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ (ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ ШКОЛЫ)

 

Рублик В. И., Чистофорова Н. В.
Россия, Иркутская обл., г. Ангарск, Православная школа во имя Святой Троицы

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья волновали всегда, но чаще, и прежде всего, они волнуют родителей и тех, кто находится рядом с такими детьми. А государство, в лице организующих и  контролирующих образовательный процесс, часто не придает особой значимости их решению.  Вот так и живем, по разные стороны одного, очень важного в жизни   каждого человека, процесса образования: дети с ограниченными возможностями  здоровья и государство, вполне благополучное, почти с чистой совестью, по отношению  к ним.

И что стоит за этим внешним благополучием? Выбор возможностей, которые предлагает государство тем, кому пришла пора получать образование, небольшой: обучение  в специальных государственных образовательных учреждениях (школах-интернатах, домах-интернатах), обучение на дому.  Вероятно, что для многих детей с ограниченными возможностями здоровья это единственный вариант социализации, но ведь среди них есть и такие, которые вполне могут адаптироваться в среде общеобразовательной школы. Все зависит от того, какая это школа и какие приоритеты она выбрала.   И большинство родственников детей-инвалидов, часто жалуясь на отсутствие понимания со стороны окружающих, верят в то, что педагогическая реабилитация не менее важна, чем медицинская. 

По мнению педагогов-практиков, в последние годы заметно увеличилась доля детей с ограниченными возможностями. С этой проблемой столкнулось и Негосударственное общеобразовательное учреждение г. Ангарска «Православная школа во имя Святой Троицы». В ней обучаются  абсолютно здоровые дети, а также  дети, требующие специального подхода, многих из которых существующая сегодня система образования часто отвергает.  Усилия школы направлены как на социализацию детей со специальными потребностями, со средней степенью инвалидности, так и на помощь детям с особенностями поведения (синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с элементами аутичного или девиантного поведения). В нашей школе в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем и создает комфортные условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование ‒ процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию  детей с особыми потребностями.

Известны восемь принципов инклюзивного образования:

1.    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2.    Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4.    Все люди нуждаются друг в друге.

5.    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека*.

Именно такой подход к обучению детей осуществляется в НОУ «Православная школа во имя Святой Троицы».

Выделим основные задачи, которые решаются руководством школы для реализации принципов инклюзивного образования:

·          сформировать у учеников устойчивую мотивацию достижения успеха, с одной стороны, и развить учебные интересы ‒ с другой;

·          создать условия для преодоления неуверенности школьника в себе; ставить такие задачи, которые будут ему посильны, и соответствовать его возможностям;

·          выделить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе;

·          использовать индивидуально-ориентированный подход, что дает возможность ученику действовать в зоне ближайшего развития.

Для ангарской православной школы характерна одна очень важная особенность: большое желание учредителей и всего педагогического коллектива создать для учеников образовательную среду, способствующую глубокому усвоению знаний и полноценному духовному становлению личности. Поэтому здесь стараются продумывать каждый шаг. Это касается и эстетики оформления школьных помещений, и оснащения учебного процесса, и небольшой наполняемости классов (не более 16 человек), и, конечно же, подбора кадров. В настоящее время в школе слаженно работает педагогический коллектив, в котором есть заслуженные учителя России, кандидаты наук, почетные работники образования и просто талантливые педагоги. Всех их объединяет одно – искренняя любовь к детям и к своему делу.

Учебно-воспитательный процесс в школе организован таким образом, что адаптация детей с ограниченными возможностями к коллективу учителей и одноклассников проходит очень мягко, без психологических травм. Это объясняется тем, что в школе особая атмосфера  и внутренняя культура, в ней знают не просто каждого ученика, но и его особенности. Большое внимание уделяется вовлечению таких детей во внеурочную деятельность через толерантное отношение к ним со стороны взрослых и детей. Каждый ребенок находит себе дело по душе и  по его возможностям: кто-то мастерит поделки, создает модели самолета, кто-то развивает свои певческие способности и учится танцевать, а кто-то становится ведущим актером в театрализованном представлении на общешкольном  празднике. В такие моменты все различия между детьми сглаживаются, потому что они обретают уверенность в себе, осознают свою значимость в общем деле, а самое главное, понимают, что их любят такими, какие они есть.

Большое внимание в школе уделяется подготовке «особенных» детей к жизни в современном информационном обществе. Информатика – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Изучение курса информатики предполагает выработку у учащихся логического мышления и способность к решению задач с использованием алгоритмического и эвристического подходов, с применением вычислительной техники в качестве средства автоматизации работы с информацией.

В «Православной школе» изучение информатики начинается со второго класса. В первые годы обучения в школе происходит развитие абстрактно-логического (понятийного) мышления. Со второго по четвертый класс младшие школьники знакомятся с определением информации, получают первичное представление о компьютере, выполняют задания, способствующие развитию логического мышления. Подача материала ведется в следующих формах: манипуляция с физическими предметами; театрализация; манипуляция с объектами на экране компьютера; командный режим  управления экранными объектами; управление экранными объектами с помощью линейных программ. Данными формами работы овладевают дети с нарушением двигательной активности (ДЦП) и даже дети с легкой степенью умственной отсталости.

Несмотря на то что большинство обучающих программ проектируется с целью сформировать тот или иной конкретный навык, компьютерная программа, включенная в урок, несет многоцелевую методическую нагрузку. И действительно, многие из программных средств обучения содержат в себе разнообразные приемы и формы деятельности.

 Учащимся 5-го класса предлагается работа в графическом редакторе, в котором школьники создают рисунки, используя цветовую гамму и реализуя свой творческий потенциал, а также учатся применять понятие алгоритма при создании рисунка. Учащиеся шестых классов впервые знакомятся с программированием в программе «ЛогоМиры» и создают свои первые проекты. С седьмого по девятый класс изучается курс информатики, содержащий основы алгоритмизации и применение языка программирования BASIC для решения алгоритмических задач.

В современную информационную эпоху не все школьники представляют сущность и многообразие мира информационных технологий. Будущие инженер по автоматизации, программист и ИТ-менеджер должны получать разное образование, то есть выбирать разные специальности в вузах. Чтобы объяснить суть этих профессий школьнику, планируется в рамках факультативных занятий вести профориентационную работу с учащимися, а также проводить специальные открытые лекции на базе Ангарской государственной технической академии, на которых раскрывается сущность и многообразие областей применения информационных технологий. В АГТА выпускники-инвалиды зачисляются на бюджетной основе вне конкурса.   Изучение информатики в школе – первый шаг к социальной адаптации детей с ограниченными возможностями и выбору ими профессии.

Комфортная  учебная обстановка на уроках, участие всех детей без исключения в общешкольных мероприятиях и жизни школы благоприятно влияет  на общий уровень социализации. «Обычные» и «необычные» дети учатся и играют вместе, приобщаются к православной культуре и традициям. А самое главное ‒ дети и родители преодолевают социальные предрассудки и комплексы на основе развития толерантности.

 

*[Электронный ресурс]. URL: http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_inkluziv_obrazov