ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР
 ЭФФЕКТИВНОЙ  РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Романович Н. А.
Россия, г. Челябинск, Челябинский государственный университет

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Образование в жизни инвалида в настоящее время играет существенную роль прежде всего как средство его социальной реабилитации и интеграции с социальной средой. В связи с чем есть жизненная необходимость в расширении возможностей обучения для инвалидов в образовательных учреждениях и создании для этих целей необходимых условий.

Огромный потенциал в плане реализации реабилитационных возможностей инвалидов принадлежит высшей школе. Преимуществами высшего образования для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, является широкий выбор профессий и специальностей, высокий уровень профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников. Кроме всего прочего, учеба в университете расширяет кругозор, развиваются интеллектуальные способности, формируются навыки социальной ориентации и общения. В результате трудовая деятельность в качестве дипломированного специалиста дает возможность людям с ограниченными физическими возможностями самореализовываться в жизни, преодолевать их социальную обособленность, интегрироваться в коллектив, в общество. Для  инвалида – это важно в особенности.

Основным механизмом реализации права инвалидов на образование, как следует из Конвенции ООН о правах инвалидов, является инклюзивное (включенное) образование. Инклюзия – это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания общеобразовательного пространства, соответствующего различным потребностям детей. Одним из важных требований к инклюзии, обеспечивающих доступность и получение качественного высшего профессионального образования инвалидами, является своевременное их рациональное профессиональное самоопределение, которое зависит от оптимального выбора  специальности.

Важность профориентационной работы для инвалидов заключается в том, что зонами риска для них в плане профессионального самоопределения является выбор профессии без учета своих профориентационных возможностей. Это проявляется в переоценке собственной личности, своих склонностей и способностей и может привести к дальнейшему ухудшению физического и психического здоровья.

По мнению С. Н. Кавокина, круг профессий, доступных для обучения, неоднозначен для лиц, страдающих разными патологиями, например, для инвалидов с заболеваниями органов кровообращения и болезнями органов дыхания или иными заболеваниями. Это обусловлено различным характером нарушений функций органов при разных патологиях. В этой связи для инвалидов становится  невозможным выполнение тех или иных трудовых операций, и, следовательно, ограничивается возможность обучения ряду профессий»  [2]. Поэтому главная проблема заключается в том, что инвалид в силу имеющихся у него ограничений в здоровье не имеет возможности выбрать любую понравившуюся ему специальность.

  В целом ряд исследований (Е. Е. Дмитриева, Н. А. Бурцева и др.) и ежегодно накапливающийся собственный опыт работы с инвалидами в Челябинском государственном университете свидетельствуют о низкой готовности молодых инвалидов к профессиональному выбору и необходимости целенаправленного воздействия на этот процесс [1, 4]. Причем такая работа должна проводиться с инвалидами своевременно, еще на этапе, предшествующему вузовскому обучению, а именно – в период довузовской подготовки при высшем учебном заведении.

  Данное обстоятельство предопределило использование в учебном процессе довузовской подготовки специально разработанного авторского курса, направленного на рациональное профессиональное самоопределение и адресованного учащимся с ограниченными  возможностями здоровья. Профориентационная  деятельность со слушателями-инвалидами в довузовский период обучения осуществляется преимущественно в ходе изучения дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение». Данный курс позволяет актуализировать и обогатить знания инвалидов в области психологии человека и его профессионального самоопределения, создать целостную картину их индивидуальных профессиональных возможностей.

В процессе изучения данного курса слушатели-инвалиды не просто знакомятся с психологией как наукой о душе, о внутреннем мире человека, но при этом активизируют процессы самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморазвития и саморегуляции учебной деятельности, общения и жизнедеятельности в целом. Достигается это за счет воздействия на когнитивную, мотивационно-деятельностную и эмоционально-волевую сферы личности.

Занятия ориентированы на осознание трудностей, совместный поиск и активизацию сил для решения значимых для инвалидов проблемных вопросов:

- вопросы самопознания, саморегуляции, самоопределения, самореализации – преодоление чувства неполноценности, повышение уверенности в себе, поиск смысла жизни;

- вопросы, связанные с обучением, возможными способами деятельности, оптимальным выбором профессии, планированием жизненного и профессионального пути;

- вопросы взаимоотношений – поиск друга, партнера, преодоление страхов и барьеров в общении, конфликтов.

Основной раздел дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» связан с проблемой профессионального самоопределения и призван познакомить абитуриентов-инвалидов с проблемой выбора профессии, с факторами, влияющими на профессиональный выбор, потребностями современного рынка труда, а также мотивировать учащихся к ответственному профессиональному выбору.

Профориентационная работа с инвалидами не заканчивается этапом довузовской подготовки, она продолжается в течение всего их обучения в вузе. На этом этапе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение дальнейшего процесса профессионального самоопределения через партнерское взаимодействие, беседы, консультации, при необходимости коррекции профессионального выбора с составлением нового личного плана и альтернативных вариантов профессионального самоопределения.

Как показывает практика, предметная и профориентационная подготовка инвалидов, осуществляемая на этапе предшествующем  вузовскому обучению, способствует реализации главной цели инклюзивного образования, позволяет инвалиду успешнее интегрироваться в студенческую среду. Нами были отслежены и проанализированы изменения в профессиональном становлении  инвалидов,   происходящие   в  период  их  обучения  в университете в качестве студентов. Оценка производилась по двум группам показателей:

1)       отсроченные во времени показатели успешности учебной деятельности студентов-инвалидов по избранной специальности (анализ успехов в учебной деятельности);

2)       удовлетворенность студентами-инвалидами сделанным профессиональным выбором.

Опрашивались студенты-инвалиды 1‒4 курсов обучения. Методы беседы, анкетирования и анализ продуктов человеческой деятельности (экзаменационные ведомости, зачетные книжки) проводились со студентами-инвалидами, в отношении которых не была реализована профориентационная работа на этапе довузовской подготовки в ЧелГУ, и со студентами-инвалидами, которые прошли этот курс.

В результате исследования оказалось, что среди студентов-инвалидов, с которыми проводилась профориентационная работа, не наблюдалось случаев перевода на  другие факультеты, отчислений из университета, успеваемость и степень удовлетворенности, обоснованности сделанного профессионального выбора в целом была выше по сравнению с остальными. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что своевременная профориентационная работа в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является важным условием на пути реализации идеи инклюзивного образования – расширения образовательного пространства, так как вовремя сделанный рациональный профессиональный  выбор существенно облегчает момент интеграции  инвалида в единую образовательную среду.

Успешной интеграции в студенческую среду инвалидов способствуют качественные новообразования, приобретенные ими в результате профориентационной работы в период довузовской подготовки: знания по дисциплинам довузовской подготовки, базовые общепедагогические и общепсихологические знания, знания в области психологии труда и профессий, общая ориентировка в мире профессий, владение терминологией, необходимой для освоения профессией, мотивация к учебной деятельности, ценностное отношение к профессиональной деятельности, осознание необходимости в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, развитые отдельные способности, умения, навыки, необходимые при овладении учебной и трудовой деятельностью и др.

Активное их включение в вузовскую жизнь наравне с остальными сверстниками демонстрирует инвалидам в процессе общения с одногруппниками их собственный реалистический образ. Сравнивая свои возможности, мотивы и успехи в учебной деятельности с чужими достижениями, они имеют возможность развить самооценку и уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессионального пути.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурцева, Н. А. Программа профессиональной реабилитации в системе комплексной реабилитации ребенка-инвалида  / Н. А. Бурцева // Доступность высшего образования для инвалидов: Материалы итоговой Междунар. конф., Челябинск, 26‒28 мая 2003 г. / под ред. В. Н. Севастьянова, Е. А. Мартыновой. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2003. С. 11‒13.

2. Кавокин, С. Н. Образование инвалидов как компонента их комплексной реабилитации / С. Н. Кавокин, Н. Гаубрих, Л. Чикинова // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование.  М.: Изд-во МГУП, 2000.  С. 50‒60.

3. Романович, Н. А. Педагогическое содействие профессиональному самоопределению инвалидов / Мартынова Е. А., Романович Н. А. // Современные формы организации и эффективные технологии обучения и реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями и инвалидов: Материалы науч.-практ. конф. с междун. участием. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2012.  С. 49–51.

4. Романович, Н. А. О роли профессиональной ориентации в формировании конкурентоспособной личности слушателя-инвалида / Н. А. Романович // Россия в глобальном пространстве: национальная безопасность и конкурентоспособность: Материалы XXIV Междунар. науч.-практ.конф. В 4-х ч. / Отв. ред. С. И. Кубицкий. Челябинск: Урал. соц.-экон. ин-т АТиСО, 2007.  С. 39–44.