ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В ВУЗЕ
Наставина Ф. З.
Россия, г. Казань, НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ»
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Профессиональное обучение инвалидов – это важная сфера образования, позволяющая лицам с ограниченными возможностями здоровья обрести независимость и экономическую самостоятельность, обеспечить возможность интеграции их в общество. Действующие льготы при поступлении в высшее учебное заведение не разрешают проблему получения образования студентов с ОВЗ, зачастую, помимо финансовых, возникают социальные и психологические барьеры.
На сегодняшний день, накопленный опыт университета управления «ТИСБИ» позволяет утверждать, что одним из путей обеспечения качественного профессионального образования лиц с ОВЗ является реализация вариативных моделей социальной и педагогической инклюзии (включения).
Важнейшим условием эффективности инклюзии является не только разработка методологии развития и содержания образовательно-воспитательной среды, но и наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающая такую важную составляющую, как работа с социальным окружением, средой, в которую включается студент с особыми адаптивными возможностями. Сопровождение необходимо на всех этапах обучения и, как показывают исследования, особенно актуально в период трудоустройства и адаптации на рабочем месте [1].
В систему комплексного сопровождения студентов с ОВЗ в университете управления «ТИСБИ» в настоящее время включено три равноценных компонента: социальный, психологический и педагогический.
Целью системы социально-психолого-педагогического сопровождения в вузе является обеспечение оптимального профессионального и личностного развития студента, успешная интеграция в социум, выработка эффективных жизненных стратегий (форм целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающих его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации).
Социальный компонент направлен на развитие базовой характеристики специалиста – социальную компетентность, как интегральную характеристику личности студента с ОВЗ, проявляющаяся в различных сферах социальной деятельности и общения, обеспечивающая адекватное взаимодействие с общественными структурами, позитивную адаптацию и самореализацию в обществе, достижение успехов и нового качества жизни.
В реальной жизни социальная компетентность проявляется как адекватная ориентация в сфере труда, способности найти себя на рынке труда, трудоустроиться (предложить себя на рынке труда как работника), профессиональной мобильности и обучаемости, понимании социальной реальности, адаптивности, умении найти свое место в жизни [2].
Психологический компонент ориентирован на формирование ситуации развития личности и ее параметров, значимых для личностного и профессионального развития – позитивного самоотношения, эмоциональной стабильности, мотивации достижения, навыков целеполагания, психологической компетентности во взаимоотношениях.
Исследования абитуриентов и студентов с ОВЗ в университете управления «ТИСБИ» выявили эмоциональную дезадаптацию и низкую мотивацию к обучению [3]. К основным причинам повышенного эмоционального напряжения можно отнести: недостаточные коммуникативные навыки, повышенную тревожность, низкую школьную подготовку и самооценку.
Интеграция студента с ОВЗ в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, поскольку хронические соматические заболевания, физические нарушения, выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой, формируют вторичные изменения – личностные, а именно: особенности самоотношения, «Я-концепции», самоактуализации. Эти изменения часто становятся преградой на пути к обучению и самореализации человека.
Педагогический компонент охватывает широкий спектр оказания помощи в процессе обучения: мониторинг учебных достижений, коррекцию пробелов; консультирование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения; консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ОВЗ; методическое оснащение учебного процесса, тиражирование и предоставление в индивидуальное пользование учебных и методических материалов, программ и пособий, подготовленных в соответствии с гигиеническими требованиями, перевод учебно-методических материалов на аудио-, видео- и электронные носители; внедрение в обучение современных компьютерных и адаптивных технологий.
Особое внимание в вузе уделяется индивидуализации обучения, увеличению доли самостоятельной работы студентов, что создает необходимые предпосылки для развития навыков самостоятельного мышления, самодисциплины и творческой активности в процессе обучения.
Система социально-психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в университете начинается в довузовский период. В рамках довузовской подготовки сопровождение включает в себя профориентацию, формирование навыков социально-психологической адаптации наряду с учебной подготовкой, развитие коммуникативных умений, формирование готовности абитуриентов к обучению в интегрированных группах и внутривузовской жизни средствами социально-психологического тренинга. В подготовительный период проводятся интенсивные профориентационные мероприятия, исходя из того, что многие профессионально важные качества абитуриентов с ОВЗ находятся в скрытом состоянии и недостаток жизненного опыта может порождать ошибки в выборе профессии.
Комплексное сопровождение студентов с ОВЗ в процессе обучения в ВУЗе включает в себя:
- создание адаптационных программ (по нозологиям, учитывая психологические особенности студентов с инвалидностью);
- проведение социально-психологических тренинговых программ для развития коммуникативных, ассертивных, творческих навыков и умений;
- обучение студентов с ОВЗ приемам саморегуляции;
- оказание психологической помощи в виде индивидуальных и групповых консультаций студентам, педагогам, специалистам сопровождения;
- создание педагогического всеобуча по вопросам особенностей обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных группах;
- педагогическое сопровождение учебного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологий, например, опорные конспекты лекций, жестовые словари для студентов с нарушениями слуха, аудиозаписи лекций для студентов с нарушениями зрения;
- проведение комплексных психодиагностических исследований студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в ВУЗе с целью изучения динамики личностных изменений
- организацию консультативной помощи семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов поддержки обучения студента с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках социально-психолого-педагогического сопровождения создаются индивидуальные или фронтальные программы развития социальных, социально-эмоциональных навыков, программы личностного развития и самоопределения, программы углубленной социальной и профессиональной подготовки. Благодаря обучению конкретным предметам, находящимся в зоне актуальных интересов студента формируются качества личности, способной к максимально возможной социальной адаптации и самореализации.
Сопровождение при этом охватывает образовательный процесс, индивидуальное развитие в системе его взаимоотношений с самим собой, ближайшим окружением и социумом в широком значении слова. Иными словами, в систему сопровождения вовлекается сам обучающийся, его ближайшее окружение и разнообразные виды сообществ и практик, позволяющих приобретать необходимые ресурсы для профессиональной самореализации.
Включение студентов с ОВЗ в разнообразные виды социальной деятельности позволяет целенаправленно развивать базовые и профессиональные компетенции специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность с оптимальной эффективностью. Приобретение компетенций в большинстве своем возможно в ситуациях, возникающих в процессе групповой (интерактивной и профессиональной) деятельности.
Для нас компетенция выступает новым типом целеполагания и отмечает переход от преимущественно академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников, в связи с чем, образование тесно связывается с требованиями рынка труда [4]. Владение социальными компетенциями предполагает их использование в ряде профессий, что позволяет расширить область трудоустройства выпускников с ОВЗ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 115‒126.
2. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.
3. Прусс Н. М., Вильданова Ф. З. Модель профессиональной подготовки студентов с нарушениями слуха в условиях негосударственного вуза: Монография. Казань: Издательский центр «Университет управления «ТИСБИ», 2011.
4. Байденко В. И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В. И. Байденко, Джерри ван Зантворт. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.